Инструкция по выполнению лабораторных работ
Результаты лабораторных работ сохраняются на жестком диске в папке соответствующей лабораторной работы Lab#N, где N — номер работы. При этом все эти папки, в свою очередь, хранятся в папке студента, которая имеет следующий путь: ДИСК:\ Предмет\nnn-Фам\, где nnn — номер (идентификатор) группы, Фам — фамилия студента. Например, все файлы и папки, создаваемые и сохраняемые в ходе лабораторной работы №2 размещаются в папке D:\ИСвПД\ML_3kurs-Иванова\Lab#2. В заданиях лабораторных работ эта текущая папка студента называется «своя папка ».
В ряде случаев перед началом работы по указанию преподавателя следует скопировать (с компьютера преподавателя через «Сетевое окружение») в свою папку дополнительные файлы, необходимые для выполнения задания.
Текстовый отчет c результатами выполнения соответствующей работы создается в редакторе Word. В окне документа требуется ввести фамилию, имя, номер группы/подгруппы, номер лабораторной работы, дату выполнения работы. Далее в этот файл записывать требуемые результаты выполнения работы (под номером соответствующего пункта задания). Сохранять эти данные как файл отчета с именем ReportN в своей папке, где N — номер работы. Во избежание потери данных при сбоях формируемые студентами во время работы файлы рекомендуется регулярно сохранять.
Для предъявления преподавателю результатов работы расположить их на экране в следующих окнах, расположив их каскадом слева направо: содержимое папки защищаемой лабораторной работы (в окне Проводника), файл отчета в окне редактора Word, окно броузера (если требуется).
Обучающемуся запрещается:
- обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
- осуществлять любые сделки через Интернет;
- осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения;
- распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.
Лабораторная работа № 1
(Классификационные ИПС)
1. Открыть страницу поисковой системы Апорт (РОЛ, Russia On-Line). Ознакомиться с классификатором (рубрикатором) данной системы. Рубрики верхнего уровня переписать в тетрадь и перенумеровать. Переходя по рубрикам рубрикатора, найти два музея («Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского» и «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в селе Ломоносово Архангельской области»). Ознакомиться с формой представления информации о сайтах в каталоге.
2. Для каждого музея:
– скопировать краткие описания указанных музеев в каталоге в файл отчета Report1;
– указать индекс цитируемости (в виде числа) и лигу (в виде словесного названия) для данных музейных сайтов;
– перейти по информационной гиперссылке («Дополнительная информация») и выписать в отчет суммарное число к данному сайту и оценку доступности;
– перейти на сайт музея и первую домашнюю страницу скопировать в своей папке в формате «веб-архив, один файл» (*.mht);
– создать «закладку» на сайт музея в своей папке в Избранном.
3. Открыть страницу поисковой системы Яндекс. Ознакомиться с классификатором (рубрикатором) данной системы. Рубрики верхнего уровня переписать в тетрадь и перенумеровать. Пометить (обвести) рубрики, совпадающие с рубриками Апорта (полностью или частично). Переходя по рубрикам рубрикатора, найти «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского» и «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в селе Ломоносово Архангельской области». Их описания в рубрикаторе Яндекса скопировать в файл отчета.
4. Посетить Рейтинговую систему ИПС Рамблер. Ознакомиться с классификатором (рубрикатором) данной системы. Рубрики, совпадающие с рубриками Апорта (полностью или частично), переписать в тетрадь. Посмотреть рейтинг сайтов по теме «Образование». Ознакомиться с формой представления информации в каталоге. Название сайта, занимающего пятое место, с его количественными показателями, скопировать в файл отчета Report1. Посмотреть подробную статистику и статтаблицу скопировать в файл отчета.
5. С помощью классификатора системы-каталога Mail.Ru найти 66-й сонет В. Шекспира. Текст сонета, путь к нему (перечень рубрик) и его URL (адрес в Интернет) записать (желательно, через буфер обмена) в файл отчета. URL запомнить также в Избранном в папке Shakespeare.
6. То же самое повторить в системе Yahoo.
7. В Yahoo провести расширенный поиск по слову Shakespeare в категориях (categories) и выписать (скопировать) в файл отчета все составные рубрики, где есть документы о Шекспире (каждая отдельной строчкой, например, HomeàArtsàLiteratureàAuthorsàTheater).
8. Предъявить работу преподавателю.
Лабораторная работа № 2
(Русскоязычные вербальные ИПС: сравнительный анализ)
1. Работа заключается в сравнительном изучении систем Апорт, Яндекс, Рамблер. Результаты изучения студент должен отразить в виде таблицы (с. 34) в файле Report2 (ориентация таблицы — альбомная). В ячейках записать, как в каждой системе представляется тот или другой элемент языка запросов или входного/выходного интерфейса (все допустимые способы). В некоторых случаях можно отвечать знаками «+» или «–» (например, «Описание документа ») или свободным текстом своими словами (например, «Релевантные страницы того же сайта» или «Сортировка»).
2. Перейти на сайт поисковой системы Апорт (затем Яндекс и Рамблер). Найти в каждой системе ссылки на ее описание в целом, на описание языка запросов, интерфейсов («Справка», «Помощь», «Расширенный поиск» и т.п.). Перейдя по ссылкам, внимательно изучить справочную информацию и в рабочей тетради кратко законспектировать основные пункты. После этого для каждой системы заполнить соответствующие ячейки таблицы (разделы 1, 2).
Примечание. Если текст ответа не помещается в ячейке таблицы, рекомендуется делать сноску и продолжать его под таблицей. Обратить внимание на то, что возможности систем в простом и в расширенном поиске различаются. Отразить это в отчете. Обратить внимание на наличие разделов «другое».
3. Вернуться назад на начальную страницу поисковой системы Апорт (затем Яндекс и Рамблер). Ввести какой-либо запрос (например, «Статистические методы в лингвистике») в окне для текстового запроса и провести поиск. Страницу с результатами поиска сохранить в своей папке в формате «только html».
4. Изучить форму представления результатов. Кратко записать в тетради, что содержится на веб-странице с результатами поиска (структуру веб-страницы). Изучить форму представления отдельных веб-документов (их краткие описания с дополнительной информацией). На основе изучения полученных результатов и ранее изученной справочной информации заполнить соответствующие ячейки таблицы (раздел 3).
5. Предъявить работу преподавателю.
Результаты сравнительного изучения систем Апорт, Яндекс, Рамблер
№ раздела | Параметры | Апорт | Яндекс | Рам-блер |
Поиск по тексту | ||||
1. | Логические операторы: | |||
1.1 | конъюнкция | |||
1.2 | дизъюнкция | |||
1.3 | отрицание | |||
Синтагматические операторы: | ||||
1.4 | фразы (словосочетания, слова рядом) | |||
1.5 | расстояние в словах | |||
1.6 | расстояние в предложениях | |||
1.7 | Морфологическая нормализация (автоматическая, используемые метасимволы) | |||
2. | Поиск по полям | |||
2.1 | по заглавию | |||
2.2 | по полю ключевых слов | |||
2.3 | по комментарию к картинкам (поле ALT) | |||
2.4 | по тексту гиперссылок | |||
2.5 | по адресам ссылок | |||
2.6 | по доменному имени сайта (сервера) | |||
2.7 | по языку | |||
2.8 | по дате | |||
2.9 | по формату | |||
2.10 | Другие | |||
3. | Интерфейс выдачи (форма представления результатов) | |||
3.1 | статистика слов из запроса | |||
3.2 | количество найденных документов | |||
3.3 | количество найденных сайтов | |||
3.4 | количество документов на странице результатов | |||
3.5 | сортировка документов на странице выдачи | |||
3.6 | поиск в найденном | |||
3.7 | описание документа включает следующие элементы: | |||
a) | URL (адрес в сети) | |||
b) | размер документа (объем) | |||
c) | дата создания | |||
d) | кодировка | |||
e) | аннотация (краткое содержание) | |||
f) | указание на другие релевантные веб-страницы того же сайта | |||
g) | ссылка на рубрику каталога, к которой относится найденный документ или сайт | |||
h) | поиск похожих документов | |||
i) | другое |
Лабораторная работа № 3
(Русскоязычные вербальные ИПС: поиск)