Причины совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА
Слово «террор» в переводе с латинского означает «ужас». Терроризм – расчетливое использование угрозы применения насилия с целью достижения политических, экономических, идеологических и религиозных целей. Проблема терроризма на сегодняшний день уже давно перешла в разряд глобальных.
Исследования событий, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА, показывают, что воздушное судно оказывается наиболее уязвимым во время полёта по маршруту или в ситуации аварийной посадки на не подготовленную с точки зрения авиационной безопасности территорию.
Причинами вовлечения в террористическую деятельность объектов ГА и, в первую очередь воздушного судна (ВС) с пассажирами на борту, являются:
· использование минимальных сил и средств для достижения своих целей и получения при этом известности и популярности;
· значительная ценность ВС, легко поступиться которой собственник (в т.ч. и государство) не может;
· в случае катастрофы - гибель большого количества людей, при этом организатор и террорист-исполнитель остаются анонимными;
· возможность использования ВС как:
- объект посягательства (путём его повреждения или уничтожения, а также захвата заложников, находящихся на борту);
- средство доставки взрывного заряда;
- орудийное средство.
Статистика совершения АНВ на объектах воздушного транспорта России
Задание студентам: заполнить недостающими данными ячейки таблицы
Виды АНВ | По периодам | УК РФ | |||
1970–1989 | 1990–2000 | 2001- 2010 | №ст. | мера наказания | |
Взрыв ВС/объектов ГА | - | - | |||
Захват/угон ВС | |||||
Попытка захвата/угона ВС | |||||
Диверсия/попытка диверсии | - | ||||
Нападения | |||||
Угрозы в адрес ГА | |||||
Блокирование ВС и объектов ГА | - | ||||
Несанкционированное про-никновение в ВС и на объекты ГА | - | ||||
Другие АНВ (инциденты) | - | ||||
ВСЕГО: |
В гражданской авиации России функционирует система обеспечения авиационной безопасности, которая в соответствии с международными стандартами и рекомендациями (Приложение 17 к Чикагской конвенции) проводит работу по ряду направлений, основными из которых являются:
· предотвращение доставки на борт воздушных судов авиапассажирами (в их ручной клади и багаже) или другими лицами оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных предметов, которые могут быть использованы для захвата воздушного судна, совершения террористических актов, создания угрозы жизни пассажиров и членов экипажа;
· усиление охраны и защиты объектов от террористических актов (организация охраны воздушных судов и объектов воздушного транспорта);
· оборудование воздушных судов системами защиты от несанкционированного проникновения в кабину пилотов и вмешательства в действия экипажа;
· оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности;
· введение дополнительных мер по обеспечению устойчивой деятельности воздушного транспорта при поступлении информации о возможных терактах.
Деятельность по обеспечению авиационной безопасности
Деятельность по обеспечению авиационной безопасности является хозяйственной деятельностью, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 28 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ).
Система мер по предупреждению актов терроризма, принятая в России в области гражданской авиации, в целом соответствует международным требованиям (Приложение 17 ИКАО). В Росавиации Минтранса РФ создано «Управление транспортной безопасности", имеется необходимая законодательная база, проводится обязательная сертификация юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.
Предупредительная работа по недопущению актов терроризма на объектах авиационного транспорта в первую очередь связана с организацией 100%-ного досмотра в аэропортах пассажиров, багажа, ручной клади, грузов, почты, бортовых запасов, экипажа; с обучением персонала мерам безопасности.
Еще один элемент превентивной работы – внедрение системы предварительного информирования о пассажирах. В нее входит не только передача данных о пассажирах в аэропорт назначения, но и заблаговременное изучение пассажиров по базам бронирования. Чтобы эта система начала работать эффективно, требуется решить как минимум три организационных момента: наладить обмен информацией между базами бронирования авиаперевозок, договориться с силовиками о контакте с их розыскными базами и заключить межправительственные договора об обмене информацией между спецслужбами.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1. Предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2. Охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3. Исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4. Предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции";
5. Реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.