Management 5.0: Global and Russian Experience




О.А. Николаевская

к.э.н., доцент кафедры «Таможенного дела»

Высшая школа экономики и управления

Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

г. Челябинск, Российская Федерация

+7 (922) 74-111-94, +7 (351) 231-40-61

E-mail: nikolaevskaia@susu.ru

Менеджмент 5.0: мировой и российский опыт

Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки формирования новой концепции управления в эпоху информационных систем. Менеджмент активных инновационных внедрений в Индустрии 5.0 основан на глобальных принципах ведения высокотехнологичного бизнеса и эволюционных особенностях развития российского предпринимательства. Предлагается модель и составные компоненты систем управления и среды нового типа.

Ключевые слова: инновации, цифровая экономика, бирюзовые организации, нейроменеджмент, благосостояние, нейромаркетинг, менеджмент 5.0, индустрия 4.0.

Olga Nikolaevskaia

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of

the Department of «Customs Affairs»

Higher School of Economics and Management

South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russian Federation

 

Management 5.0: Global and Russian Experience

Abstract: The article considers the prerequisites for the formation of a new management concept in the era of information systems. The management of active innovative implementations in Industry 5.0 is based on global principles of conducting high-tech business and evolutionary features of the development of Russian entrepreneurship. The model and components of control systems and environment of a new type are proposed.

Key words: innovations, digital economy, turquoise organizations, neuromanagement, welfare, neuromarketing, management 5.0, industry 4.0.

Эксперты и ученые уверены, что результатом четвертой промышленной революции станет пространство цифровых экосистем, где при взаимодействии стейкхолдеров сформируются коллективные сетевые сервисы и компетенции. Стратегические ориентиры развития к 2025 г. цифровой экономики и информационного общества в РФ уже обозначены и закреплены в госпрограммах и документах стратегического планирования и развития.

Впервые концепция Индустрии 4.0 была представлена на Ганноверской промышленной ярмарке в 2011 году. Основной акцент был сделан на киберфизические системы или, проще говоря, сочетание «умных деталей, свойств» и «умного производства». Отвечая на вопрос: как интегрировать киберфизические системы в заводские процессы, немецкие промышленники сформулировали концепцию Индустрии 4.0 и представили ее правительству. Тогда она базировалась на четырех принципах: (1) функциональной совместимости человека и машины и возможности контактировать напрямую через Интернет; (2) прозрачности информации и способности систем создавать виртуальную копию физического мира (что в предлагаемой Индустрии 5.0 может быть представлено созданием «digital twin» (оцифрованный двойник) или «digital twin chain» (цепочка создания цифровой (электронной) ценности) [13]; (3) технической помощи машин человеку - объединения больших объёмов рутинных данных и быстрое выполнения, в том числе ряда небезопасных для человека задач; (4) способности систем самостоятельно и автономно учиться и принимать решения.

Для успешного внедрения в России концепции менеджмента 5.0 следует учитывать и мировые практики развития и отличительный клиентский опыт таких моделей внедрения в других странах. Отличие американской концепции Интернета вещей от немецкой состоит в том, что она больше ориентирована на непосредственного потребителя умной техники от тостера до автомобиля, которыми можно дистанционно и удаленно управлять через сеть.

Широкое применение информационно-сетевые моделей, учитывающих индивидуальные особенности сотрудников и рабочих, приемлемые и привычные для них модели трудового поведения, геолокацию поставщиков и пользователей сервисов и платформ неизбежно приводит к процессам «сервизации» рабочих мест, что также вписывается в культурный и деловой контекст и существенно влияет на экономику великих скоростей и моделей быстрого обучения.

Мобильность и подключенность к глобальной сети и в региональный контекст, а также быстрая эволюция продуктов и услуг поставит вопрос об инвестициях в опыт и навыки сотрудников, способности к синтезу различного типа информации и созданию кросс-отраслевых консорциумов, то есть развитию сквозных компетенций.

Дальнейшее развитие иинформационного общества, электронной торговли и коммерции приведет к расширению инвестиционных возможностей на основе использования инновационных методов финансирования будущих сделок, таких как ITO/ICO, т.е. первичного размещения токенов и криптовалют для оплаты услуг в будущем.

В 2016 году произошло также слияние консалтинга и креативной индустрии. Международная консалтинговая компания «McKinsey & Co» купила известную дизайн-студию «Lunar». Крупные консалтинговые компании вроде «МакКинзи» и «Accenture» пытаются таким образом перехватить рынок стратегического дизайн-консультирования, добавив в свои интеллектуальные продукты, платформы, решения и сервисы не только визуализацию информации, но и инфографичность данных по каналам клиентского восприятия [3]. Отличительной особенностью в менеджменте 5.0 является значение и роль эмоционального фона используемого в работе «контента» (для считывающих информацию и данные машин – «коннекта») и новых каналов доставки информации (при нейротехнолгиях и нейроменеджменте [5-9] это даже напрямую и сразу в мозг или одновременно по нескольким каналам восприятия (связи)). Первостепенное здесь значение имеет система управления восприятием информации и когнитивный стиль ответных реакций человека, аппаратных комплексов, нейроморфных интерфейсов и машин, омникальность каналов доставки информации, а также открытость социальной и культурной среды.

Вторым аргументом в пользу принятия концепции «Систем управления средами и сервисами 5.0» можно указать тот факт, что при восхождении организаций по всем шести ступеням эволюционного процесса поведение сотрудников имеет не меньшее значение, чем технологии и организация производства. что в концепции 5.0 описывается процессами «сервизации» организационных изменений управленческих систем.

К тому же, надо сказать, что идея очередной промышленной революции не нова, однако обсуждение этой темы обострилось после Давосского экономического форума и выступления президента этого бизнес-клуба Клауса Шваба в январе 2016 года. Последствия Industry 4.0 стали предметом обсуждения на различных аналогичных форумах, включая недавний Петербургский, состоявшийся в июне 2017 года [10-12].

За несколько лет термин Industrie 4.0, предложенный на Ганноверской ярмарке 2011 года, стал интернациональным и более известен как Industry 4.0. Он понимается как комплекс мер, направленных на создание «умного производства» (smart factory). Во всем мире была принята методика, разработанная академией Acatech, в основе которой: киберфизические системы для всех производственных процессов; цифровое отображение предприятия, служащее для распределенного управления в режиме реального времени; коммуникации на базе Интернета людей, Интернета вещей, Интернета сервисов [1, 2].

Исследования о готовности предприятий к формированию «Индустрии 4.0.», проведенные в Германии, показали, что 47% компаний, принявших участие в обследовании, отметили, что взаимодействуют с «Индустрией 4.0», 18% - вовлечены в исследования по «Индустрии 4.0», в то время, как 12% заявили, что уже «испытали ее на практике» (Source: BITKOM, VDMA u ZVEI). Эта методика, задуманная как инициатива, адресованная немецкому правительству, стала универсальной. Ее могут использовать специалисты любой национальной принадлежности.

Проф. Вольфганг Вальстер, генеральный директор научно- исследовательского Центра искусственного интеллекта (Германия) считает, что «Киберфизические системы в корне изменят традиционную логику производства, поскольку каждый рабочий объект будет сам определять, какую работу необходимо выполнить. Появление у машин способности понимать определенную ситуацию приведет к абсолютно новому уровню качества в промышленном производстве. Взаимодействие между большим количеством отдельных компонентов позволит вырабатывать решение, которые ранее было невозможно запрограммировать на производственных установках» (рис.1).

Рис.1 Эволюция развития концепций индустрий и Менеджмент 5.0

Проведенный анализ материалов Давосских форумов 2016-2017 годов позволил выделить следующие основные тенденции, меняющие технологическое, инновационное и экономическое развитие в условиях IV-ой промышленной революции (Индустрии 4.0) [4]:

1) дигитализация (digitalization) – развитие цифровых технологий; объединение реального и виртуального мира; (все цифруется, все объединяется в сети);

2) возвращение филиалов и компаний, которые были вынесены странами-технологическими лидерами в другие страны из-за дешевой рабочей силы, снова в развитые страны в результате развития и преимуществ дигитализации (значительно сокращаются затраты на заработную плату, фокус – на новые и сквозные компетенции);

3) возможность создавать совместные инновации (Klaus Schwab), новые формы организации производства; новые технологии меняют спрос и предложения, создают новые потребности и окна возможностей. [13, с. 39];

4) о чрезмерном количестве стандартов использования устройств свидетельствует наличие около 300 IoT-платформ, объединение которых, начавшееся в 2017 году должно сократить количество поставщиков программного обеспечения до 5-7 и привести к представлению на рынке нескольких конк

5) Намного позже по цифровым меркам был предложен термин Internet of Things (IoT), затем «индустриальный интернет» Industrial Internet of Things (IIoT), а совсем недавно в связи с появлением технологии блокчейн – «интернет ценностей» (Internet of Valuе, IoV) и, наконец «интернет всего» (Internet of Everyting, IoE). IoE объединяет людей, данные, процессы и вещи - объединяя всех в систему полезных и удобных сервисов. Именно это может послужить основой для разработки концепции Менеджмента 5.0. Так, по оценке компании Cisco, к 2020г. к интернету будет подключено 50 млрд. различных устройств и объектов (в 2010г. было подключено – 12,5, в 2015 – 25 млрд.). «Умные предприятия» должны стать ключевым фактором производственной системы, в которой механизмы взаимодействуют между собой и зачастую без какого-либо участия человека [13, с.36].

Таким образом, сейчас в промышленности цифровизация опирается на Концепцию «Индустрия 4.0», которая предусматривает сквозную диджитализацию всех физических активов и их интеграцию в экосистему цифровой экономики вместе с партнерами, участвующими в глобальной цепочке создания стоимости. Ей также соответствуют новые цифровые технологии – облачные сервисы, мобильные устройства, дополненная реальность, «Интернет вещей», геолакация, усовершенствованные интерфейсы взаимодействия человека и компьютера, аутентификация пользователей, 3D-печать, технологии в рамках искусственного интеллекта, анализ Больших данных и продвинутые алгоритмы, персонификация по клиентскому профилю и геномная (персонализированная) медицина с учетом управления «клеточной» информацией и создания новых материалов (организмов) с предикативными и заранее заданными свойствами. Предлагаемые к развитию процессы «сервизации» социального поведения сотрудников и обучаемых систем позволят говорить о внедрении менеджмента новейшего типа под названием «Индустрия 5.0».

 

Список использованной литературы:

1. ipi 4.0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://frprf.ru/ipi/

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://atlas100.ru

3. Галкина, Н.В. Нейротехнологии в экономике и маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа – https://vk.com/videos10032424?z

=video10032424_456239196%2Fpl_10032424_-2

4. Как создать цифровое предприятие. 6 этапов на пути к Индустрии 4.0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – https://www.tadviser.ru

5. Николаевская, О.А. Нейроменеджмент как новое направление исследования концепций менеджмента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.management-science.ru/site/public/elfinder/Sbornik/3.1.pdf

6. Николаевская, О.А. Организационный капитал как инструмент управления эффективностью в системе нейроменеджмента компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23381357

7. Николаевская, О.А. Организация управления развитием в системе совместной реализации системы нейроменеджмента компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.eejournal.ru/uploads/imagebox/Журнал_1.pdf

8. Николаевская, О.А. Прикладной аспект развития нейроменеджмента в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dslib.net/f/a/p/d8378d/116bb4/e651b /i1_jekonomika.pdf

9. Николаевская, О.А. Современные тенденции развития нейроменджмента в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.management-science.ru/site/public/elfinder/Sbornik/2.2.pdf

10. Славин, Б.Б. Цикл лекций «Экономика будущего» [Электронный ресурс].//vk.com/videos10032424?z=video10032424_456239250%2Fpl_10032424_-2

11. Технологии, меняющие мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kaspersky.vedomosti.ru

12. Трачук, А.В. Цикл лекций «Экономика будущего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://vk.com/videos10032424?z=video10032424_

456239258%2Fpl_10032424_-2

13. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://inecprom.spbstu.ru/monograph/digital-transformation-economy-industry/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: