Перевод осуществлен по заказу ИА «Wasat Media»




«Wasat Media»

 

1438 г.х.

Диктор: С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Пусть Аллах благословит, приветствует и дарует благодать нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

Это – раздел о посте из книги «Далиль ат-Талиб ли нейль аль-Маталиб». Сказал шейх Мар′и ибн Юсуф аль-Макдиси аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Книга поста».

Шейх Салих аль-Фаузан: С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров. Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.

Обычно ученые фикха начинают свои книги с разъяснения столпов ислама. Первый столп ислама – два свидетельства. Для разъяснения этого столпа существуют специализированные книги – книги по вероубеждению. Второй столп ислама – это пять обязательных молитв. Третий столп ислама – это выплата закята. Четвертый столп ислама – это соблюдение поста в месяце рамадан. Именно о посте мы будем говорить на этом уроке, так как уже совсем скоро наступит благодатный месяц рамадан. Пятый столп ислама – это хадж и ′умра.

Это – столпы ислама. Затем после столпов ислама в книгах по фикху разбираются постановления джихада. Затем следуют вопросы взаимоотношений между людьми.

Соблюдение поста в месяц рамадан – это один из столпов ислама. Рамадан – это девятый месяц в году. Пост был вменен в обязанность во 2-ом году хиджры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдал этот пост в течение 9 лет.

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам». – [2:183]. Предписан означает «вменен в обязанность». Соблюдение поста в месяц рамадан – это один из столпов ислама. Тот, кто отрицает его обязательность, является неверующим по единогласному мнению мусульман. Нужно призвать такого человека к покаянию, а если он откажется, то его казнят.

Если человек признает обязательность поста, но не соблюдает его из-за лени, то его нужно обязать соблюдать пост. Правитель мусульман должен обязать его соблюдать пост и наказать его за несоблюдение поста. Ведь, пост в рамадане – это один из великих обрядов ислама.

Арабское слово «сыям» (пост) означает удержание от чего-то. Пост назван «сыямом» потому, что человек удерживает себя от еды, питья и некоторых других вещей. Человек удерживает себя от еды и питья с намерением соблюдения поста. Если, например, человек просто без намерения не ел и не пил в течение дня, то он не считается соблюдающим религиозный пост. Он обязательно должен сделать намерение. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, деяния (оцениваются) по намерениям». Под «деяниями» здесь имеются в виду поклонения. Поклонения действительны только при наличии намерения. Поклонения, которые не сопровождаются намерением, не будут приняты и не будут действительными.

Пост (сыям) – это удержание себя от еды, питья и некоторых других вещей вместе с правильным намерением. От всего этого нужно удерживаться с появлением второй (истинной) зари и вплоть до захода солнца. Аллах Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». – [2:187]. А ночь наступает с заходом солнца. Когда солнце закатилось, то постящийся прерывает свой пост. Таким образом, ночью пост не соблюдается. Аллах сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста». – [2:187].

Таким образом, человек соблюдает пост с появлением второй (истинной) зари и вплоть до заката солнца, вне зависимости от того, является ли день длинным или коротким. Человек соблюдает пост, если он находится в своем населенном пункте и не болеет. Если же человек болеет так, что пост может нанести вред его здоровью, то он не соблюдает пост. Аллах сказал: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». – [2:184]. Больной может не соблюдать пост, если ему тяжело его соблюдать. Аллах облегчил больному, позволив ему не соблюдать пост. Однако после выздоровления больной человек должен возместить пропущенные посты.

То же самое касается путника. Он может не соблюдать пост, так как путь несет в себе трудности. Таким образом, человек не объединяет между собой сразу две трудности: трудность пути и трудность поста. Поэтому Аллах облегчил ему, позволив не соблюдать пост, однако он должен будет возместить его в другие дни.

Если же человек серьезно болен и уже нет надежды на исцеление, и при этом он не может соблюдать пост, то он не соблюдает его. И так как он хронически болен и не сможет возместить пост, то он должен накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Он должен накормить его едой весом в полтора килограмма за каждый пропущенный день. Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка». – [2:184].

Таким образом, пост в месяце рамадан имеет три положения:

Первое положение – если человек здоров и находится в своем населенном пункте, то он обязан соблюдать пост. Аллах сказал: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». – [2:185].

Второе положение – если человек болеет, но есть надежда на его исцеление, то он пропускает пост, а затем возмещает его, когда выздоровеет. Аллах сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». – [2:185]. Это касается больного, который надеется выздороветь, а также и путника. Они могут не соблюдать пост, но должны потом возместить его в другие дни. Они должны успеть возместить его до наступления следующего рамадана. А вообще, чем быстрее человек возместит пропущенные посты, тем лучше. А так он обязан возместить эти посты до наступления следующего рамадана.

Если же, например, наступил следующий рамадан, а человек все болеет и не сумел возместить посты из-за своей болезни, то он должен возместить их тогда, когда выздоровеет, ибо у него есть оправдание.

Третье положение – если у человека хроническая болезнь и нет надежды на его исцеление, то он должен кормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

Таковы положения людей по отношению к посту в благодатном месяце рамадан. Подробное разъяснение этого вопроса еще будет приведено далее, если пожелает Аллах.

Сказал автор книги: «Пост в месяце рамадан становится обязательным после видения новой луны».

Аллах вменил нам в обязанность соблюдение поста в месяце рамадан. Когда же начинается этот месяц? Когда же начинается этот месяц и когда он заканчивается? Он начинается тогда, когда появляется новая луна (после месяца ша′бан). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда увидите новую луну (рамадана), начинайте поститься, и когда (снова) увидите новую луну (следующего месяца), прекращайте поститься».

Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей». – [2:189]. То есть: промежутки времени для поклонений, выплаты долгов и так далее. Именно в этом мудрость наблюдения за новолуниями. «Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа». – [2:189].

Поэтому автор сказал: «Пост в месяце рамадан становится обязательным после видения новой луны». Ведь, в хадисе сказано: «Когда увидите новую луну (рамадана), начинайте поститься, и когда (снова) увидите новую луну (следующего месяца), прекращайте поститься».

Если же мы не можем увидеть новую луну (из-за туч), то нам приказано довести месяц ша′бан до тридцати дней. Иначе говоря, пост месяца рамадан становится обязательным после одного из двух: либо люди увидят новую луну, либо доведут месяц ша′бан до тридцати дней. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда увидите новую луну (рамадана), начинайте поститься, и когда (снова) увидите новую луну (следующего месяца), прекращайте поститься, если же будет облачно, и вы ничего не увидите, отсчитайте в месяце ша′бан тридцать дней».

Дело в том, что лунный месяц длится либо двадцать девять дней, что бывает чаще всего, либо тридцать дней. Поэтому в хадисе сказано: «…если же будет облачно, и вы ничего не увидите, отсчитайте в месяце ша′бан тридцать дней».

Не нужно начинать пост, если нет ни одного из этих двух признаков. То есть, если не увидели новую луну, и не прошло тридцать дней в месяце ша′бан. Не нужно начинать пост по астрономическим расчетам. Это всего лишь вычисления людей, которые иногда ошибаются, а иногда бывают правыми. Что касается новой луны, то она не ошибается. Аллах связал начало и конец поста именно с появлением новой луны. Что касается астрономических расчетов, то на них не обращают внимания в исламе. Ведь, это всего лишь вычисления людей, которые иногда ошибаются, а иногда бывают правыми. К тому же не все люди разбираются в этих расчетах. А Аллах связал пост с явной вещью, которую может увидеть как студент, так и простой человек, и даже бедуин. Таким образом, мы ждем либо появления новой луны, либо доводим предыдущий месяц до тридцати дней. В этих признаках могут разобраться все люди. Шариатские постановления никогда не связываются со скрытыми вещами. Они бывают связаны именно с явными вещами. Например, времена молитвы связаны с появлением зари, с отклонением солнца от зенита, с тем, когда тень предмета становится равной самому предмету, или же с заходом солнца и с исчезновением красноты на горизонте. Это – явные признаки наступления молитвы, которые может увидеть каждый мусульманин. Что касается астрономических расчетов, то это вещь скрытая. Также здесь велика вероятность ошибки, ведь, расчетами занимаются люди. Поэтому Аллах связал наши поклонения с явными вещами, которые видят все люди. Такова милость Аллаха к нам.

Сказал автор книги: «Пост в месяце рамадан становится обязательным после видения новой луны для всех людей».

Автор книги сказал здесь: «…для всех людей». Этот вопрос необходимо разобрать. Если, например, где-то увидели новую луну, то обязаны ли все люди на земле начинать пост?! То есть, в такой ситуации обязана ли вся исламская община начинать пост?! Или же обязаны начинать пост только жители той местности, где увидели новую луну?! То есть, жители каждого пояса должны сами увидеть луну. Это – второе мнение в этом вопросе, и именно оно является правильным. Если в одном месте увидели новую луну, то пост не становится обязательным для всех людей на земле, так как в этом есть сложность. Шейх ислама Ибн Теймия сказал, что представители всех религий единогласны в том, что географическая широта (и долгота) в разных странах различна. Например, луна появляется у нас (в Саудовской Аравии) раньше, чем она появляется на западе Африки. Именно поэтому каждая местность должна сама увидеть луну. Если на каком-либо поясе (земли) увидели луну, то все жители этого пояса должны поститься. А люди, живущие на другом поясе, должны соблюдать пост тогда, когда сами увидят луну. Это – второе мнение в этом вопросе, и именно оно является правильным.

Сказал автор книги: «А если место появления луны скрыто от людей тучами или (сильной) пылью, (поднявшейся из-за ветра)…».

Все, что мы говорили выше, касалось того случая, когда люди увидели луну. Пост становится обязательным для жителей того пояса, где увидели луну. Жители другой широты постятся тогда, когда увидят луну сами, даже если это случится на день позже, чем в первой местности. Некоторые люди хотят, чтоб все мусульмане постились в один день. Нет, это не является обязательным. Мусульмане начинают пост тогда, когда увидят новую луну в их стране. Это и есть легкость. Аллах сказал: «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». – [22:78].

Таким образом, это – первая ситуация. Если люди увидели новую луну, они начинают соблюдать пост. А вторая ситуация – это когда люди не увидели новую луну, когда наступила тридцатая ночь ша′бана. Таким образом, в тридцатый день ша′бана они уже не соблюдают пост. Им нужно довести месяц ша′бан до тридцати дней. В хадисе сказано: «…если же будет облачно, и вы ничего не увидите, то доведите месяц ша′бан до тридцати дней».

Это мнение является правильным в данном вопросе. Есть еще и второе мнение. Его сторонники говорят, что тридцатый день месяца ша′бан является днем сомнения, и нужно соблюдать в нем пост на всякий случай. Это мнение является слабым. В день сомнения пост соблюдать нельзя. В хадисе сказано: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу-ль Касима (то есть: пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». Правильное мнение заключается в том, что в день сомнения пост не соблюдают, а доводят месяц ша′бан до тридцати дней. В хадисе сказано: «…если же будет облачно, и вы ничего не увидите, то доведите месяц ша′бан до тридцати дней».

Сказал автор книги: «А если место появления луны скрыто от людей тучами или (сильной) пылью, (поднявшейся из-за ветра), то нужно соблюдать пост в тридцатый день ша′бана на всякий случай с намерением, что это – пост рамадана».

Нет, это мнение не является правильным. Правильное мнение заключается в том, что запрещено поститься в день сомнения. Люди в этот день не соблюдают пост и доводят месяц ша′бан до тридцати дней. Это – слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «…то доведите месяц ша′бан до тридцати дней».

Сказал автор книги: «И этот пост засчитывается, если в течение дня выяснится, что этот день был все-таки днем рамадана».

То есть: когда люди начинались поститься, они не были уверены, что это – день рамадана, а потом выяснилось, что это действительно день рамадана. Вначале они постились в день сомнения и не знали точно. Автор книги говорит: «И этот пост засчитывается, если в течение дня выяснится, что этот день был все-таки днем рамадана». Это мнение является слабым. Мы не должны поститься в день сомнения, а должны довести месяц ша′бан до тридцати дней.

Сказал автор книги: «(Перед этим днем сомнения) также совершают молитву таравих». То есть: в ночь перед днем сомнения, в ночь перед тридцатым ша′баном совершают таравих, обращая внимания на то, что эта ночь может быть ночью перед днем рамадана. Но правильное мнение заключается в том, что день сомнения не является днем рамадана. Перед этим днем не совершается таравих и в этот день не соблюдается пост. Именно это мнение является правильным.

Сказал автор книги: «Но остальные (религиозные) постановления не претворяются в жизнь». То есть, на всякий случай люди только совершают таравих и соблюдают пост. Но остальные (религиозные) постановления не претворяются в жизнь. Именно это указывает на слабость данного мнения. Например, ты должен кому-то денег и срок выплаты долга – конец месяца ша′бан. Наступила ночь перед днем сомнения. Так вот, они говорят, что время выплаты долга еще не наступило. Хорошо, если не наступило время выплаты долга, то почему наступило время поста?! Это – одно из противоречий.

Или, например, человек связал свой развод с окончанием месяца ша′бан. Наступила ночь перед тридцатым днем ша′бана, который является днем сомнения. Считается ли его жена разведенной?! Сторонники этого мнения говорят: «Нет, она не считается разведенной». Основа в том, что брак между ними пока еще существует. Именно это указывает на слабость данного мнения.

Сказал автор книги: «Например, развод, освобождение раба…». Например, человек связал освобождение своего раба с окончанием месяца ша′бан. Наступил день сомнения (30-ое ша′бана). Освобождение раба не считается действительным, пока идет день сомнения. Основа в том, что раб еще является рабом.

Таким образом, сторонники этого мнения в день сомнения только лишь соблюдают пост на всякий случай (как мера предосторожности). Хвала Аллаху, осторожность именно в том, чтобы не соблюдать пост.

Сказал автор книги: «Например, развод, освобождение раба и наступление сроков».

Например, наступление сроков выплаты долга. Если в долг нужно выплатить в конце месяца ша′бан, то в день сомнения срок его выплаты еще не считается завершенным. Все эти оговорки ослабляют мнение тех, кто заявляет о необходимости соблюдение поста в день сомнения.

Таким образом, мы узнали, что пост начинается тогда, когда появится новая луна. Кто должен увидеть луну?! Каждый человек на земле должен увидеть сам лично?! Нет, это является тяжелым. Достаточно, если новую луну увидит хотя бы один мусульманин. Если один мусульманин увидел новую луну, то все мусульмане должны начать соблюдать пост. Месяц рамадан наступает по свидетельству одного человека. Если он засвидетельствовал, что увидел новую луну, то люди действуют на основе его видения, и поэтому все должны начать соблюдать пост.

Сказал автор книги: «Рамадан начинается, если новую луну увидел совершеннолетний и разумный мусульманин».

Здесь ученые выдвинули условие. Увидеть луну должен именно совершеннолетний и разумный мусульманин. Не опираются на видение ребенка, который еще не достиг совершеннолетия. Также не опираются на видение сумасшедшего человека, у которого нет разума.

Сказал автор книги: «Рамадан начинается, если новую луну увидел совершеннолетний, разумный и справедливый мусульманин».

Третье условие заключается в том, чтобы он был справедливым, и не был нечестивцем. Если о видении луны сообщил нечестивец, то на его видение не опираются. Аллах сказал: «Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей». – [49:6].

Таким образом, относительно видения луны принимается свидетельство мусульманина, совершеннолетнего, разумного и справедливого. Если соблюдены все эти условия, то его известие о наступлении месяца принимается.

Сказал автор книги: «…даже если луну увидел раб или женщина».

Свидетельство принимается, даже если луну увидел подневольный раб. То есть, не является условием наличие у человека свободы. Если раб является праведным мусульманином, то его свидетельство принимается. То же самое будет, если луну увидела женщина, в которой соблюдены все вышеперечисленные условия. Ее свидетельство принимается. На это указывает общность хадиса: «Когда увидите новую луну (рамадана), начинайте поститься, и когда (снова) увидите новую луну (следующего месяца), прекращайте поститься».

Также передается, что Ибн ′Умар сказал: «Люди ожидали появления новой луны и я сообщил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что я увидел ее, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал соблюдать пост и велел людям поститься».

В этом указание на то, что в данном вопросе принимается свидетельство одного человека. Также передается, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел некий бедуин и сообщил о том, что увидел новую луну. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у него: «Ты свидетельствуешь, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха?» Бедуин ответил: «Да, (свидетельствую)!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал соблюдать пост и велел людям поститься. В этом указание на то, что в вопросе видения новой луны принимается свидетельство одного человека.

Сказал автор книги: «После этого воплощаются и все остальные постановления».

То есть: все шариатские постановления, связанные с началом месяца рамадан, претворяются в жизнь, если новую луну увидел один человек. Это касается долгов, разводов и освобождения рабов, если все это связано с началом месяца. Все это претворяется в жизнь, если луну увидел один надежный мусульманин, в котором собрались вышеперечисленные условия.

Сказал автор книги: «Однако относительно остальных лунных месяцев принимается лишь свидетельство двух надежных мусульман».

Например, месяц шаууаль. Относительно остальных месяцев принимается свидетельство двух и более человек. Аллах сказал: «В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа». – [2:282]. То есть: недостаточно одного. Также Аллах сказал: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас». – [65:2]. Остальные месяцы начинаются только после того, как луну увидели два человека. Например, это также касается наступления праздника разговения (′ид уль-фитр).

Таким образом, мы узнали, когда месяц рамадан считается начавшимся, и сколько свидетелей для этого нужно, и какие условия должны быть воплощены в этих свидетелях. Мы узнали все это и изучили доводы, указывающие на это. Хвала же Аллаху!

Сказал автор книги: «Пост (в месяце рамадан) становится обязательным при наличии четырех условий».

Речь пойдет о том, кто обязан поститься в месяце рамадан. Пост в месяце рамадан становится обязательным при наличии четырех условий. Обратите на это внимание.

Первое условие – ислам. Неверующий не соблюдает пост. Даже если он будет соблюдать пост, этот пост не примется от него. От неверующего человека не принимается ни одно поклонение, пока он не примет ислам. От неверующего человека не принимается ни молитва, ни пост, ни закят, пока он не примет ислам. Если же он примет ислам, то он уже обязан выполнять эти поклонения. Но до принятия ислама его поклонение не будет действительным. Аллах сказал: «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах». – [25:23]. То есть: их деяния не будут приняты. Они всего лишь пыль и прах. От неверующего не будет принято ничего. Поклонения не принимаются от неверующего человека. Это касается поста в месяце рамадан и всего остального, пока он не примет ислам. Это – первое условие.

Второе условие – достижение половой зрелости. Пост обязателен только лишь для человека, достигшего зрелости. Если человек еще не достиг зрелости, то он не обязан поститься. До достижения зрелого возраста человек постится в рамадан в качестве добровольного акта поклонения, чтобы привыкнуть к посту. То есть, его не заставляют соблюдать пост, и пост для него всего лишь желателен. Так же, например, ему приказывают совершать молитву, хотя она еще для него не обязательна. Но это делается для того, чтобы он привык к ней. Это – второе условие.

Третье условие – наличие разума. Что касается сумасшедшего человека, или человека, которого поразили джинны, и он не соображает, то они не обязаны соблюдать пост. Ведь, условием действительности поста является наличие намерения, а сумасшедший человек не может иметь намерение. Намерения бывают только у того, у кого есть разум.

Четвертое условие – способность соблюдать пост. Если человек временно не может соблюдать пост, то он не соблюдает его, а затем возмещает. Если же человек до конца жизни не может соблюдать пост, то он и не обязан его соблюдать. Он должен накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста.

Сколько получилось условий обязательности поста?! Четыре: ислам, достижение половой зрелости, наличие разум и способность соблюдать пост. Если в человеке воплотились все эти четыре условия, то он обязан соблюдать пост. Если нет хотя бы одного условия, то пост не является обязательным.

Сказал автор книги: «Если человек не может соблюдать пост из-за старости или хронической болезни…».

Сейчас речь пойдет о том, кто вообще никогда не сможет соблюдать пост. Как мы уже говорили, такой человек должен кормить бедняков.

Это две категории людей, у которых уважительная причина несоблюдения поста никогда не исчезнет. Первая категория – это дряхлый старик. Вторая категория – это человек, у которого есть хроническая болезнь, и он уже не ждет исцеления. Эти две категории людей должны кормить бедняков.

Сказал автор книги: «Если человек не может соблюдать пост из-за старости или хронической болезни, то он не соблюдает его и кормит одного бедняка за каждый пропущенный день поста муддом пшеницы или половиной са′ других продуктов».

Какой порцией еды нужно кормить бедняка?! В этом вопросе два мнения. Некоторые сказали, что достаточно одного мудда еды (650 грамм). Дело в том, что человек может насытиться, если съест один мудд еды. Второе мнение заключается в том, что нужно накормить бедняка половиной са′ (1300 грамм). Это второе мнение является наиболее безопасным. Половина са′- это примерно полтора килограмма.

Сказал автор книги: «…муддом пшеницы или половиной са′ других продуктов».

То есть, нужно накормить либо одним муддом пшеницы, либо половиной са′ других продуктов, например, фиников, ячменя, и так далее. Дело в том, что половиной са′ других продуктов соответствует мудду пшеницы, так как пшеницы — это наиболее ценный продукт. Половиной са′ других продуктов соответствует мудду пшеницы.

Но, в любом случае, как мы говорили, лучше всего давать бедняку половину са′, что равняется полтора килограммам.

Наверное, на этом мы остановимся. Мы узнали условия обязательности поста. На следующем уроке мы поговорим об условиях действительности поста.

 

Ссылка: https://youtu.be/9WjcAU-XBHE

© Источник: «Wasat Media» | https://www.youtube.com/WasatMediaTV

Мы в соц сетях:

• Мы Вконтакте: https://vk.com/wasatmedia
• Мы в инстаграмме: https://www.instagram.com/wasatmedia
• Мы в телеграмме: https://www.telegram.me/wasatmedia



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: