Реформистский и научный социализм




Луи Блан (1811-1882), представитель течения «реформистский социализм», стал известным благодаря публикации статьи «Организация труда», где сделал свои предложения по реформированию общественного строя и улучшению положения рабочего класса мирным путем.

Идея Блана по реформированию общества: - основа всех бедствий рабочего класса - институт свободной конкуренции. По словам Блана, «свободная конкуренция является для народа системой уничтожения»; - улучшения жизни общества можно достигнуть при помощи социальной и политической реформ.

Фердинанд Ласссаль (1825-1864), также являясь представителем идей «реформистского социализма», одним из первых разработал теорию социального государства (социальной демократии).

Лассаль о сущности государства:

- государство - механизм, защищающий интересы общества от индивидуализма и эгоизма отдельного человека;

- задачи государства - обеспечение свободы общества, просвещение и установление справедливого порядка.

Наличие денежной системы превратило государство в защитника интересов буржуа.

Для идеального государства следует провести следующие реформы:

- объединить все классы для дальнейшего улучшения положения рабочего класса;

- добиться отмены имущественного ценза;

- достичь установления всеобщего избирательного права;

- передать власть избранному народом парламенту.

Способы достижения:

- отказ от насильственных и революционных методов; - частные реформы на основе классового сотрудничества;

- борьба на основе легальных политических средств (демонстраций, митингов).

Историческая школа права (Г.Гуго, Ф. Савиньи, Г.Пухт)

Историческая школа права была реакцией феодалов Германии на произошедшую революцию во Франции и кодификацию права.

Основоположники этой школы считали, что необходимо подробно изучать и применять римское право.

А законодательство не может изменить действующее право, в его компетенции лишь дополнение его.

К представителям идей исторической школы права относятся Густав Гуго, Фридрих Савиньи и Георг Пухта.

Густав Гуго (1764-1844) стал основоположником этой школы. Его теория о праве и законе основана на следующих идеях:

- помимо закона существует несколько иных источников права. К этим источникам Гуго относил обычное право, которое явилось характерным отличием доправового общества от государства;

- право развивается параллельно с языком;

- нормы права появляются независимо от воли законодателя;

- положения закона не всегда совпадают с практикой.

Гуго в своих работах намеренно обходит вниманием многие факторы, влияющие на раскрытие сущности права, и содержание его работ является поддержкой феодального строя и социального неравенства.

Фридрих Савиньи (1779-1861) продолжил развитие идей Гуго.

По мнению Савиньи, не стоило придавать деятельности законодателя большого значения, так как:

- особенные черты каждого народа определяют особенности права в каждой стране. Поэтому право развивается само по себе, под воздействием внутренних сил;

- процесс развития права представлен 2 стадиями - стадией естественного права и стадией ученого права.

Стадии естественного права характерно существование его в сознании народа и проявление его в положениях обычного права.

Стадии ученого права характерно существование его как в сознании народа, так и в произведениях юристов, выражающих дух народа.

Широко известна историческая школа права стала после публикации работы Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».

Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. С 1815 начал издаваться журнал «Zeitschrift fur geschichtliche Rechtswissenschaft» (выходил до 1850), популяризирующий концепции предстивителей исторической школы права.

Савиньи, как и Гуго, выступал за придание доминирующей роли обычному праву и тем самым поддерживал существующий феодальный строй Германии.

Георг Пухта (1798-1846), разделяя взгляды Гуго и Савиньи, предлагал следующие тезисы:

- право есть выражение общей воли народа;

- право, представляя собой единое целое, развивается органически и имеет свою историю;

- право подвержено влиянию идеи ученых-юристов;

- право и государство имеют своим источником волю Бога, следовательно, надлежит подчиняться любой власти.

Потом историческая школа права разделилась на два течения: националистическое «германистов» и буржуазно-либеральное «пандектистов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: