СВЯЗЬ ЦАРСТВА БОЖИЕГО С НАШИМ ВРЕМЕНЕМ




Весть о Царстве Божием обращена к каждому человеку, чтобы, услышав ее, человек сделал свой выбор.

Все, до сих пор сказанное о Царстве Божием, не является выражением неисполненных человеческих желаний и мечтаний. Царство Божие всегда, на протяжении всей истории христианства было и продолжает быть реальностью для тех, кто жил и живет в общении со Христом. И они знают, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния, 14:22). Познавшие Царство Божие на опыте знают, что это сила, проникающая в человека и захватывающая его целиком. Оно колеблет устоявшийся порядок жизни, производит переоценку ложных ценностей, лишает основания ошибочные критерии и разоблачает все неподлинное, фальшивое. С другой стороны, Царство Божие просвещает, являет истину и открывает к ней путь, освобождает, объединяет и освящает, творчески преображает все то, что соприкасается с ним, в новое творение, то есть в новый и иной мир внутри нас и вокруг нас.


Полнота жизни Царства Божиего, когда она будет явлена после конца истории во всей своей глубине и величии, превзойдет всякое ожидание и представление. Апостол Павел говорит об этом так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам, 2:9).

Приложение к уроку № 8

Вот дароносица, как солнце золотое,

Повисла в воздухе — великолепный миг, Здесь должен прозвучать лишь греческий язык: Взять в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. И Евхаристия как вечный полдень длится —

Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится.

Осип Мандельштам

ВОПРОСЫ

Христианство обвиняют в том, что оно проповедует уход отреальной жизни. Так ли это?

Каким образом Церковь приводит человека в Царство Божие?

Имеет ли Царство Божие отношение к повседневной жизниверующего?

Почему тем, кто живет по духу Царства Божиего, неизбежнопредстоит много лишений и скорби?


9. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ И

ОСТАЕТСЯ «ЗНАМЕНИЕМ ПРЕРЕКАЕМЫМ»

«...Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...» (Лука, 2:34). Эти слова сохранил для нас евангелист Лука. Сказаны они были старцем Симеоном, когда он взял на руки младенца Иисуса через сорок дней после Его рождения, в храме Соломона. Несомненен пророческий характер этих слов, ибо личность Иисуса Христа стала предметом дискуссий, утверждений и отрицаний. «Знамение пререкаемое» (как по-славянски звучит «предмет пререканий») означает личность, которая более других вызвала и вызывает взаимоисключающие мнения о себе.

СОМНЕНИЯ

История сомнений относительно личности Иисуса Христа и трудностей, с которыми столкнулись люди в понимании Его миссии на земле, началась с первых дней Его проповеди своим соотечественникам. Вся предшествующая история израильского народа и все откровения его пророков подготавливали народ к тому, чтобы принять в Мессии восстановление полноты общения человека с Богом и установление Царства Божиего. На деле большинство увидело в Нем лишь политического лидера, который принесет национальную независимость и свободу от власти Рима. Читающему Евангелие становится очевидным,-что все чудеса и проповедь Христа говорят о совсем другой реальности. Однако большинство осталось глухим — ценности земной жизни оказались дороже. Именно те, которые радостно встречали Христа, входящим в Иерусалим, растилая перед Ним свои одежды и приветствуя Его: «Осанна сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне», — через несколько дней с гневом кричали: «Распни, распни Его!», потому что Иисус не поднял восстание, которого так ждал еврейский народ, и не стал их национальным земным Царем.

За непониманием Христа современниками последовали скептицизм, неверие в Него. Это дошло до нашего времени в виде конкретных теорий, многие из которых основываются на наукообраз-


ных доказательствах. Главная же причина непонимания осталась той же, что и две тысячи лет назад: люди больше любят и выбирают эту временную жизнь, которая им уже известна, желая лишь ее улучшения. Поэтому они не замечают или сознательно отвергают Божественную вечную жизнь, которую принес им Христос.

Приведем конкретный пример. На прошлом уроке мы говорили о Царстве Божием. Вот как о Царстве Божием учит Своих учеников Христос: «...Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. И просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще гово рил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Марк, 9:1 — 7; Матфей, 17:1 —5). Совершенно очевидна связь слов Христа о Царствии Божием с Его Преображением: Царство — это Он Сам, это Его свет, в котором так хорошо человеку. Однако и в наши дни многие говорят о Его Царстве, как о просто хорошей жизни на этой земле. Христиане, разумеется, не против улучшения нашей земной жизни. Дело в том, что все земное имеет конец, и, рано или поздно)' человек этого лишится, тогда как то, что дает Христос, вечно и не отнимется у человека никогда.

Чаще всего сомнения, связанные с Иисусом Христом, возникают по таким вопросам:

был ли Иисус Христос вообще;

• какова цель Его пришествия на землю;

• кто Он;

• каким образом в Нем соединяются Бог и человек;

• Его чудеса;

• Его учение;

• причина и образ Его смерти;

• факт Его Воскресения.

Сомневаются в этом не только атеисты. Ошибочные выводы, к которым приходили эти люди, проистекают из той причины, о которой мы говорили в начале урока: любовь к творению оказыва-


лась большей, чем любовь к Творцу. Отсюда происходят и другие

заблуждения, связанные с Личностью Христа.

ПРИЧИНЫСОМНЕНИЙ

• Людям и две тысячи лет назад, и сейчас гораздо проще иудобнее верить в то, что любовь и ненависть, свобода и рабство, истина и ложь, добро и зло взаимодополняют друг друга. Такой взгляд свойственен язычеству и многим другим нехристианским религиям. Это «дает право» человеку становиться на сторону то одного, то другого, в зависимости от сиюминутной выгоды, и не чувствовать себя виноватым. Христос разрушает это «мирное сосуществование» и «диалектическое единство» добра и зла и заставляет человека определиться и сделать решительный выбор: с кем он? Христос говорит: кто не со Мной, тот против Меня.

• Человеческому разуму трудно вместить в себя факт воче-ловечения Бога, сверхъестественного рождения Богочеловека от Девы Марии. В то же время рационализм, мифологизируя науку и «демифологизируя» религию, не хочет согласиться с возможностью чудес и, прежде всего, с фактом Воскресения Христа.

Христос показал несамодостаточность морализма и тем вы-звал протест моралистов. До Христа люди Ветхого Завета опирались на Закон. Исполнение Закона давало человеку ощущение того, что он — человек хороший, и позволяло ему призывать к ответу нарушителей, чувствуя к тому же свое превосходство перед ними. При этом казалось, что жизнь может существенно улучшиться, если соблюдается Закон. Но во всем этом не оставалось места Спасению, встрече человека с Богом. Законничество уничтожало основу отношений между Богом и человеком — любовь, заменяя ее отношениями счета и учета. Человек, в точности исполнивший предписания закона чувствовоал себя в праве требовать от Бога награды за свою «праведность».

Христос был явлением Истины, и целью этого явления было не внешнее улучшение жизни людей, а спасение от разрушения их естества, потери человеком возможности реализовать свое предназначение. Морализм, известный людям всех времен, был результативным, поскольку заключал жизнь людей в определенные рамки и облегчал частности общественной жизни. Человеку Удобно опираться на установленные для всех правила поведения.


Так сложилось самое распространенное в наше время искажение христианства. Две тысячи лет назад моралисты (фарисеи) отвергли Христа. Сегодня они Его «принимают», желая поставить христианство на службу себе. Их девиз: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал хорошим человеком».

В конце эпохи Просвещения (XVIII в.) начал формироваться миф о всесилии науки. Ученые стали верить, что с помощью научных методов они могут найти любую истину. Одним из таких методов стала историческая критика. Она заключалась в том, что суждения о событиях и личностях прошлого выносились только на основании сохранившихся документов. Нелюбовь деятелей Просвещения к Церкви побудила их не считать Евангелие историческим документом и на этом основании выдвинуть теорию о том, что Христа вообще не было. В наше время такой подход и выводы признаны ненаучными с точки зрения самой же науки. Оказалось, что нет никаких оснований отвергать тексты Евангелий как исторические источники. Изучение, кроме этого, и нехристианских исторических документов, свидетельствующих о Христе, привело современную науку к тому, что в реальности Христа она более не сомневается.

После того, как стало невозможным отрицать Христа как историческую реальность, а признать Его Богом по-прежнему оставалось неудобным, появились теории, истолковывающие дело Христа с точки зрения политики и экономики. Это произошло еще и потому, что политика и экономика с XIX в. стали интересовать людей больше всего остального. Поступки Христа стали объясняться политическими мотивами. При этом закрывались глаза на подлинное содержание Евангельских текстов и на то, что и в наше время, как и всегда, христиане имеют живой опыт общения с Христом.

Почему же, несмотря на то что объективных причин не верить

Богочеловеку Христу нет, сомнения и возражения у многих остаются? Приходится сделать вывод, что причины этих сомнений и возражений — глубоко личные, и связаны они с позицией, которую человек занимает и от которой не хочет отказаться. Такая позиция ошибочна, независимо от того, вызвана ли она недостаточным пониманием или откровенной недобросовестностью. В конце концов, сколько бы доказательств историчности Христа, Его чудес, подлинности Его смерти и воскресения не приводилось, они будут поняты и приняты человеком только тогда, когда он будет исходить из той истины, которую Афанасий Великий выразил в словах: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».


Приложение к уроку № 9

В глубине души эти господа (отрицатели Христа) и самого Христа не считают достойным быть Богом над сегодняшним чересчур умным и моторизованным человечеством, которое стало «крутым» благодаря своим естественным наукам. Но они этого не показывают и не говорят. Они это фарисейски скрывают, не имея отваги, которая есть у честного атеиста. Они, по примеру их лукавых учителей, желают богословия без Бога, чтобы и богословы могли быть свободными мыслителями, свободными от догматов и поповских штучек. Прочь, говорят, от таких примитивных взглядов, которые нас позорят в глазах просвещенных народов; прочь от монахов и священников, мучеников и святых, которые по неграмотности пали жертвой своего фанатизма. Европейское христианство — религия современная, систематизированная, изученная, исследованная. Оно соответствует сегодняшней автоматизации, которая контролирует все. По моему мнению, если бы у меня был такой взгляд на христианство, как у этих людей, то я сказал бы без обиняков,

что оно совершенно не нужно. Потому что устройство современной жизни все отрегулировало своим практическим духом настолько хорошо, что не остается никакого места для этой устаревшей вещи, называемой христианством, которая похожа на знахарское снадобье по сравнению с научным лекарством. Христианство — не для «практичных» людей, по слову Христа, сказавшего: «Царство Мое не от мира сего».

Фотий Кондоглу. Благословенное убежище.

Афины, 1985, с. 261

ВОПРОСЫ

1. Как связаны слова старца Симеона о Христе как о «Знамениипререкаемом» (см. начало урока) и возникновение современных заблуждений, касающихся личности Иисуса Христа?

2. В чем состоит трудность понимания человеком вочеловечения Христа?

3. Почему невозможно составить верные представления о Христе, исходя из научных и политических теорий?

4. Многие считают Христа великим учителем человечества, который пришел для того, чтобы рассказать людям, как им надо жить. Что вы думаете о таком взгляде на Христа?


10. «ЗА КОГО ПОЧИТАЮТ МЕНЯ ЛЮДИ?»

ОБЫЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Во время одного путешествия, по дороге в Кесарию Филиппову, Христос спросил у своих учеников: «...За кого почитают Меня люди?» — то есть, кто Он по мнению людей. Его ученики стали перечислять те мнения, которые слышали: одни говорят, что Ты Иоанн Креститель, другие — что Ты Илия, третьи — что Ты один из пророков (Марк,

8:27 — 28). Из этого Евангельского текста видно, что многие люди составили себе ошибочный образ Христа. Они думали, что Он был духовно одаренным религиозным деятелем и отождествляли Его с конкретными лицами

Ветхого Завета. Неверие, поверхностное восприятие и суждения не позволили увидеть Божественное достоинст-

во Христа.

ГЛАВНЫЕ ЕРЕСИ

Первая богословская система, отрицавшая божественность

Христа, была сформулирована александрийским священником

Арием (IV в.), проповедовавшего, что когда-то Сына Божия,

Второго Лица Святой Троицы (Иисуса Христа) как личности не было, что Он сотворен Богом Отцом из ничего прежде всех других творений и, следовательно, не совечен Богу Отцу, а значит, и Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, — не Бог в полном смысле этого слова. Вторая богословская система, отрицавшая божественность Христа, - несторианство (по имени Констан-

тинопольского патриарха Нестория (V в.), учила о Христе как просто о человеческой личности, но в высшей степени Богом одаренной. И третья крупнейшая ересь, впервые сформулирован-


ная архимандритом Евтихием в Константинополе (V в.), — монофизитство (novoq — один, ybciq — природа). Оно выражает ошибочное мнение, что Иисус Христос был только Богом, так как человеческая природа прекратила в Нем свое существование после соединения с Божественной природой. Из монофизитства логически следовало бы то, что Христос не единосущен нам. Это означало бы, что у нас нет возможности реально соединиться с Ним.

Все последующие заблуждения можно отнести к одному из этих трех. Их причиной всегда были и остаются попытки понять Христа исходя из привычных схем человеческого разума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: