В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Проведение предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" проводится после осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.
В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики передают в правоохранительные органы персональные данные пассажиров воздушных судов, содержащиеся в перевозочных документах.
Порядок создания и ведения информационных баз персональных данных пассажиров воздушных судов, а также порядок передачи таких данных в правоохранительные органы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, подлежат обязательной сертификации, а их деятельность по обеспечению авиационной безопасности – лицензированию.
Надзор за деятельностью по обеспечению авиационной безопасности осуществляют в рамках своих полномочий Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:
1. Имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2. Состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3. Досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4. В отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" (далее - Закон Российской Федерации "О милиции"), имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
Требования к обеспечению авиационной безопасности в аэропортах содержатся в следующих законодательно-нормативных актах:
Воздушный Кодекс Российской Федерации (глава XII)
ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам", (утв. приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142)
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утв. приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104 г.
Приказ Минтранса РФ от 08-02-11 № 40 Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта
Ниже представлена статистика актов незаконного вмешательства в деятельности ГА РФ по видам за период 1987-2009 гг.
Министерство транспорта РФ информирует о ходе выполнения мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте
Май 2011
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Минтрансом России совместно с ФСБ, МВД, МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации и субъектами транспортной инфраструктуры проводится комплекс организационных, нормативно-правовых, финансово-экономических и инженерно-технических мероприятий, направленных в первоочередном порядке на оснащение наиболее уязвимых транспортных объектов специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими защищенность от актов незаконного вмешательства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010 – 2013гг. Основные мероприятия программы направлены на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера. Ответственными исполнителями (Государственными Заказчиками) Программы являются Министерство транспорта России и подведомственные ему федеральные агентства и служба, а так же МЧС, ФСБ и МВД России.
Общий объем федерального финансирования по Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010-2013 г.г. составляет 46749,2 млн.рублей. В 2010г.–7826,3 млн. рублей, в 2011г. – 13211,1 млн.рублей.
Средства 2010 года были доведены до Государственных Заказчиков в сентябре-октябре месяце.
В течение августа – ноября 2010 года ФСБ России совместно с Минтрансом и Федеральными агентствами подготовили требования к техническим средствам и аппаратно-программным комплексам для каждого вида транспорта, определили наиболее уязвимые объекты и места для создания пилотных проектов. Эта работа позволила государственным Заказчикам уточнить объемы необходимых финансовых средств, а транспортным предприятиям начать проектирование и закупку необходимого оборудования в 2010 году.
Серьёзным сдерживающим фактором для реализации программы по объектам метрополитенов явилось отсутствие в бюджетах регионов до декабря 2010 года средств на софинансирование мероприятий Программы, что в соответствии с действующим законодательством не позволило в более ранние сроки перечислить в субъекты федеральные субсидии на оснащение метрополитенов.
Денежные средства в объеме 7,13 млрд. рублей, выделенные в 2010 году на мероприятия, реализуемые Минтрансом России и подведомственными федеральными агентствами и службой, были направлены на выполнение целевых задач программы.
В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, до 1 апреля 2011 г. проведены работы по оснащению наиболее уязвимых объектов железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта и метрополитенов. Оснащены необходимыми техническими средствами пилотные зоны на ряде железнодорожных вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на станциях «Охотный ряд» Московского метрополитена и станции «Ладожская» Санкт - Петербургского метрополитена. В настоящее время собственниками данных транспортных объектов, совместно с ФСБ России проводится их тестовая эксплуатация, по результатом которой будут приняты необходимые технические и организационные решения для учета при дальнейшей реализации Программы.
Выполнение Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в настоящее время проводится в соответствии со сроками и объёмами финансирования, утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации.