Вопрос Возникновение и развитие позитивизма в XIXв. (О. Конт).




 

Основатель позитивизма - французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Его главные труды: шести томный «Курс позитивной философии» (1830-1842 гг.) и четырехтомная «Система позитивной политики» (1851-1854 гг.)
О.Конт и другие позитивисты отрицают возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна ограничиваться описанием явлений, их сосуществования (статика) и последовательности (динамика). Исследование сущностных и причинно-следственных связей должно быть исключено как «метафизическое», «ненаучное».
На основе позитивистской методологии О.Конт разработал классификацию наук. Данный вопрос в те годы приобрел особую актуальность, так как значительно расширились горизонты научных исследований, резко увеличился поток новых фактов, возросло значение эмпирических приемов исследований и в этой связи остро встали проблемы, с одной стороны, дифференциации наук, а с другой - их субординации и интеграции.
Социология как общая теоретическая наука о явлениях социальной жизни в их статике и динамике, по Конту, включает весьма разнообразный круг знаний, в том числе о политике, государстве, праве, религии, философии, экономике и морали.

Задачей позитивистской социологии О.Конт считал систематизацию социальной жизни и теоретическое обоснование «нового», «позитивного» социально-политического порядка.

Развитие общества, политической власти, государства и права, О.Конт связывал, прежде всего, с эволюцией человеческого сознания, последовательной смены трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»:

1) теологическог

2) метафизическог

3) позитивного (научного

Этим трем состояниям (ступеням, стадиям) мышления соответствует развитие экономических, политических и правовых отношений и институтов, всей социально-политической жизни.
На первой ступени - господствует религиозное миросозерцание. Поворотный пункт в развитии теологической эпохи Конт связывает с католицизмом.

На второй стадии водворяется метафизическое мировоззрение, спекулятивно-философское сознание. Власть над умами переходит к философам-метафизикам.

На третьей, высшей стадии утверждается научное, «позитивное» сознание, «положительный» стиль мышления.
Принципы построения развития социократии, ее статику и динамику, разрабатывает социология и базирующаяся на ней прикладная наука - позитивная политика.

К контовской социократии сохраняются классы капиталистов и рабочих
и, в принципе, царит строгая иерархия. Основной закон социократии Конт выражает в следующей формуле: «Любовь как принцип, порядок их основания и прогресс как цель». Главную задачу социократии он видит в том, чтобы установить прочный «порядок» и обеспечить «прогресс», т.е. эволюционное, реформистское развитие «промышленной» системы. Социократия Конта - это, по сути, идеализированная диктатура буржуазии, причем в ярко выраженной антидемократической форме.

О. Конт отвергает либерально-индивидуалистическую трактовку прав и свобод личности. Социократическую судьбу человечества Конт связывал с торжеством науки, научной политики.
Тезисы О.Конта о социальной солидарности, о трансформации субъективных прав в социальные обязанности, о частной собственности как «социальной функции» и т.п. привлекали различных представителей буржуазной политической идеологии в эпоху империализма.

Резюме.

Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии.

Теоретическим отражением воплощенных в праве буржуазных принципов стал юридический позитивизм как специфическая для того периода форма юридического мировоззрения. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на веление, приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной эпохи, но и еще более практической заинтересованностью в реализации послереволюционного права. Приказ суверенной власти независимо от его содержания занял место естественных прав человека, определяющих принципы права; наконец, юридически значимой фигурой стал не человек с его естественными качествами, интересами и притязаниями, а «физическое лицо» как проекция формально-определенных предписаний закона.

Отказ от революционной романтики XVII в. обусловил новые формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.

Первая половина XIX в. знаменуется либеральными лозунгами о защите личности от государственной власти. Не лучше был и взгляд на право как на «приказ власти». С этой точки зрения, не только личность не имеет прав и притязаний по отношению к государству, но и правомерность действий самого государства зависит лишь от него самого. Не случайно теоретики юридического позитивизма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: