Эффективность профилактики




Существенно, чтобы властные структуры были заинтересованы в проведении программы и осуществляли постоянный контроль на каждой стадии ее выполнения. Показателями эффективности деятельности можно считать остановку или сокращение роста распространенности злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков, сокращение численности правонарушений, связанных с распространением и употреблением наркотиков, возросшую компетентность населения в отношении проблемы наркоманий и ее последствий. Следует различать кратковременные, отставленные и долговременные показатели эффективности. К первым относятся результаты, полученные сразу после проведения акций, уроков или курсов. К отставленным показателям эффективности можно отнести результаты, полученные спустя 1- 3 и более лет после начала вмешательства. И наконец, долговременным эффектом профилактической работы является изменение отношения к наркотикам на границе смены поколений.

Не располагая точными показателями экономической эффективности, можно с уверенностью утверждать, что стоимость лечения и реабилитации лиц с химической зависимостью по своим затратам на несколько порядков превышает затраты на профилактическую деятельность. И если мы ставим реалистичные задачи в противостоянии распространению злоупотребления психоактивными веществами, уменьшении спроса на них, то эффективность при их выполнении неотделима от содержания работы.

 


 

 
 

 


Часть V

Тематические занятия

Предисловие 3

В этой части, изложена методика проведения занятий в учебных заведениях. Целью занятий является формирование позитивных представлений о взаимоотношениях между людьми и о самом себе. Это открывает возможности и является необходимым условием для формирования представлений о безопасном поведении и образе жизни. Тематика занятий определена исследованиями в психологии подростков, принадлежащих к группе риска в отношении потребления алкоголя и других психоактивных веществ. Подростковый возраст характеризуется развитием символического мышления, поэтому на занятиях преобладают вербальные методы работы. Общая идеология исходит из фундаментальных исследований в психологии: теории социального научения и динамики малой группы, которые имеют огромное прикладное значение в практике психологической коррекции. Следуя определенному своду правил поведения в группе, о которых все время следует напоминать ребятам, при проведении занятий мы приближаемся к границам доверительности без оценок поведения отдельной личности. Негативные образцы поведения конкурируют с позитивными, и как следует из теории и эксперимента социального обучения, последние - оказываются сильнее. В настоящее время практика реализации подобных программ является альтернативой традиционному подходу в профилактике связанному с информированием о негативных последствиях рискованного поведения употребления алкоголя и других психоактивных веществ, опасного секса, ситуаций насилия и жестокости.

Тематика и форма проведения занятий не являются жестко фиксированными и могут изменяться в зависимости от конкретных условий, однако условия безопасности личности в группе следует соблюдать неукоснительно. Данные занятия могут проводиться как в условиях учебных заведений, их группах так и в неформальных объединениях, главное чтобы участники и руководитель были достаточно мотивированы для подобной деятельности. Позитивная мотивация возникает и укрепляется по ходу проведения “урока за уроком”. Кроме того, время от времени необходимо осуществлять рефлексивный контроль о том, возникает ли ощущение потерянного времени, и на что было бы лучше его потратить.

Для проведения данной работы не обязательно требуется профессиональная квалификация психолога, тем не менее, понимание принципов гуманистической психологии необходимо. В результате данной программы не ставится задача получения немедленных запланированных результатов в изменении поведения, скорее это развитие понимания своего пути, шанс на подобное понимание и раскрытие. Результаты исследований показывают, что изменения в намерениях и поведении после талантливо поданной информации, например в лекционных занятиях гораздо ниже, чем позитивные сдвиги, полученные в результате предлагаемого тренинга.

Данная программа, обогащенная сведениями из опыта и наблюдений врачей и психиатров-наркологов, профессиональными знаниями о влиянии алкоголя и различных видов наркотических веществ на центральную нервную систему, психику, человека внутренние органы приобретает дополнительную ценность. В ходе изложения материала о психоактивных веществах уместно говорить о стадиях опьянения, постинтоксикационных состояниях, признаках риска, развивающейся наркомании, о зависимости. Данная информация предлагается в виде авторитетного мнения одного из участников группы и не должна провоцировать дистанцированные отношения лектора и аудитории.

Как отмечалось в предыдущей части, перед проведением цикла занятий целесообразно провести опросы с целью выяснения степени знакомства с психоактивными веществами, мнений и опыта в отношении их употребления. В конце 5-й части приведены образцы опросников для педагогов, родителей и детей, составленные на основе вариантов, рекомендованных МЗ РФ и Национального бюро по наркотикам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: