Модуль 2 Гносеологические проблемы научного и технического познания




Содержание дисциплины

 

Модуль 1 Взаимосвязь науки и техники, ее социокультурный контекст

Тема 1.1. Наука и техника как предмет философского анализа

Специфика философского подхода к исследованию науки и техники. Рефлексивный характер философских обобщений. Науковедение, психология науки, социология науки, экономика науки.

Классификация наук, место технических наук в общей системе научного знания. Фундаментальные и прикладные науки. Научно-познавательная и практически преобразующая деятельность ученого и инженера.

Тенденция гуманитаризации научного и технического знания.

 

Тема 1.2. Исторические варианты интерпретации техники, технического знания и технических наук

Техника архаических культур. Сакральная и магическая интерпретация техники и технологии в анимистическом мировоззрении.

«Технэ» как искусство созидания вещей. Религиозное происхождение техники - А. Эспинас. Техника как проявление божественного. Техники как творчество изобретателя. Интерпретация техники как результата технического творчества в применении природных законов.

Различные концепции философской интерпретации природы техники, понимания ее сущности и назначения: культурно-историческая, формально-символическая, квазитеологическая, деятельностная, неомарксистская, неоюмистская, поструктуралистская. Нетехническая сущность техники, техника как раскрытие «потаенного» у М. Хайдеггера. Акт технического творчества, изобретение как проявление сущности техники у Ф. Дессауэра. Мегамашины у Л. Мэмфорда.

Техника как идея, овеществленная в технических устройствах. Техника и наука. Становление технических наук на основе инженерной практики и заимствований из естественных наук. Технофилософская концепция Ф. Бонна.

 

 

Тема 1.3. Исторические формы связи науки и техники. НТР, НТП и порожденные ими проблемы. Проблема ответственности и этика ученого и инженера

Зарождение техники и зарождение науки. Технические изобретения и становление экспериментальной науки. Роль науки в инженерной деятельности. Потребности развития техники как основание развития науки.

Различие традиционной и техногенной цивилизаций, их мировоззренческих установок. Техногенная цивилизация и научно-технический прогресс.

Логика научно-технического развития и непредсказуемость его технических и нетехнических последствий. Стихийность НТП и ее следствия. Социальное измерение научного и технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Проблема технофобии. Социальные последствия информатизации.

Антропологическая несоразмерность техногенной цивилизации.

Концепция устойчивого развития как комплекс новых представлений о научно-техническом прогрессе. Социальные ценности как основание выбора стратегий развития науки и техники.

Этические проблемы, возникающие в ходе различных видов технической деятельности.

Свобода и ответственность в инженерной деятельности, теоретических и прикладных исследованиях. Противоречие между профессиональной и социальной ответственностью.

 

Модуль 2 Гносеологические проблемы научного и технического познания

Тема 2.1. Особенности и стандарты научно-технического познания. Истинность научно-технического знания

Научное и ненаучное знание. Критерии научности знания. Особенности и виды технического знания. Практическое и теоретическое знание. Явное и неявное знание в науке и технике. Концепция личностного знания М. Полани. Парадигмы научного и инженерного мышления.

Логические стандарты научного познания и технической деятельности. Логика здравого смысла в науке. Методологическая роль диалектической логики.

Стиль научного мышления и изменение его стандартов. Инженерный стиль мышления.

Понятие истины. Принципы верификации и фальсификации. Догматизм и релятивизм.

Критерии истины. Инженерная практика как критерий истины. Истина и польза.

Тема 2.2 Процесс формирования научного и технического знания. Концепции развития науки и техники

Типология научных проблем. Проблема, вопрос, задача. Проблемная ситуация.

Специфика постановки и решения проблем в технической науке, в проектировании, конструировании, изобретательстве.

Способы обоснования и опровержения гипотез. Гносеологический статус моделирования.

Движущие факторы развития научного знания. Интернализм и экстернализм. Механизм развития научного знания. Куммулятивизм и антикумулятивизм.

Концепции роста и развития наук Поппера, Куна, Локатоса, П. Фейерабенда. Эволюционная модель развития науки и техники С. Тулмина.

Проблема инноваций в науке и технике. Социально-экономические факторы внедрения инноваций.

 

Тема 2.3 Методы активизации и развития творческого потенциала инженера-исследователя

Понятие творчества. Основания научного и технического творчества.

Единство чувственного и рационального в научном творчестве. Творческий потенциал воображения. Логические основания творчества. Аналогия и ее эвристические возможности.

Сознательное и бессознательное в творческом процессе. Особенности интуитивного знания.

Творчество и личность исследователя. Качества творческой личности.

Методы активизации творчества при решении различных типов задач. ТРИЗ, морфологический анализ, мозговой штурм, метод контрольных вопросов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: