Петр Лавров (1823-1900), будучи одним из основных идеологов либерального течения народничества, свои взгляды основывал на теории об отдельном «критически мыслящем» индивиде. Данным индивидом является любой человек, вне зависимости от принадлежности к сословию. Своими действиями «критически мыслящая» личность влияет на состояние общества и развитие всего человечества. Лавров выделил необходимые условия для поступательного продвижения человечества вперед:
- достаточное материальное обеспечение;
- возможность умственного развития;
- мысли о необходимости проявления уважения к себе и другим людям, На практике Лавров призывал интеллигентную молодежь к «хождению в народ» для постепенной подготовки народных масс к революции.
Андрей Желябов (1851 - 1881) выступал:
- за установление общей собственности на орудия труда;
- организацию государства в виде союза общин;
- признание личной свободы человека;
- формирование условий для свободного выражения человеком своих мыслей;
- активную управленческую деятельность и вмешательство общин в дела государства.
Все эти положения:
- предотвратят возникновение «государственного гнета»;
- не допустят захвата власти безнравственными людьми;
- послужат препятствием для подавления свободы народа.
Николай Михайловский (1842-1904) в своей политической концепции исходил из того, какой уровень занимает общество на различных этапах исторического развития. При этом он выделял:
- доисторическое;
- современное;
- социалистическое общество.
Обществу на первом этапе развития были присущи следующие черты:
- члены общества были связаны отношениями простой кооперации, что есть объединение равных людей, выполняющих одинаковые функции;
- люди были равноправны и свободны;
- личность занималась различными видами трудовой деятельности и была всесторонне развита.
Обществу на втором этапе развития присуще:
- связанность членов общества отношениями сложной кооперации (объединение представителей различных сословий, выполняющих различные трудовые функции);
- возвышение представителей одних сословии за счет подавления других;
- узкая специализация личности в определенной сфере деятельности.
На третьем этапе развития общества:
- люди возвратятся к отношениям простой кооперации;
- общество станет однородным;
- личность достигнет высшего развития своей индивидуальности.
Выделяя 2 типа народных объединений - «вольницу» и «подвижников», Михайловский замечает, что при любом из них народ нуждается в лидере. При этом стать вождем может каждый, кто способен увлечь участников движения за собой. Данное явление Михайловский объясняет тем, что общество на современном ему этапе развития подвержено влиянию массового гипноза и подражания. Но в будущем это отрицательное свойство будет искоренено.
Михаил Бакунин (1814-1876) считается основателем течения анархизма. Его политико-правовая теория базировалась на положении о том, что «уважение человеческой личности есть высший закон человечества». Иными основными человеческими законами были: солидарность людей; свобода каждого.
Солидарность помогает всем людям стать независимыми от окружающего мира и создать условия для жизни.
Свобода является продуктом деятельности всего общества, так как индивид и общество должны взаимно уважать права друг друга. Но данный закон не выполняется, так как организация человеческого общества - государство, и оно изначально основано на насилии. Поэтому и все законы, изданные от имени государственных органов, направлены против свободы человека. Выходом из создавшегося положения будет:
- организация международного восстания;
- освобождение рабочего класса от эксплуатации;
- объявление всеобщей свободы человечества, основанной на равенстве и братстве;
- введение института самоуправляющихся сообществ рабочих, основанного на справедливости.
О дальнейшем оформлении общества Бакунин не писал, полагая, что ничто не может определить, каким будет это общество через некоторое время. Но он отрицательно относился к многочисленным теориям социализма, критикуя выводы их представителей, желающих установить диктатуру пролетариата над крестьянами либо диктатуру нескольких ученых и др.
Бакунин резко критиковал политико-правовую обстановку в России, отмечая:
- унизительное положение женщины;
- отсутствие понятия «право»;
- применение обычаев, а не законов для регулирования жизненных ситуаций;
- отсутствие условии для развития индивидуальности;
- уверенность народа в справедливости своих притязании на землю.
Эти факторы должны были послужить толчком к революции и к замене государственной власти властью крестьянской общины.
Петр Кропоткин (1842-1921) основывал свои идеи, исходя из совокупности положении:
- геосоциологии;
- этики;
- теории Бентама о наибольшем счастье для наибольшего количества людей.
По проблеме возникновения и развития государства Кропоткин высказывал следующие взгляды:
- причина происхождения государства - стремление защитить возникшую земельную собственность;
- заинтересованными в организации государства лицами были землевладельцы, жрецы, воины и судьи.
Периоды развития человечества Кропоткин представлял как этапы последовательного образования:
- рода; - общины; - городской коммуны; - государства.
На первых 3 этапах государства не существовало. Кропоткин, исходя из этого предположения, пытался доказать, что человечество может и должно обходиться без государства, так как государство, по Кропоткину, - это «общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты».
Последствиями образования государства стали:
- возникновение системы правосудия;
- оформление разветвленного бюрократического аппарата.
В качестве мер по борьбе с государственными институтами Кропоткин предлагал организовать народную революцию. Для этого было необходимо:
- организовать «низы»;
- обеспечить каждого оружием;
- сформировать институты местного самоуправления и органов самоуправления на заводах и фабриках;
- разрушить государственные институты и государство;
- экспроприировать собственность.
Идеальная организация общества представлялась Кропоткиным в виде общин, объединенных в федерацию, имеющих целью своего развития удовлетворение интересов личности.