функционирования и в режиме развития




 

 

Условия обра­зовательной деятельности Режимы жизнедеятельности
Функционирование Развитие
Кадровое обеспечение Состав кадров сложился, он ста­билен, повышение квалификации учителей осуществляется в инте­ресах получения оптимальных ре­зультатов по традиционным учеб­ным программам и методикам Должен осуществляться специальный под­бор кадров на конкурсной основе (под но­вые учебные дисциплины) или по контрак­ту приглашаются специалисты из вузов и техникумов по вновь вводимым дисципли­нам, (В настоящее время из-за острого де­фицита педагогических кадров многие раз­вивающиеся школы не могут пока реализовать это требование, но при улуч­шении кадровой ситуации к нему надо стремиться.) Осуществляется не только по­вышение квалификации, но и в случае не­обходимости переподготовка кадров для обеспечения нового содержания образова­ния; организуются специальные занятия с учителями по методике развития своего опыта, освоения чьего-либо опыта или на­учных разработок и обязательно по мето­дике организации экспериментов

 

Научно-методическое обеспечение Используются традиционные учеб­ные планы, программы, техноло­гии обучения и воспитания, тра­диционные учебники и пособия, обеспечивающие требования сегод­няшнего дня Разрабатываются новые учебные планы, со­здаются модифицированные или новые учебные программы, вводятся новые дис­циплины, разрабатываются и осваиваются экспериментальные учебники и пособия и соответствующие им технологии обучения, ориентированные на новое качество образо­вания; устанавливаются связи с кафедрами вузов, ИПК, лабораториями НИИ
Финансовое обеспечение Учебно-воспитательный процесс обеспечивается в основном в пре­делах отпущенных по бюджету финансовых средств; дополнитель­ные средства изыскиваются толь­ко в том случае, когда с их по­мощью можно повысить результаты работы школы до оп­тимального для требований сегод­няшнего дня уровня (при усло­вии, что повышение результатов значительно и дополнительные финансы целесообразно для этого изыскивать) Рассчитывается сметная стоимость програм­мы развития и изыскиваются новые бюд­жетные и внебюджетные источники (спон­сорство, платные образовательные услуги, предпринимательская деятельность школы, продажа новых программ, разработок, плат­ное повышение квалификации педагогов других школ на основе своего опыта и др.)

 


 

 

Условия обра­зовательной деятельности Режимы жизнедеятельности
Функционирование Развитие
Материально-техническое обеспечение Учебно-воспитательный процесс организован на имеющейся мате­риальной базе; она может обнов­ляться только в случае прогнози­рования ощутимого эффекта от этого обновления при работе по прежним программам, планам, тех­нологиям Создается новая материальная база учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая новые результаты развивающейся школы
Мотивационное обеспече­ние Создание благоприятного мораль­но-психологического климата в коллективе в той мере, в какой это необходимо для поддержания стабильного функционирования школы в рамках связей и отноше­ний, определенных формальной организационной структурой Специальная работа руководителей по изучению веду­щих (доминирующих) мотивов, ценностей, устремлений, интересов и потребностей педагогов с тем, чтобы на этой основе обеспечить целенаправленное стимулирование всех участников образовательного процесса на постановку для себя, класса и школы новых, напряженных целей, на определение своей активной позиции в инновацион­ном процессе, на максимальную самореализацию себя как личности, на повышение престижа школы и своего собственного, на достижение максимального удовлет­ворения от работы и учебы
Нормативно-правовое обес­печение Использование типовых докумен­тов, регламентирующих стабиль­ный режим жизнедеятельности школы Разработка и утверждение пакета своих, оригинальных, учитывающих специфику но­вого образовательного учреждения докумен­тов (устав, положение, решение учредите­лей, программы развития, концепции, программы эксперимента и др.) для откры­тия экспериментальной площадки или ин­новационной школы, а также подготовка документов, необходимых для аттестации на новый статус

Таблица 3

Сравнение некоторых характеристик управления в школах, работающих в режиме функцио­нирования и в режиме развития*

 

Параметры сравнения Режимы жизнедеятельности
    Функционирование Развитие
Назначение управления Управление предназначено для поддержания имеющегося потенциала школы, имеющихся результатов ее деятельности Управление предназначено для создания нового более высокого потенциала школы, позволяюще­го ей перейти в новое качест­венное состояние, которое обес­печивало бы новые результаты
Субъект управ­ления Как правило, это только администрация шко­лы при ограниченных правах, слаборазвитых функциях органов учительского, ученическо­го и родительского самоуправления, деятель­ность которых, скорее, напоминает ритуаль­ную игру в самоуправление, поскольку" реальные права сосредоточены только в ру­ках дирекции школы. Администрация может прислушиваться к мнению органов самоуп­равления, учитывать его, иметь с этими ор­ганами вполне цивилизованные взаимоуважи­тельные отношения, но реальное право принятия решения остается за администра­цией. Принцип единоначалия превалирует над принципом коллегиальности в управле­нии. Это ни в коем случае не следует рас­сматривать как отрицательную особен­ность, если описанный субъект обеспечивает цели школы, работающей в режиме функци­онирования Все участники инновационного процесса: штатные руководите­ли школы, учителя, учащиеся, родители, спонсоры, педагогиче­ски грамотная и заинтересован­ная в делах школы обществен­ность, разветвленная система органов управления, наделен­ных широким набором функ­ций, полномочий и, что особен­но важно, реальных прав, обеспечивающих активные (субъ­ектные) функции всех участни­ков процесса развития школы

 

Параметры сравнения Режимы жизнедеятельности
Функционирование Развитие
Подходы и на­учные концеп­ции, лежащие в основе прак­тики управле­ния руководи­телей школы Подходы в работе в основном эмпирические, интуитивные или на основе личного опыта. Чаще всего незнание каких бы то ни было отечественных или зарубежных управленче­ских концепций. Если руководителем и изу­чались теории менеджмента, то за основу в практике управления выбирались преимуще­ственно рационалистические, а не поведенче­ские концепции Опора в работе на знание са­мых разнообразных теорий и концепций зарубежного менедж­мента, как рационалистических, так и поведенческих, с боль­шей степенью использования именно поведенческих, основан­ных на психологии управления, теории мотивации, теории цен­ностей и т.п.
Качество и эф­фективность управления Определяется по КПД использования имею­щихся возможностей школы Определяется либо по росту воз­можностей школы, либо по рос­ту КПД использования имею­щихся возможностей, либо по обоим факторам одновременно

* Сравнение организационных структур управляющих систем, а также содержания, способов и особенностей реализации управленческих действий, осуществляемых субъектами в школах, работающих в режиме функцио­нирования и в режиме развития, приведено в гл. VII.

 

 


* Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1990. — С.641.

** Советский энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 1108

*** Философский энциклопедический словарь. — М., 1993. — С.561

**** Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. С.-П., 1904. — Т.79. — С. 135.

* Мы изначально отвергаем обвинения возможных оппонентов в использовании нами реакционных идей социального дарвинизма, основанного на примитивном, вульгарном, прямолинейном переносе принципов развития из области естественных наук в социальные. В нашем случае речь идет о метафорическом использовании, о корректном, неизвращенном применении дарвиновской триады принципов к объекту нашего рассмотрения, речь идет только о корректной редукции, а не прямом переносе. В связи с возможными обвинениями в некорректном употреблении дарвиновской триады принципов развития приведем еще и точку зрения видных специалистов в области менеджмента М. Мескона, М. Альберта.Ф. Хедоури, высказанную ими в их всемирно известной книге «Основы менеджмента» (М., 1994. — С. 113-114): «Согласно теории эволюции Чарлза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших».

 

* Пригожин И. От существующего к возникающему. — М., 1985; Николис Г.,

Пригожий И. Познание сложного. — М., 1990.

** Синергетика — от греч. synergetikos —совместный, согласованно действующий.

* Имеется в виду ситуация, при которой школа, директор, его заместители, учитель, ученик, регион сами ставят цели своей деятельности, сами определяют способы их достижения, сами осуществляют контроль и анализ результатов и т.п. Речь идет не только о саморазвитии индивида, но и о саморазвитии организации, становящейся субъектом.

 

** Для еще большего понимания синонимичности понятий «развитие» и «саморазвитие» мы советуем читателю вспомнить характеристику феномена «упрямство духа», описанного выдающимся австрийским психологом Виктором Франклом в его интереснейшей книге «Человек в поисках смысла» (М., 1990), которую мы очень рекомендуем прочесть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: