Оглавление
Основы планирования в организации. Понятие и характеристика бюджетов
Типы бюджетов и их основные функции
Основы планирования в организации. Понятие и характеристика бюджетов
Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования. В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами. Функция контроля подразумевает отслеживание процесса исполнения планов.
Планы могут классифицироваться следующим образом:
оперативные планы;
административные планы;
стратегические планы.
В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных странах термин «бюджет» используется как «смета».
Бюджет количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Его часто называют финансовым планом действий.
Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
Основной (генеральный) бюджет (masterbudget) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы. Это итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия.Бюджет может иметь неограниченное количество форм и видов. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; от размера организации; от степени квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализированных отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен представлять информацию просто и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Основной бюджет с точки зрения методологии составления принадлежит к жестким (статистическим) бюджетам.Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период (обычно не более, чем на год) с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы. В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют дополнительных капиталовложений, бюджеты разрабатываются на пять и более лет.
типы бюджетов и их основные функции
Основные функции бюджета состоят в следующем: - планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
координирование различных видов деятельности и подразделений;
согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих подразделений;
контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
средство обучения руководителей.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;
определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
корректировка планов с учетом предложенных поправок.
Основной (общий) бюджет может быть представлен в качестве плановой модели деятельности организации. Как только бюджет подготовлен, начинается его корректировка в связи с изменением внешних и внутренних условий и необходимостью просчета эффективности различных управленческих решений. Применение компьютера позволяет резко сократить трудоемкость этих операций.
Таким образом, планирование деятельности организации является одной из важнейших функций управления. Бюджеты используются как средство подготовки и координации планов, доведения этих планов до ответственных за их выполнение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими показателями в целях контроля затрат и управления ими.Основной бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Состоит из двух основных бюджетов: оперативного и финансового. Отправной точкой подготовки основного бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафиксированной в нем.Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и расходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов.Гибкий бюджет это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.
Контрольные вопросы:
Что означают понятия бюджет и бюджетирование в управленческом учете?
Какие типы бюджетов вы знаете?
Какие виды информации лежат в основе бюджетирования?
Каковы цели и практическое назначение разработки и использования бюджета?
Назовите основные этапы бюджетного цикла.
Чем отличается гибкий бюджет от статического?
Каковы возможности применения прикладных программ при планировании и бюджетировании деятельности организации?
Тесты по теме 5
Бюджет, составленный для определенного диапазона деловой активности организации, называется:
а) генеральный бюджет;
б) статический бюджет;
в) гибкий бюджет.
Генеральный бюджет организации включает данные:
а) только производственных подразделений;
б) всей организации в целом.
Генеральный бюджет организации является:
а) статическим;
б) гибким;
в) вариант А) или Б) в зависимости от целей составления
бюджета.
При бюджетировании под центром ответственности понимается:
а) любой производственный участок предприятия;
б) руководитель подразделения или отдела;
в) сегмент предприятия, за результаты работы которого
отвечает его руководитель.
Система бюджетирования предполагает выполнение таких функций управления, как:
а) учет;
б) контроль;
в) регулирование;
г) анализ;
д) планирование.
Функциями управления являются:
а) прогнозирование;
б) анализ;
в) аудит;
г) планирование.
Оценка функционирования и эффективности работы всей системы управления является функцией:
а) прогнозирования;
б) анализа;
в) контроля;
г) аудита
Отслеживание фактического выполнения планов, соблюдения требований законодательства при совершении хозяйственных операций, является функцией:
а) анализа;
б) учета;
в) контроля;
г) все перечисленные варианты неверны.
Планирование, предусматривающее разработку заданий рекомендательного характера, называется:
а) директивное;
б) индикативное.
Операции, охватывающие финансовую деятельность предприятия, находят отражение:
а) в операционном бюджете;
б) в финансовом бюджете.
Операции, охватывающие производственную деятельность предприятия, находят отражение:
а) в операционном бюджете;
б) в финансовом бюджете.