Политико-правовые идеи народничества (П. Лавров, А. Желябов, Н. Михайловский). Идеи социалистов-революционеров. Русский анархизм.




Петр Лавров (1823-1900), будучи одним из основных идеологов либерального течения народничества, свои взгляды основывал на теории об отдельном «критически мыслящем» индивиде. Данным индивидом является любой человек, вне зависимости от принадлежности к сословию. Своими действиями «критически мыслящая» личность влияет на состояние общества и развитие всего человечества. Лавров выделил необходимые условия для поступательного продвижения человечества вперед:

- достаточное материальное обеспечение;

- возможность умственного развития;

- мысли о необходимости проявления уважения к себе и другим людям, На практике Лавров призывал интеллигентную молодежь к «хождению в народ» для постепенной подготовки народных масс к революции.

Андрей Желябов (1851 - 1881) выступал:

- за установление общей собственности на орудия труда;

- организацию государства в виде союза общин;

- признание личной свободы человека;

- формирование условий для свободного выражения человеком своих мыслей;

- активную управленческую деятельность и вмешательство общин в дела государства.

Все эти положения:

- предотвратят возникновение «государственного гнета»;

- не допустят захвата власти безнравственными людьми;

- послужат препятствием для подавления свободы народа.

Николай Михайловский (1842-1904) в своей политической концепции исходил из того, какой уровень занимает общество на различных этапах исторического развития. При этом он выделял:

- доисторическое;

- современное;

- социалистическое общество.

Обществу на первом этапе развития были присущи следующие черты:

- члены общества были связаны отношениями простой кооперации, что есть объединение равных людей, выполняющих одинаковые функции;

- люди были равноправны и свободны;

- личность занималась различными видами трудовой деятельности и была всесторонне развита.

Обществу на втором этапе развития присуще:

- связанность членов общества отношениями сложной кооперации (объединение представителей различных сословий, выполняющих различные трудовые функции);

- возвышение представителей одних сословии за счет подавления других;

- узкая специализация личности в определенной сфере деятельности.

На третьем этапе развития общества:

- люди возвратятся к отношениям простой кооперации;

- общество станет однородным;

- личность достигнет высшего развития своей индивидуальности.

Выделяя 2 типа народных объединений - «вольницу» и «подвижников», Михайловский замечает, что при любом из них народ нуждается в лидере. При этом стать вождем может каждый, кто способен увлечь участников движения за собой. Данное явление Михайловский объясняет тем, что общество на современном ему этапе развития подвержено влиянию массового гипноза и подражания. Но в будущем это отрицательное свойство будет искоренено.

Михаил Бакунин (1814-1876) считается основателем течения анархизма. Его политико-правовая теория базировалась на положении о том, что «уважение человеческой личности есть высший закон человечества». Иными основными человеческими законами были: солидарность людей; свобода каждого.

Солидарность помогает всем людям стать независимыми от окружающего мира и создать условия для жизни.

Свобода является продуктом деятельности всего общества, так как индивид и общество должны взаимно уважать права друг друга. Но данный закон не выполняется, так как организация человеческого общества - государство, и оно изначально основано на насилии. Поэтому и все законы, изданные от имени государственных органов, направлены против свободы человека. Выходом из создавшегося положения будет:

- организация международного восстания;

- освобождение рабочего класса от эксплуатации;

- объявление всеобщей свободы человечества, основанной на равенстве и братстве;

- введение института самоуправляющихся сообществ рабочих, основанного на справедливости.

О дальнейшем оформлении общества Бакунин не писал, полагая, что ничто не может определить, каким будет это общество через некоторое время. Но он отрицательно относился к многочисленным теориям социализма, критикуя выводы их представителей, желающих установить диктатуру пролетариата над крестьянами либо диктатуру нескольких ученых и др.

Бакунин резко критиковал политико-правовую обстановку в России, отмечая:

- унизительное положение женщины;

- отсутствие понятия «право»;

- применение обычаев, а не законов для регулирования жизненных ситуаций;

- отсутствие условии для развития индивидуальности;

- уверенность народа в справедливости своих притязании на землю.

Эти факторы должны были послужить толчком к революции и к замене государственной власти властью крестьянской общины.

Петр Кропоткин (1842-1921) основывал свои идеи, исходя из совокупности положении:

- геосоциологии;

- этики;

- теории Бентама о наибольшем счастье для наибольшего количества людей.

По проблеме возникновения и развития государства Кропоткин высказывал следующие взгляды:

- причина происхождения государства - стремление защитить возникшую земельную собственность;

- заинтересованными в организации государства лицами были землевладельцы, жрецы, воины и судьи.

Периоды развития человечества Кропоткин представлял как этапы последовательного образования:

- рода; - общины; - городской коммуны; - государства.

На первых 3 этапах государства не существовало. Кропоткин, исходя из этого предположения, пытался доказать, что человечество может и должно обходиться без государства, так как государство, по Кропоткину, - это «общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты».

Последствиями образования государства стали:

- возникновение системы правосудия;

- оформление разветвленного бюрократического аппарата.

В качестве мер по борьбе с государственными институтами Кропоткин предлагал организовать народную революцию. Для этого было необходимо:

- организовать «низы»;

- обеспечить каждого оружием;

- сформировать институты местного самоуправления и органов самоуправления на заводах и фабриках;

- разрушить государственные институты и государство;

- экспроприировать собственность.

Идеальная организация общества представлялась Кропоткиным в виде общин, объединенных в федерацию, имеющих целью своего развития удовлетворение интересов личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: