Марксизм, марксизм-ленинизм, сталинизм в России в СССР. Г.Плеханов, А. Ленин, И. Сталин.




В 1880-е - 1910-е гг. в России получили широкое распространение идеи марксизма. Особое распространение марксизм получил в рабочей среде. Практически во всех крупных промышленных городах существовали марксистские кружки.

Особенностью марксизма в России было то, что рабочие воспринимали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса не напрямую из первоисточников (это было крайне затруднительно в силу жесткости цензуры и незнания большинством рабочих иностранных языков), а через интерпретаторов. Крупнейшими интерпретаторами марксизма в России, доводившими (в своем понимании) идеи К. Маркса и Ф. Энгельса до масс, были:

- Г. В. Плеханов; - В.И. Ленин.

Особенно сильно учение Маркса было интерпретировано и дополнено В.И. Лениным, что позволяет говорить о появлении нового учения - марксизма-ленинизма.

Георгий Плеханов (1856-1918) отстаивал идею о проведении социалистической революции в период достижения капитализмом высокого уровня производства. Только на этом этапе, по мысли Плеханова, рабочий класс будет составлять большую часть населения. Он, как и Каутский, считал, что перейти к пролетарскому типу государства в одночасье не удастся. Поэтому надо:

- провозгласить всеобщее избирательное право, свободу слова, печати и совести;

- сформировать парламент, состоящий из представителей различных партий;

- создать коалиционное левое правительство;

- провести социальные преобразования общества.

Отличительной чертой идеи Плеханова от иных последователей марксизма в России было желание ненасильственного проведения реформ и отрицательное отношение к захвату власти одной партией.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) является одним из основоположников самостоятельного течения, существовавшего внутри марксизма - марксизма-ленинизма, который был взят на вооружение радикально-революционным течением российской социал-демократии - большевизмом. Данное течение возникло в 1903 г. после раскола делегатов II съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальных большевиков (сторонников Ленина) и умеренных меньшевиков (первоначально сторонников Мартова).

Выдвигая свою политико-правовую концепцию, Ленин пытался - разрешить вопросы взаимоотношения классов внутри общества;

- определить сущность классовой борьбы;

- дать характеристику движущим силам в государстве;

- очертить круг проблем, возникающих при переходе от государства буржуазного типа к государству пролетарскому.

Государство Ленин определял как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».

Характерными чертами государства, по Ленину, были:

- классовая борьба внутри государства;

- формирование государственного аппарата из представителей высших сословии;

- проведение политики в интересах господствующего класса.

Делая вывод на основе предложенных фактов, Ленин утверждал, что «диктатура одного класса является необходимой для любого общества вообще». Признаки диктатуры: наличие властных полномочий;

опора на насилие; полная свобода действий, не ограниченная никакими законами.

При подобной точке зрения на природу государства Ленин не верил в правовые и демократические принципы организации общества. Данные явления были восприняты Лениным как институты, служащие для обмана народных масс господствующим классом.

Выступая защитником интересов народных масс, Ленин предлагал провести социалистическую революцию. Только революция была способна, по мысли Ленина, «сломать государственную машину» и создать свое, совершенно иное государство.

Эти идеи были реализованы Лениным и большевиками на практике после захвата большевиками власти в ноябре 1917 г. и победы в последовавшей кровопролитной гражданской войне (1917-1922 гг.), завершившейся установлением власти большевиков и созданием нового государства СССР.

52. Политико-правовое содержание теории национал-социализма (А. Гитлер, А. Розенберг)

В 1920-е - 1940-е гг. большую популярность в Европе приобрели фашистские и сходные с ними учения.

Бенито Муссолини (1883-1945) - один из основоположников фашизма - политико-правового течения, идеи которого были реакцией общества:

- на события Первой мировой войны; - экономический спад; - социальную необеспеченность общества.

Основной характеристикой данного направления стало отрицание ценностей демократии и либерализма.

Согласно учению итальянских фашистов:

- базисом фашизма является героизм;

- методом фашизма является деятельность, а не теоретизирование;

- задачей фашистов является достижение социального, а не «экономического» счастья.

Смысл противопоставления фашизма социализму и иным политическим движениям заключался в том, что:

- представители фашизма не воспринимали классовую борьбу как средство достижения благополучия;

- фашисты рассматривали историю развития государства как процесс волевого изменения действительности.

Фашистское государство воспринималось как «абсолют, обладающий волей и индивидуальностью». Следовательно, права индивидов при подобном строе должны быть подчинены интересам государства, поскольку фашистское государство не подавляет личность, а просто «лишает гражданина всех бесполезных и вредных свобод», что связано с выполнением задачи по достижению всеобщего блага.

Основу фашистского государства составляют дисциплина; глубокое чувство долга; самопожертвование индивида.

Государственный порядок в фашистском государстве Муссолини был основан на отрицании демократической системы представительства, идее «корпоративного государства» всех классов и сословий и передаче руководства государством единственной партии, которая цементирует «корпоративное единство» нации.

Альфред Розенберг (1893-1946), предлагая теоретическое обоснование идей немецкого фашизма, утверждал следующее:

- понятие «нация» имеет большее значение, чем «личность» и «государство»;

- ход развития нации представлен как постоянная борьба рас за выживание, причем высшей расой в данной борьбе являются арийцы, которые:

- обязаны исключить какие-либо контакты с представителями низших рас;

- должны стремиться к мировому господству с целью сохранения чистоты и мощи своего вида;

- представляют единственную расу, способную создать культуру, в то время как иные расы используют результаты творения высшей расы.

Адольф Гитлер (1889-1945) утверждал, что в природе существуют нации высшего и низшего видов. При смешении их первые подвергаются риску деградации и исчезновения. Представители высшей нации (арийцы) обязаны избегать контактов с неполноценными существами и поддерживать чистоту крови.

Вопрос о взаимоотношении классов внутри общества Гитлер решал довольно радикально - он предлагал «усугубить неравенство между людьми и поставить непроницаемые барьеры». Иерархия общества:

- первый класс - класс господ - его будут составлять истинные представители высшего вида;

- второй класс - «толпа различных членов партии»;

- третий класс представлен «анонимной массой, низшими навсегда»;

- четвертый класс - «класс побежденных иностранцев, современных рабов».

Фашистское государство отличали:

- жесткая связь гражданина и государства;

- принадлежность власти только «носителю германской государственной идеи»;

- наличие одной идеологии;

. проведение карательных мероприятий по отношению к инакомыслящим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: