Таким образом, название режима жизнедеятельности школы носит лишь относительный характер и определяется по доминантному признаку.




Вместе с тем давайте не забывать, что в России еще немало школ, которые безнадежно отстали, которые годами выпускают плохо образованных, невоспитанных, слаборазвитых в интеллек­туальном, духовном и физическом отношении выпускников, где (как это ни прискорбно, но мы просто вынуждены это конста­тировать) работают неквалифицированные, некомпетентные ру­ководители и учителя, взаимно устраивающие друг друга. Это школы, которые ждут, что кто-то их обеспечит новыми програм­мами и методиками, кто-то объяснит, как нужно по-новому работать, кто-то будет руководить их развитием, — это школы, руководители и учителя которых порой даже спекулируют на том, что они работают во вполне приемлемом режиме функцио­нирования. Разумеется, эти маленькие хитрости некоторых ру­ководителей и педагогов должны правильно пониматься и кри­тиковаться органами образования, родителями и учащимися, прогрессивной частью педагогов этих школ.

С точки зрения управления режимы стабильного функциони­рования и развития школы и сами процессы функционирования и развития, безусловно, имеют существенные различия, которые бу­дут рассмотрены в специальных табл. 1—3, а также в гл. VII.

В заключение отметим, что переход школы из одного режима жизнедеятельности в другой непрост, и для обеспечения быстрого, безболезненного перехода школы в новое состояние (в инноваци­онный режим) руководителям придется решать целый ряд слож­ных проблем.

Среди них:

— интеллектуальные, научно-методические проблемы (разработка концепций, программ, стратегий перехода и т.д.);

— ресурсные проблемы (финансы, оборудование, помещения, кадры, время);

— человеческие проблемы (формирование отношения в коллективе к смене режима жизнедеятельности, мотивация, преодо­ление сопротивления новому, в режим поиска сначала приходят люди, а уже потом школа как система!);

— нормативно-правовые (разработка положений, уставов, учредительных документов, получение разрешения на эксперимент, аккредитация, аттестация, лицензирование и т.д.).

В решении этих проблем огромная роль принадлежит грамот­ному управлению, обеспечивающему не любой, а именно наиболее экономный (по расходам времени и сил) и наиболее надежный (с точки зрения получения спрогнозированных результатов) путь.

§ 3. Функционирование и развитие школы

(Через сравнение - к пониманию сущности и специфики)

Для более четкого понимания сущности и специфики, а также для грамотного различения режимов функционирования и раз­вития рассмотрим две таблицы, где сравниваются объекты уп­равления, процессы их обеспечения и некоторые характеристики управления для обоих рассматриваемых режимов жизнедеятель­ности школы.

Считаем своим долгом предупредить читателя, что всякая таблица как форма статична, и если приходится в ней отражать динамичные, а тем более взаимосвязанные процессы, то их некоторые искажения неизбежны. В нижеприведенных таблицах мы покажем различия режимов функционирования и развития, но это ни в коей мере не уменьшает их взаимосвязи, взаимопереходов, о которых мы писали. Воспринятые только в совокуп­ности, оба процесса дают полную и реальную характеристику жизнедеятельности школы.

В заключение этого раздела мы еще раз напоминаем читателям, что проанализированный здесь материал было бы неправильно трактовать как текст, в котором сравнивается управление разви­тием с плохим управлением функционированием, или что режим функционирования изначально плох и потому всегда хуже режима развития. Напоминаем, что наша книга адресована руководителям развивающихся школ или школ, переходящих в этот режим." И потому еще раз подчеркиваем: если школа работает в стабильном режиме функционирования, дает устойчивые, оптимальные для современных условий образовательные результаты и это удовлетворяет учителей, и детей, и родителей, и все другие слои общества, определяющие социальный заказ школе, то нет никаких оснований, пользуясь материалом этого параграфа, осуждать такие школы.

Таблица 1

Сравнение сущности и специфики объектов управления в школах, работающих в режиме

функционирования и в режиме развития

 

Параметры сравнения Режимы жизнедеятельности
Функционирование Развитие
Вид образовательного учреждения Сохранение прежнего типа (вида) образовательного учреждения. - Начав с локальных и модульных изменений в рамках прежнего типа школы, последовательное продвижение к созданию образовательного учреждения нового типа (адаптативная школа- система, школа разноуровневого обучения, школа-комплекс, колледж, гимназия, лицей, школа с профилирующим обучением, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа-лаборатория, школа для детей с дефектами здоровья, профшкола, школа-техникум, аграрная школа, средний сельскохозяйственный образовательный комплекс и т.д.
Объект управления Учебно-воспитательный процесс, а также процессы его обеспечения в стабильном режиме (работа с кадрами, родителями и т.д.) Инновационный процесс, т.е. освоение новшеств в деятельности школы (имеется в виду и в учебно-воспитательном процессе, и в управлении, и в со здании условий)

 

Параметры сравнения Режимы жизнедеятельности
    Функционирование Развитие
Потребность объектов в управлении Объект требует от адми­нистрации обеспечения порядка, стабильности, неизменности содержания и организации учебно-вос­питательного процесса, преемственности в управ­ляющей системе школы, методах управления   Объект требует от руководителей, всех субъектов управления "лидерства, смелости, инициативы, реши­тельности как в обновлении самой школы, так и в обновлении ее управляющей системы
Характеристи­ки образова­тельной дея­тельности: Цели и задачи Воспроизводство нарабо­танного опыта (практи­ки) образования, стрем­ление сохранить имеющиеся результаты, поддержание и использо­вание имеющегося потен­циала школы Наращивание, рост потенциала школы и повыше­ние эффективности его использования, создание или освоение нового опыта, стремление создать но­вую практику образования, дающую новое его каче­ство, необходимое не столько для нынешней, сколь­ко для будущей жизнедеятельности учащихся
Содержание образования Использование устояв­шихся традиционных идей, знаний основ на­ук, учебных предметов Использование новых идей, новых научных знаний, введение новых учебных дисциплин, ранее не пре­подававшихся в школе

 

Технологии, методики обучения Использование наработан­ных в прежние годы ме­тодик обучения, ориенти­рованных на поддержание нынешнего (возможно, и оптималь­ного для имеющихся ус­ловий и задач) уровня образования, воспитания и развития детей Освоение и разработка новых форм, методов, средств обучения, ориентированных на получение образования, соответствующего требованиям социаль­ного заказа завтрашнего дня (т.е. спрогнозирован­ным требованиям социального заказа ко времени окончания группой учащихся общеобразовательной школы)
Организация учебно-воспитательно­го процесса Сохранение имеющейся, например, классно-уроч­ной системы обучения со сложившимся числом учебных дней в неделе, смен, ступеней образова­ния и т.д. Экспериментальное освоение новых систем организа­ции учебно-воспитательного процесса (изменение продолжительности уроков, числа учебных дней, смен, создание новой структуры ступеней образова­ния, освоение предметно-урочной, цикло-блочной си­стемы организации учебно-воспитательного процес­са, переход в режим полного дня, сдвоенных и строенных уроков, освоение лекционно-семинарской системы обучения, зачетной системы контроля, монтессорианской, штайнеровской или иных систем ор­ганизации учебно-воспитательного процесса)

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: