От массового человека к культиндустии




 

Процесс омассовления культуры, начинается в конце «20-х годов, когда наметились признаки экономического процветания в результате ликвидации последствий послевоенной разрухи и развития индустриального общества. В этот период появляется и начинает играть в социальной жизни Европы новый общественный слой, который постепенно расширяясь трансформируется в развитом индустриальном обществе в социальную группу, которая получит определение т.н среднего класса. В него войдут помимо буржуазии и те представители рабочего класса и интеллигенции, которые в короткий период процветания, добились определенного материального благосостояния и известной стабильности обеспеченной жизни.

После военного лихолетья в 20-е годы наступает короткий период, получил, который окрестили, как «безумные годы».Они отличались «беззаботностью, удовольствиями, роскошью, изобилием Европа испытавшая лишения войны стремилась любой ценой развлечься»[88].Для большей части общества лишенной не только благосостояния, но зачастую и элементарных средств существования такой образ жизни становился пределом мечтаний и своего рода идеалом. Не будучи способными реально обрести тот уровень жизни, который бы дал им возможность вести подобный образ жизни это большинство стремилось приобщиться к нему хотя бы иллюзорно. Результатом этого было то, что менталитет свойственный представителям зарождавшегося и пока еще достаточно немногочисленного «среднего класса» приобретает универсальный характер и становится той идейной основой на, которой формируется новый тип личности- «массовый человек».Выразителем его чаяний и устремлений и становится «массовая культура».

В этот ранний период огромную, решающую роль в ее становлении сыграл кинематограф. Родившийся, как техническое изобретение, «вышедшее из фотографии»,кинематограф стремительно развивается. К концу 20-х годов он уже заявляет о себе, как о новом искусстве, обладающем своей эстетикой, творческим методом и языком. Одновременно в нем обнаруживаются и свойства,принципиально отличающие его от традиционных искусств такие, как способность мифотворчества и потребность в массовой аудитории. Для периода становления кино как новой формы образного творчества, в силу его органической связи с новой техникой было характерно тяготение к опыту авангарда, широко использовавшего выразительные возможности фотографического изображения. В конце 20-х годов, когда завершился этот период закончился и кино заявило о себе, как о самостоятельном и самом массовом из искусств эта ориентация достаточно резко изменяется и начинается активный процесс освоения кинематографом творческой практики классической художественной культуры.В 30-50 годы,созданные кинематографом образы, в которых органически сочетались жизненная правда и мифотворчество стали тем, что объединяло людей самых различных социальных слоев. В массовой кинопродукции этих лет, с равным успехом «облагораживалась» пошлость буржуазной жизни и удовлетворялась потребность неимущих в иллюзиях «красивой жизни».Наиболее ярко это проявилось в деятельности классического Голливуда, который на десятилетия превратился в «фабрику грез».,что касается лучших произведений киноискусства этого периода, то они в массе своей имели не модернистскую, а реалистическую направленность. Массовый кинематограф уже в этот период обретает черты культиндустрии. После 2-й Мировой войны возникает мировой кинорынок в результате чего массовая кинопродукция окончательно становится товаром со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Кинематограф в силу своей синтетической природы явился своего рода «локомотивом»,втягивавшим в сферу «массовой культуры».как реалистические так и авангардные формы культурной деятельности и тем самым положил начало глобальной трансформации всей современной культуры из прежней личностной, в новую массовую типологическую форму.

Массовая культура явление сложное и противоречивое. Не является случайностью, что начиная с момента своего зарождения и вплоть до наших дней она вызывает весьма разноречивые оценки и суждения нередко противоположные. С ее возникновением и глобальным распространением связываются, как надежды на будущее культуры, так и те несомненные признаки кризиса современной культуры, которые угрожают самому ее существованию

Дать здесь подробный обзор и анализ всех этих противоречивых суждений и оценок массовой культуры здесь не представляется возможным, поэтому ограничимся некоторыми общими и наиболее существенными и устоявшимися (на наш взгляд) из них.

Уже не подлежит сомнению та позитивная роль которую сыграла массовая культура в приобщении к культурному наследию миллионов людей. Благодаря ей, сегодня, вся жизнь и деятельность современного человека осуществляется(осознает он это или нет) в контексте культуры. В настоящее время мы переживаем непрерывно и прогрессивно увеличивающееся количества субкультур. [89] По существу,достаточно «прозрачными» стали границы между «э литарной » и «профанной » культурой. Существует универсальная система обмена культурной информации в которой задействованы все без исключения средства массовой информации. Наконец всемирное распространение получили новые массовые формы искусства и творчества такие, как фотография, кинематограф, дизайн и средовая архитектура, массовая печать. Можно с уверенностью сказать, что современный человек в массе своей имеет возможность получить такой уровень не только материальных благ и комфорта, но и культуры, который был немыслим еще XIX веке.

Все эти достижения массовой культуры, которая получила наибольшее распространение в США, дали основание увидеть в ней культуру будущего. Характерна в этом отношении оценка ее известнейшим американским социологом Даниэлом Беллом. В статье «Массовая культура и современное общество»,он заявляет о том, благодаря массовой культуре «Тяга к культуре становится базисом, определяющем другие стороны жизни.(и) Все это, казалось бы обещает принести прекрасные плоды.». Д.Белл, решительно выступает против критиков «массовой культуры»,заявляя о том, что их «односторонние» суждения не учитывают, «…наиболее замечательную черту этой культуры(которая состоит в том), что, объединяя широкие массы в одну общественную единицу, она создает разнообразие и многосторонность и- по мере того как все новые и новые географические, политические и культурные факторы мирового значения входят в поле зрения рядового гражданина- усиливает интерес к новым поискам».[90]

Д.Белл обосновывает все свои рассуждения утверждением о том,что современное общество это массовое общество и в силу этого только массовая культура может быть той типологической формой, которая ему адекватна и необходима.

Подобные рассуждения,американского социолога «образца» 70-х годов выглядят весьма «романтично» на фоне того критического анализа «массового общества» и «массового человека» и их отношения к культуре, который еще в 1930 году дал в своем эссе «Восстание масс», выдающийся испанский философ и исследователь культуры Х. Ортега-и –Гассет. В главе «Введение в анатомию массового человека» он писал: «Кто он, тот массовый человек, что главенствует сейчас в общественной жизни, политической и неполитической…как он получился таким?»[91] По мнению Ортеги, «подготовлен» этот тип человека был еще в XIX веке в результате научно-технических достижений и развития индустрии обеспечившим достаточно широкой массе людей такой жизненный стандарт и материальный комфорт, которого не знали прежние эпохи. Все те блага которые он давал новому человеку и то, «..что прежде считалось удачей и рождало смиренную признательность судьбе, стало правом, которое не благословляют, а требуют».Яркими и точными штрихами характеризует философ нравственный облик массового человека. Он выделяет двеглавных его черты: во первых, «беспрепятственный рост жизненных запросов и безудержная экспансия собственной натуры»; во вторых, «врожденная неблагодарность, ко всему, что обеспечило ему жизнь…Избавленный от любого давления извне, от любых столкновений с другими, он и впрямь начинает верить, что существует только он, и привыкает ни с кем не считаться, а главное никого не считать лучше себя. »[92]

Массовый человек, -пишет,-Ортега не глуп «Напротив, сегодня его умственные способности и возможности шире, чем когда- либо. Но это не идет ему впрок: на деле смутное ощущение своих возможностей лишь побуждает его закупорится и не пользоваться ими. Раз навсегда освящает он …мешанину прописных истин, навязанных мыслей и просто словесного мусора…Тирания интеллектуальной пошлости в общественной жизни, быть может самобытнейшая черта современности, наименее сопоставимая с прошлым…Сегодня…у среднего человека самые неукоснительные представления обо всем, что творится и должно твориться во вселенной…Но разве это достижение? Разве не величайший прогресс то, что массы обзавелись идеями, то есть культурой? Никоим образом. Потому что идеи массового человека таковыми не являются и культурой он не обзавелся…Кто жаждет идей, должен их домогаться …Культуры нет, если нет основ законности, к которым можно прибегнуть. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения…Культуры нет, если экономические связи не руководствуются торговым правом способным нас защитить. Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью защитить искусство

Если всего этого нет, то нет и культуры, а есть в самом прямом и точном смысле слова варварство.[93] Массовый человек, по мнению философа, лишен морали.

При всей радикальности высказанных взглядов, приходится с сожалением констатировать, что они не потеряли значимости и по сей день.

Дискуссия о роли массовой культуры в жизни современного общества вспыхнула с новой силой в 60-70-е годы, которые совпали, по времени с новой волной модеренизации, переходом к постиндустриальной фазе цивилизации и возникновении потребительского общества.

Иллюзии о безусловной благотворности массовой культуры и миф о непрерывно возрастающем культурном потенциале массового человека. были окончательно развеяны в этот период, связанный с непрерывно усиливающимся давлением на сознание человека культиндустрии. Последствием этого давления было резкое падение общекультурного уровня, которое приобрело характер глобального культурного кризиса, который выразился в гипертрофированном развитии тех самых негативных черт «массового человека» о которых в 30 годы писал Ортега –и- Гассет.

Культиндустрия превратила культуру в товар. Видные социологи и выдающиеся исследователи современной культуры М. Хоркхаймер и Т. Адорно в эссе «Культиндустрия. Просвещение как обман масс» писали: «Культура является парадоксальным товаром. Она настолько полностью подчинена закону обмена, что уже больше не обменивается; настолько слепо поглощается она в ходе употребления, что уже не может быть больше употреблена. Поэтому она сливается с рекламой. Чем более бессмысленной кажется последняя в условиях господства монополий, тем более всесильной она становится.».[94] Становясь рекламой культура умирает.

Глобальный характер господство культиндустрии приобретает в период трансформации постиндустриального общества в информационное. В результате срастания культиндустрии со средствами информации не только традиционные формы культуры, но даже новые массовые ее формы начинают утрачивать свой духовный потенциал. Ярчайшим примером в этом отношении может служить история возникновения и практика современного шоу бизнеса, являющегося по существу духовным наркотиком, который практически «стирает» все признаки личности, в результате чего «массовый человек» трансформируется в «человека толпы» способной реагировать лишь на предельную раздражимость чувств, вызываемую

участием в действе, подобном ритуалу в котором человек объеденен с другими не,духовной связью, не внутренней потребностью, а связью с идолом в роли которого выступает рок певец или музыкант манипулирующий толпой одиночек ничем не связанных друг с другом, кроме преклонения перед этим идолом(звездой) и наркотическим удовольствием от восприятия сверх-ритмов и сверх-звуков, которое заменяет «человеку толпы» духовный мир, а с ним и интерес к миру реальному. «Человек толпы» значим, живет только в момент участия в шоу, вне его он находится или в полусонном состоянии ожидания или ищет замены той эйфории, которую он переживает будучи участником шоу в употреблении наркотиков. Поэтому не случайно трансформация культиндустрии в шоубизнес, сопровождается повсеместным распространением наркомании, которая является прямой дорогой к уничтожению личности, а следовательно и гибели культуры. Крайним заблуждением или злонамеренной спекуляцей тех, кто превратил продукцию шоу-бизнеса в товар приносящий сверхприбыли его «капитанам» и «звездам»,является попытка обосновать идею

особого «культурного значения» этого явления, являющегося источником новой эстетики. В точном значении этого слова «шоубизнес» это феномен «антикультуры» и «антиэстетики».Если применительно к нему и можно употребить термин «культура».то только в значении «субкультура».Он действительна одна из форм «бизнескультуры», но не «Культуры» в собственном значении этого слова, ибо он не является средством духовного и физического совершенствования человека, да и не ставит перед со собой такой цели.

В результате кризис культурной традиции дополняется духовным кризисом, который сопровождается явственно выраженными чертами варварства и безнравственности окончательно разрушающими «тело» культуры и повергающие ее в небытие, на этой основе возникают идеи «антикультуры» и отказа от духовного творчества в сфере традиционных институтов культуры, в частности в науке и искусстве.

Уже в З0-50 годы наметились попытки, преодолеть каким то образом ту опасность, которую таили в себе процесс индустриализации и комерсализации культуры. Предпринимаются попытки внедрения в основные институты культуры новых идей способных противостоять наступлению культиндустрии. В философии предпринимаются попытки восстановить ее статус методологической дисциплины(феноменологизм, экзистенциализмлизм, персонализм), противопоставив- его интуитивизму, фредизму и символизму- идеям оказывавшим определяющее воздействие на культурный процесс в 20 годы. В науке нарастает интерес к тем отраслям знания, которые имели непосредственный интерес к изучению человека психологии, антропологии, этнологии, истории культуры и религии. Появляются первые фундаментальные научные исследования новых искусств фотографии и кино(Р.Арнхейма, В. Беньямина, Я. Мукаржовского). В искусстве все более активную роль, в качестве важнейшего института современной, культуры, наряду с литературой, начинает играть кинематограф. К нему, как ни к одному из других искусств, могли быть теперь отнесены слова Поля Валери, который писал: «Искусство, рассматриваемое, как определенная сфера деятельности, должно было подчиниться общим требованиям социальной жизни. Оно заняло свое место в мировом хозяйстве…У искусства есть своя пресса, своя внешняя и внутренняя политика, свои школы, свои рынки и свои фондовые биржи…депозитные банки…музеи, библиотеки и тому подобное.» [95] В условиях индустриального общества только такого рода трансформация этого искусства дало ему возможность не только выжить, но и максимальной полнотой реализовать творческий потенциал того удивительного симбиоза технической и духовной деятельности, который составляет его первооснову. Однако,,то что было преимуществом обернулось для искусства кино, позднее в постиндустриальном и информационном обществе, трудноразрешимой проблемой и стало источником серьезного кризиса.

Если же говорить о состоянии в этот период культуры в целом, то в нем достаточно явственны ощутимы элементы неопределенности и застоя, вызванные,с одной стороны, нестабильностью социальной жизни, связанной с ожиданием новой Мировой войны и конфронтацией двух тоталитарных режимов в Фашистской Германии и Советском Союзе, делавшей эту войну неизбежной, с другой,полной неясностью судеб культуры в будущем в связи с кризисом европейской культуры и утратой ее ведущей роли в мировом культурном процессе. Все отчетливей в европейской культуре намечаются две тенденции одна из которых связана с воздействием на нее технократической культуры Америки и с другой тяготение к расширению тех интеграционных связей с Восточной культурной традицией, которые определились еще в XIX веке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: