История политических и правовых воззрений Древней Греции. Периодизация
Факторами, повлиявшими на развитие политико-правовых доктрин Древней Греции, являлись:
• наличие развитых торговых связей с иностранными государствами;
• существование государств, состоящих из города и его окрестностей (полисов);
• наличие полисов с различными видами государственного устройства. Форма государственного устройства зависела от образа жизни и рода занятий граждан полиса, В полисах с доминированием земледелия и скотоводства во главе власти стояла родовая аристократия, с доминированием ремесла и торговли - демократия;
• присутствие в полисе неоднородного состава населения;
• неодинаковая степень обеспечения жителей правами;
• активное участие граждан в государственных делах;
• выдвижение на первый план вопросов, «связанных с положением индивида в обществе и возможностью морального выбора;
• развитие политико-правовых идей в совокупности с этической, философской и другими науками;
• интенсивный поиск идеальных форм правления и плюрализм правовых взглядов.
История развития политических и правовых учений Древней Греции представлена следующими периодами:
• предфилософский (XI-VI вв. до н. э.);
• философский (VI-IV вв. до н. э.);
• кризиса и упадка политико-правовой идеологии (III- I вв. до н. э.).
Основные характеристики предфилософского этапа:
• преобладание мифологических представлений о политике, праве, государстве;
• представление основных учений: поэмами Гомера и Гесиода; высказываниями «семи мудрецов», Пифагора. В творчестве «семи мудрецов» (Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона) прослеживается рационализация политико-правовых взглядов. Все они выступали за господство в полисе справедливых законов.
Основные характеристики философского этапа:
• расцвет древнегреческой философии;
• зарождение и достижение высшей точки развития рационалистической интерпретации политико-правовых явлений;
• выдвижение идей: • Демокрита (эволюционное развитие общества); • софистов; • Сократа; • Платона; • Аристотеля.
Периоду кризиса и упадка политико-правовой идеологии были присущи такие черты, как:
• потеря независимости полисами;
• представление основных политико-правовых доктрин работами:
• Эпикура, который был сторонником договорной теория происхождения государства, согласно которой люди заключили между собой договор и создали государство, чтобы не терпеть лишений и не причинять друг другу вреда;
• стоиков, основатель Зенон Китионский, который считал, что существует судьба, которая управляет всем мирозданием и представляет собой универсальный закон, которому все подчиняется;
• Полибия, который одним из первых применил историко-политический метод при изучении причин образования и развития государства и права. Его главным произведением является «История в сорока книгах».
4. Политико-правовые теории предфилософского периода в развитии Эллиады: Гомер, Гесиод, творческтво "Семи мудрецов", Гераклит, Пифагор.
Ранний этап развития политико-правовой мысли характеризовался:
• потерей древними мифами сакрального характера; • тенденцией к этической и политико-правовой интерпретации мифов.
Эти тенденции особенно ярко выразилось в поэмах Гомера(VIII в. до н. э.).
Основные политико-правовые идеи произведений Гомера «Одиссея» и «Илиада»:
• справедливость и незыблемость аристократической формы правления;
• оправдание завоевательных войн;
• уважение к обычаям;
• признание богов Олимпа во главе с Зевсом;
• при этом - человекообразный образ олимпийских богов, наличие возможности общения между человеком и богами.
Гесиод (VII в. до н.э.) отстаивал противоположные Гомеру взгляды, защищая интересы простых крестьян.
Его произведения «Теогония» и «Труды и дни» представляют собой систематизацию всех мифов.
В «Теогонии»:
• было дано описание рождения справедливости и благозакония. Богини, представляющие их (Дике и Эвномия), родились от брака Зевса (главного бога Олимпа - олицетворения совершенства всего сущего) и Фемиды (богини вечного порядка);
• были описаны функции Дике и Эвномии - защита справедливости, порядка, искоренение беззакония на Земле;
• подчеркивалось божественное происхождение основ законности и государства.
В «Трудах и днях» Гесиод приводит периодизацию истории Древней Греции, применяя в качестве критерия разделения истории на этапы степень следования людьми правилам: • честности; • трудолюбия; • умеренности.
Исходя из этого, Гесиод выделяет следующие периоды:
• золотой век - век правления бога Кроноса (отца Зевса). Люди этого периода жили счастливо и беззаботно, так как следовали правилам, составлявшим основу справедливого порядка (жили честно, в умеренности и трудолюбии). Но постепенно они отказывались следовать правилам, что и повлекло смену веков; • серебряный век - время непокорных богам людей, которых истребил Зевс; • бронзовый век - век взаимного истребления людей в распрях и ссорах; • героический век, представляющий эпоху Геракла и Троянской войны, • железный век, характеризуемый как период произвола и беззакония, царящих в полисе.
В творчестве «семи мудрецов» (Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона) прослеживается дальнейшая рационализация политико-правовых взглядов. Все они выступали за господство в полисе справедливых законов.
Хилон призывал людей повиноваться законам, а лучшим он считал тот полис, жители которого слушаются законов больше, чем ораторов.
Биант наилучшим государственным устройством полагал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой они боялись бы тирана.
Солон (638-559 гг. до н. э.) определял закон как «сочетание права и силы, имея в виду силу полиса, т.е. государства.
Правление Солона, стремившегося достичь компромисса между высшими и низшими слоями на' селения, было ознаменовано такими событиями, как:
• отмена частных и государственных долгов;
• введение запрета на обеспечение ссуд личной кабалой; • учреждение Совета четырехсот, выступившего противовесом ареопагу- оплоту аристократии;
• создание свода основных законов (конституции) Афин, впоследствии заимствованных римлянами при составлении «Закона 12 таблиц»;
• разделение общества на сословия. В зависимости от материального положения все граждане Афин были разделены на 4 категории: пентакосиомедимнов; всадников; зевгитов; фетов.
Первые 3 сословия (самые состоятельные) имели право доступа ко всем государственным должностям. Четвертая группа могла лишь участвовать в народном собрании.
Политико-правовое учение Гераклита (530-470 гг. до н. э.) основывалось на следующих идеях:
• основа всего - логос (всеобщий закон);
• логос вечен, а все вокруг него изменяется;
• понимание логоса - вот критерий разделения людей на мудрых и неразумных, • признание меритократии наилучшей формой. Меритократия- выбор правителя, производимый на основе оценки его личных качеств (то есть - понимания логоса), а не знатности происхождения;
• признание демократии наихудшей формой правления. Демократия трактовалась Гераклитом как власть неразумных людей, не способных постичь логос;
• исполнение и защита законов - обязанность каждого гражданина, так как любой закон происходит от Божественного логоса.
Пифагор (580-500 гг. до н. э.) и его последователи (Архит, Лизис, Филолай и др.) выделяли:
• аристократию как наилучшую форму правления;
• анархию как наихудшую форму правления.
По их мнению идеальный правитель должен:
• быть самым умным и высоконравственным гражданином; • основывать свое правление на справедливых законах.
Лучшие же законы - те, которые основаны на обычаях.
Одной из особенностей политико-правовых идей Пифагора являлось то, что для определения равенства и других нравственно-правовых явлений он использовал учение о числах, то есть выявлял цифровые характеристики, присущие данным понятиям.
Например, определение справедливости представлено как воздаяние людьми равным за равное.