Что же [касается] благодарения, благодарите так. Прежде о чаше:
Благодарим Тебя, Отче наш,
О святой лозе виноградной Давида, отрока Твоего,
Которую Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего; Тебе слава во веки.
О преломленном же [Хлебе]:
Благодарим Тебя, Отче наш,
О жизни и знании,
Которые Ты явил нам чрез Иисуса,
Отрока Твоего; Тебе слава во веки.
Как был этот [Хлеб] преломленный рассеян по горам
И, собранный, стал един,
Так да соберется и Церковь Твоя от концов земли В Твое Царствие.
Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.
Пусть же никто не ест и не пьет от Благодарения вашего, кроме как крещенные во Имя Господне. Ибо об этом сказал Господь: Не давайте святыни псам. По насыщении же так благодарите:
Благодарим Тебя, Отче Святый, О Святом Имени Твоем,
Которое Ты вселил в сердца наши,
И о знании и вере и бессмертии,
Которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего.
Тебе слава во веки.
Ты, Владыко Вседержитель,
Создал все Имени Твоего ради,
Пищу и питие дал человекам в наслаждение, Чтобы благодарили Тебя.
Нам же Ты даровал духовную пищу и питие И жизнь вечную чрез Иисуса, Отрока Твоего.
Прежде всего благодарим Тебя, ибо Ты силен.
Тебе слава во веки.
Помяни, Господи, Церковь Твою,
[Чтобы] избавить Ее от всякого лукавого,
И усовершить Ее в любви Твоей,
И собери Ее от всех четырех ветров, освященную, В Царствие Твое, которое Ты уготовал Ей.
Ибо Твоя есть сила и слава во веки.
Да приидет благодать и да прейдет мир сей.
Осанна Богу Давидову.
Если кто свят, да приходит.
Если кто не [свят], да кается. Маранафа*.
Аминь.
Пророкам же предоставляйте благодарить, какхотят.
Учение двенадцати апостолов (Дидахэ), конец 1века. Гл. 9—10 из книги: Писания мужей апостольских.
Рига, 1992, с. 29-31
ВОПРОСЫ
1. Как вы понимаете слова Христа: «Царство Мое не от мирасего» (Иоанн, 18:36)?
2. Царство Божие только ожидается в будущем или уже присутствует в нашей жизни?
3. Что значат слова: «Приблизилось Царство Небесное» (Матфей, 3:2)? v
4. Как связаны понятия: «Царство Божие» и «Церковь»?
* Маранафа - по-арамейски: «Господь идет».
ЦАРСТВО БОЖИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
На предыдущем уроке, где речь шла о том, что такое Царство Божие, стало понятно, что мы говорим не о захватывающей человеческой идее, теории или социально-политической системе, а о жизненной реальности, о том обещании и надежде, которые осязаемо были даны всей жизнью и делом Иисуса Христа как дар и открытое предложение свободному человеку от Бога, Который есть любовь. На этом уроке мы рассмотрим, как внутренне переживается Царство Божие и как оно может стать практикой в жизни и истории.
ЛЮДИ ЦАРСТВА БОЖИЕГО
В начале Нагорной проповеди Иисуса Христа мы находим описание того, какие люди достойны Царства Божиего и какова их миссия в мире (Матфей, 5:3— 16). Таких людей Христос называет «блаженными».
Блаженны:
Нищие духом — это те, которые чувствуют себя духовно нищими перед Богом. Такие люди никогда не удовлетворены своим духовным состоянием и, подобно нищим, они постоянно испрашивают у Бога все новых благодатных даров, чтобы никогда не останавливаться на пути к совершенству. Они черпают силу жить только от Бога, а не от богатства или иного источника: здоровья, разума, культуры, социального положения, расположения людей и др. Такая «нищета» открывает их Богу и людям.
Плачущие — чуткие и отзывчивые, ре и человеческой душе господствует зло. Они переживают несчастья и страдания людей как свои собственные, печалятся о своих и чужих недостатках и ошибках, о преданных или потерянных возможностях жизни в Боге, умеющие владеть собой, знающие меру во всем.
Кроткие — скромные и терпимые, отвращающиеся от насилия, не использующие его как средство для достижения жизненных целей, искренне способные отказаться от своих законных прав или имущества ради пользы ближнего.
Алчущие и жаждущие правды — те, которые жаждут исполнения воли Божией, которые, как хлеба и воды, желают
достичь Царства Божией любви и справедливости, ибо только в нем и есть правда.
Милостивые — те, кто из любви проявляют милость к другим. Великодушные, исполненные человечности, думающие и заботящиеся без всякого различия обо всех, кто испытывает потребность в помощи и поддержке, и особенно о немощных, униженных, презираемых и грешных.
Чистые сердцем — они лишены всякого лицемерия, притворства и ухищрений. Их желания и поступки не расходятся с их верой. У них искренние и честные мотивы. Они чисты от греховных привычек и открыты во всем, что говорят и делают.
Миротворцы — те^кохорые утверждают мир вокруг себя. Они живут в мире с самими собой. Они примиряют людей, приводя их к пониманию истины, вопреки различиям характеров и традиций. Они открыты перед другими, даже если это опасно для них. Христос, о Котором апостол Павел пишет, что Он — «мир наш» (Ефесянам, 2:14), говорит, что миротворцы будут названы «сынами Божиими» (Матфей, 5:9).
Изгнанные правды ради — речь идет о подвижниках веры.
Это те, которые осуществляют Царство Божие своей жизнью и поэтому встречают ожесточенное сопротивление со стороны сил зла. Но, поскольку они следуют в своей жизни за Иисусом Христом, изгнание и страдания становятся для них блаженством, потому что уподобляясь таким образом Христу, Который пострадал ради спасения человечества, подвижники достигают наивысшей степени соединения с Ним. Христос говорит: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лука, 6:22) («Сыном Человеческим» Христос обычно называет Себя).
Мы видим, что блаженными Христос называет тех, чья жизнь наполнена любовью к Богу и любовью Бога к ним.
БОГОСЛУЖЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО В ЖИЗНИ
Самое главное для верующих — это то, что уже здесь и сейчас они могут приобщаться Царству Божию через церковное богослужение, особенно во время совершения Божественной Литургии (Евхаристии). В ней люди вновь вступают в общение со Христом.
Божественная Литургия начинается словами «Благословено
Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Это значит, что верующие провозглашают Божественное Царство как цель и исполнение их желаний и устремлений, как высшую ценность своего существования, смысл любви, подвига и жизненного пути. Во время «Великого входа» с Дарами для Благодарения служащий священник молится: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем ». В конце Благодарения народ поет молитву Господню «Отче наш», в которой звучит просьба: «Да приидет Царствие Твое». Этими словами народ просит, чтобы Бог в полноте осуществил то, что Он начал, и явил это всему миру.
После церковного богослужения верующие возвращаются в повседневную жизнь, освещаясь изнутри светом Царства Божиего. Этот свет озаряет и согревает их личную жизнь, преображает отношения с другими людьми.