Тоталитарные государства.




Сущность тоталитаризма состоит в стремлении создать такое государство, которое охватывало бы вообще все стороны человеческого бытия. Все сферы жизни общества ставятся под контроль. Примеры: гитлеровская Германия, сталинский СССР. Основа государств – всеобъемлющий полицейский контроль, устрашение, идеологизация. Гражданское общество здесь полностью подавлено и частная сфера жизни упразднена.

Государство всегда считалось главным компонентом политической системы, но сегодня ему угрожают тенденции, обозначившиеся в ХХ1 веке. В наиболее драматической форме они проявились в некоторых посткоммунистических странах развивающемся мире, где ослабленному государственному аппарату приходится иметь дело с этническими проблемами или ростом организованной преступности. Как результат, возникли БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЦИИ, ЭТНОСЫИ КЛАНЫ, УБЛЕДИТЕЛЬНЫМИ ПРИМЕРАМИ ЧЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ЧЕЧЕНЦЫВ РФ, ЭТНИЧЕСКИЕ албанцы в Косово, курды и тамилы.

Происходит то, что исследователь динамики развития современного государства Роберт Джессоп назвал «испарением» - чуть ли не химическим по своей сложности процессом, в котором функции государства постепенно переходят к другим институтам и органам. В большинстве случаев этот процесс вызван тремя, не связанными друг с другом тенденциями, - глобализацией, «откатом государства к его изначальным границам» и перемещением управления на субгосударственный уровень.

Перейдем к вопросу организации государственной власти. Властные полномочия государства распределяются между субъектами государственного управления. Это распределение властных полномочий называется разделением властей, которое реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали осуществляется через распределение власти между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Их взаимоотношение и полномочия в каждом конкретном государстве во многом определяется существующей формой правления. Разделение властей по вертикали представляет собой разграничение властных полномочий между органами власти различных территориальных уровней. В этом случае выделяется центральный, региональный и местный уровни власти. Уясним основные понятия, которые необходимы для понимания.

Регионализация – это процесс, который приводит к территориальной дифференциации и структурированию пространства в рамках территории.

Децентрализация – это процесс развития самоуправления в регионах и на местах в ходе целенаправленно проводимой политики государства.

Самоуправление следует рассматривать как институт избираемой власти, обладающий определенной автономией от общегосударственной власти, и определенной компетенцией. Значимой составляющей децентрализации является деволюция.

Деволюция – это передача отдельных властных полномочий региональным и местным органам власти. Эти структуры не находятся в иерархическом подчинении, избираются населением, т.е, это органы самоуправления. Децентрализация публичной власти и её определенная территориальная организация - насущная необходимость функционирования современного государства.

Для эффективной децентрализации необходимо наделение территориальных структур власти четко определенной компетенцией и, что особенно важно, адекватными средствами решения вопросов, входящих в данную компетенцию, прежде всего финансовыми. Процесс децентрализации делает актуальной задачу поддержания необходимого уровня целостности государства.

При рассмотрении форм государства учитывается спектр сил, осуществляющих государственную власть. Еще Аристотель выделял монархию (власть одного лица), аристократию (" власть лучших") и демократию - власть народа. В современных условиях, когда в более чем 40 странах мира существуют конституционные, парламентарные монархии (Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Австралия и другие) с достаточно гармоничным разделением власти в государстве, обеспечивающим, по мнению политологов, стабильность, выдвигаются новые критерии определения форм государства. К таким критериям относятся:

- форма правления, то есть отношение между центральными органами государственной власти: правительство - парламент, президент - правительство, верховный суд - парламент, то есть субординация законодательных, исполнительных, судебных властей;

- политический режим, то есть совокупность средств и методов осуществления государственной власти (авторитарный, демократический);

- структура государства, то есть разграничение компетенции между центральной властью и территориальными, местными органами государственной власти. Распространено понимание формы государственного устройства как способа организации административно-территориальных единиц государства, особенностей взаимосвязи между его отдельными частями, а также каждой из них с государством в целом.

Различаются простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.

Унитарное государство - это форма государственного устройства с единым законодательством, единым центральным органом власти, централизованным руководством административно-государственными единицами. Последние не имеют признаков самоуправления (автономии).

Федерация (лат. foederatio - союз, объединение) - государственный союз относительно самостоятельных государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), характеризующийся наличием двух уровней суверенитета, государственных органов - федеративных и субъектов федерации. Территорию федерации образуют территории входящих в нее государственных образований; наряду с федеративным гражданством имеется гражданство составляющих ее частей; полномочия федеративных органов власти и субъектов федерации разграничиваются по общей договоренности. Они записываются в конституциях федерации и ее субъектов.

В политологии, как и в политической практике, имеется понятие конфедерации (лат. confoederatio - соединение, связанное договором), означающее государственно-правовое объединение независимых государств, образуемое для координации своих действий в определенных, ограниченных сферах (военной, внешнеполитической, экономической). Не предусматривается единая территория, единое гражданство. Правовая основа - договор (для федерации - конституция).

При рассмотрении государства выделяется форма государственного правления, под которой понимается способ организации верховной государственной власти, а также процедуры образования ее институтов и норм их взаимоотношений с населением. В этом плане государства делятся на монархии и республики.

Монархия (греч. monarchia - единовластие) - форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сконцентрирована в руках одного лица - главы государства. Это, как правило, наследственный монарх (король, царь, император, султан, шах). Есть абсолютные (неограниченные) монархии, ограниченные (конституционные), дуалистические.

Конституционные монархии - Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания и другие. Республика (лат. respublica от res - дело и publica - общество) - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В дуалистической монархии верховная государственная власть разделена между монархом, которому принадлежит исполнительная власть, и парламентом, который является органом законодательной власти. Монарх наделен обширными полномочиями, позволяющими ему влиять на парламент. Пример - Марокко, Свазиленд.

Парламентская монархия представляет собой государство, в котором монарх, хотя формально и считается главой государства, реальными властными полномочиями не обладает. На него возлагаются лишь представительские надежды, церемониальные функции. Для парламентской монархии характерны следующие черты:

· Монарх – номинальная глава государства;

· Правительство формируется на парламентской основе;

· Парламент может выразить вотум (решение, выраженное путем голосования) недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства, либо роспуск парламента;

· Правительство обладает правом законодательной инициативы;

· Законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет собой формальный акт;

· Первое лицо государства – глава правительства.

Например, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Швеция, Норвегия и т.д. Т.о., демократия и монархия вполне совместимы. Сохранение традиционного института монархии обеспечивает дополнительную легитимность и стабильность системы власти.

В республике граждане обладают полнотой личных и политических прав. Республика – это форма правления, при которой источником власти является народ, а высшие органы государственной власти избираются на определенный срок.

Различают в современном мире парламентские и президентские и полупрезидентские республики. Парламентская система правления представляет собой совокупность и взаимосвязь государственных органов власти, при которой исполнительная власть (правительство), формируется парламентом, то есть законодательной властью, причем преимущественно из лидеров победившей на выборах оппозиции. Президентская система правления - это государственная система, в которой избранный народом президент (высшее должностное лицо) либо сам возглавляет правительство, либо подбирает кандидатуру главы правительства. Однако парламент имеет право контроля за деятельностью правительства и президента, может даже отклонить его законопредложения.

Полупрезидентская модель характеризуется сильной президентской властью. Реальный же объем его полномочий во многом зависит от расстановки партийно-политических сил в парламенте.

Во всех типах, формах государства в соответствии с разделением властей существуют организационные структуры: 1) представительные, законодательные органы; 2) исполнительные, распорядительные; 3) судебные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: