Автор-составитель: Сакович Наталья Александровна




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Государственное учреждение образования

«Академия последипломного образования»

ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Учебно-методические материалы

Курсов повышения квалификации психологов

«Современные психотехнологии:

Основы юнгианской песочной терапии»

 

Автор-составитель: Сакович Наталья Александровна

ведущий психолог Отдела прикладной педагогической психологии АПО г.Минск, Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член международной ассоциации Sandplay, член Российской Ассоциации Арт-терапии, член Белорусской Ассоциации психотерапевтов.

 

Минск 2007


Метод sandplay (дословно - песочная игра) очень мало известен в Белоруссии. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый - ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе, диаюено и луизено в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. У навахо употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы, которая окружала человека со всей силой символизма мифического мира навахо, создававшего условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия. Их песочные изображения представляли традиционные фигуры: животных, деревья, природные явления, такие как ветер, шторм, дождь, град, богов и богинь - всё, что присутствовало в религии навахо, доставшимся им в наследие от предков, бродивших и медленно мигрирующих из Аляски до юго-запада. В течение этого времени они развили подлинную религию лечения, включающую удивительные шаманские видения на песке. Для каждой церемонии лечения, для каждого человека на песочной картине воссоздавался предок ясновидца. Картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. Американские индейцы отображают и используют видения на песке многие века, и различные источники сообщают нам, что они легко выполняют психологическую работу с образами, потому что владеют традиционными техниками медиумов. Но как бы ни было старо и универсально это искусство, каждая эра овладевает своими техниками и перспективами.

Юнгианская песочная психотерапия в учреждениях образования ― это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования песка как арт материала и набора миниатюрных объектов.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе, развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Источниками концепции песочной психотерапии стали опыт и работы М. Ловенфельд, Д. Калфф, К. Г. Юнга, и др.

В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа, Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается со взрослыми клиентами.

Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью” (Фрейд А. Фрейд З., 1995).

Примерно в 40-х годах в Швеции появился “Тест мира”, разработанный Шарлоттой Бюлер или, так называемый, “Erica метод”, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии, несколько позже, в работе с детьми начала использоваться «Техника Мира» Маргарет Ловенфельд, взятая из теста мира. В 30-40-х годах Дора Калф на психологическом конгрессе познакомилась с М. Ловенфельд. Она увидела в «Технике Мира» большой потенциал, но должна была быть проделана большая работа по оформлению игры в психологическую технологию.

Дорой М. Калф на основе «Техники Мира» был разработан и теоретически обоснован терапевтический метод – Sandplay. Вначале он использовался как игра в песок для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми и получил название песочной терапии. Клиенты разыгрывают свои фантазии, мечты, желания в песке при помощи символических объектов. Это стало дополнением к технике активного воображения К.Юнга.

Самый важный аспект sandplay, это то, что эта техника уходит вглубь детства, в детские игры-замещения. К. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективной психики. Многие психологи говорили о том, что поднос с песком открывает “внутреннего ребенка”. К. Юнг: “Тема ребенка, это не только то, что существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в настоящем. Цель – жить” [ ].

Дора Калфф установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком (подносом) песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калфф выпущена монография “Сэндплэй”[ ].

Дора Калфф полностью посвятила себя сэндплэю и развивала этот метод в течение всей своей жизни, и теперь он продолжает существовать и расширяться в руках таких же самоотверженных последователей.

Обустройство места песочной терапии

Как только принято решение, что Песочная терапия – это то, чем Вы хотели бы заниматься, пришло время обустроить рабочее пространство и собирать необходимые материалы.

Многие психологи объясняют свое невнимание к песочной терапии неадекватностью рабочего пространства или недостаточным бюджетом. На самом деле можно начать с минимального пространства и расходов. Основные материалы, которые должны быть - песок, один или два подноса для песка, некоторые миниатюрные объекты, арт и строительные материалы, кувшин для воды, фотоаппарат, маленький стол, и несколько полок или контейнеров для хранения объектов.

В процессе введения Песочной терапии в вашу практику важно потратить некоторое время на знакомство с книгами и статьями по данной теме. Рекомендованный список литературы включен в эти материалы Так же рекомендуется поучаствовать в обучающих мастер-классах или пройти курсы повышения квалификации, способствующих квалифицированному использованию Песочной терапии. Предпочтительно, чтобы мастер-классы были основаны на опыте, давая возможность испытать себя в роли и клиента и психолога. Изучение будет на более глубоком уровне, если вы фактически участвуете в Песочной терапии. Это поможет определить, является ли Песочная терапия подходящим для вас инструментом, который дополнит уже существующие методы.


Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребен­ком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизнен­ный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, пси­хотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею. Песок состоит из кру­пинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие пси­хологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автоном­ности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Игра с песком как консультативная методика была описана англий­ским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполнен­ный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назва­ла свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-р1ау») за­нимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швей­царский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными воз­можностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрас­ным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице исполь­зуется следующее оборудование:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером — 50x70x8 сан­тиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зри­тельного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом цели­ком.

По бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспорти­ровки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значи­тельно большего размера.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой псочницей.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не бо­лее 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персона­жи, здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, дои­сторические, морские, и пр.; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ра­кушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.; символические предметы: ис­точники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувени­ры; живая зелень и пр.; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирами­ды и др.). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть исполь­зовано в песочных играх.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из пес­ка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, привносить в картины игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если их предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в волосах детей.

Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощу­щениями, появляющимися при взаимодействии с ним.

Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подроб­но проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку, многие дети пло­хо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что при­слушивается к своим чувствам.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, тре­угольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на пес­ке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этими упражнениями, педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубо­ко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, на­правленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке как на клавиатуре пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.

После обучения детей манипуляции с песком, педагог переходит к пред­метному конструированию. Можно строить природные ландшафты: ре­ки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и при­нимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появ­ляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «про­игрывают» жизнь в деревне. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как течет жизнь в городе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружаю­щем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно с этими занятиями, педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом об­водят их пальцем. Обводка на песке у ребят получается лучше, чем на бу­маге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они «пишут» с удовольствием.

После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает

сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. По­степенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и само­стоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответ­ствии с сюжетом.

Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улуч­шают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипули­рованию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседнев­ную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют:

- Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ори­ентацию в пространстве.

- Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут вы­держивать 15-20 минут занятий.

- Развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, пере­давать интонации, темп речи педагогов. Дети стараются подражать педа­гогам, имитировать звуки, которые издают их персонажи.

— Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особен­ности тактильно-кинестетической чувствительности.

- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

- Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ пове­дения в них.

- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: