Егорьевск 2006
Составитель: ст.преподаватель Иванова И.З.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ЕНД
«___________» 2006 Протокол № от
Заведующий кафедрой _______________
Программа и методические указания согласованы с выпускающей кафедрой ___________
Заведующий кафедрой _______________
Одобрено методическим советом института
Протокол № от
Председатель совета А.Д.Семенов
Организационно-методические указания
Цель курса – системное представление принципов и методов построения и эксплуатации информационных систем (технологий) в различных сферах экономики. Особый акцент делается на развитие навыков получение информации об информационных технологиях, их экономической эффективности и проблемах использования в практической деятельности современного экономиста и менеджера.
Концепция курса – формирование системного представления об основных направлениях развития информационных технологий, методах оценки эффективности и проблемах эксплуатации внутрифирменных информационных систем. Особое внимание предполагается уделять специфике разработки, адаптации и использованию программных продуктов на российском экономическом пространстве, а также в образовании и иных сферах.
Задачи курса
В процессе изучения курса студенты должны приобрести теоретические и методические знания, а также практические навыки в области современных информационных технологий.
Учебные задачи:
Систематизировать знания студентов об основных особенностях архитектуры, назначении и возможностях аппаратных и программных средств вычислительных систем, с точки зрения развития информационных технологий. Студенты должны овладеть на структурном уровне основными понятиями, связанными с вычислительными машинами, компьютерными сетями, системами телекоммуникаций, как базой построения информационных систем.
Ознакомить студентов с архитектурой и основными компонентами прикладного программного обеспечения. Студенты должны иметь представление о технологии и методах современного программирования.
Ознакомить студентов с различными типами баз данных (БД) и системами их управления (СУБД). Студенты должны понимать принципы организации, взаимодействия и развития, а также методы использования БД.
Ознакомить студентов с основными типами информационных систем, с которыми сталкивается менеджер в процессе своей работы. Студенты должны различать типы информационных систем, основные компоненты, современные требования к созданию и функционированию информационных систем. Студенты должны иметь представление об управлении информационными системами и применение информационных систем при решении задач менеджмента.
Дать представления студентам о целях создания информационных системы для решения задач государственного и муниципального управлении, а также ознакомить с технологиями создания и особенностями эксплуатации таких
Ознакомить студентов с основными принципами сетевого взаимодействия компьютеров в локальных и глобальных сетях. Студенты должны знать основы построения интранет сетей и организацию информационных сетей предприятия с использованием интранет технологий.
Сформировать у студентов систематические знания о технологиях и технике управления проектами, используемых в менеджменте для ведения предпринимательской деятельности; по общим закономерностям и тенденциям развития современных технологий управления проектами.
Ознакомить студентов с областью применения, основами организации и принципами работы экспертных систем и систем принятия решений с участием экспертов, дать представление о моделях и методах, используемых в области принятия решений.
Познакомить студентов с проблемами информационной безопасности и основными направлениями их решения; дать представление о принципах и подходах к решению задач защиты информации; выработать навыки разработки политики информационной безопасности, применения современных методов и средств защиты информационных ресурсов предприятий.
На изучение дисциплины в учебном плане отводится ___ часов, в том числе ____ аудиторных.
Основным видом подготовки студентов являются самостоятельные занятия. Студенты выполняют 1 контрольную работу. Для проверки знаний студентов проводится экзамен.
Содержание тем программы.
Тема 1. Основные принципы построения и функционирования вычислительных машин и вычислительных систем; компьютерных сетей и систем телекоммуникаций.
Цель: Систематизировать знания студентов об основных особенностях архитектуры, назначении и возможностях аппаратных и программных средств вычислительных систем, с точки зрения развития информационных технологий. Студенты должны овладеть на структурном уровне основными понятиями, связанными с вычислительными машинами, компьютерными сетями, системами телекоммуникаций, как базой построения информационных систем.
Структура и классификация современных вычислительных систем. Структура современной вычислительной системы (состав и назначение основных компонентов).
Программные средства информатизации. Системные программные средства.
Понятие о компьютерной сети. Семейства сетевых операционных систем: компании Microsoft и фирмы Novell. Локальные вычислительные сети.
Компоновка и эксплуатация сетей. Топология сети. Подключение сетевых компонент. Беспроводные сети. Сетевой адрес. Передача и управление данными. Драйверы, протоколы и передача данных по сети. Защита информации в сети.
Подключение к Интернет. Основные сетевые стандарты и спецификации. Роль сетевых стандартов.
Тема 2. Введение в информационные технологии управления.
Цель: Дать базовые знания об информационных технологиях и показать их место в управлении организацией
2.1. Содержание информационной технологии как составной части информатики
Общество и информация, определение информатики, превращение информации в ресурс, определение и задачи информационной технологии, становление информационной технологии, автоматизация информационного процесса - информатизация.
2.2. Общая классификация видов информационных технологий и их реализация в промышленности, административном управлении, обучении
Структура базовой информационной технологии. Информационная система как средство реализации информационной технологии.
Классификация информационных систем. Информационный характер процесса управления. Многофункциональность информационных систем.
2.3. Системный подход к решению функциональных задач и организации информационных процессов
Сущность системного подхода - интеграция интеллектуальных усилий общества. Специализация, унификация, открытые спецификации и открытые системы.
Модели OSE/RM, MIC, MUSIC, OSI как основы системной организации процесса информатизации. Области определения систем и процессов: область коммуникаций, информационная область, область систем и процессов, область пользователя.
Сравнительная ценность моделей и их условность.
2.4. Глобальная, базовая и конкретная информационная технологии
Информация как особый продукт рыночной экономики. Информационная технология как наукоемкий производственный процесс.
Иерархия информационных технологий по уровням сложности объектов информатизации: АРМ (рабочие станции автономные РМ) и ППП, сетевые информационно-поисковые системы, интегрированные АИИС, сетевые автоматизированные информационно - измерительные системы реального времени, автономные автоматические системы с искусственным интеллектом.
2.5. Особенности новых информационных технологий
Среда реализации информационных технологий. Инструментальные средства поддержки разработок и жизненного цикла компонентов информационных технологий.
Автоматизированные интегрированные информационные системы, обеспечивающие возможности работы с разнородной по формам представления информацией. а также обеспечивающие доступ к удаленным информационным и техническим ресурсам.
Локальные, корпоративные и глобальные сети. Intranet, Internet и Web-технологии. Решение проблем интеграции информационных ресурсов.
2.6. Информация, организация и информационные технологии.
Организация, внешняя среда и информационные технологии. Реакция организации на внешние воздействия и роль информационных технологий.
Влияние информационных технологий на развитие бизнеса. Истоки и этапы развития информационной технологии. Информационный кризис и информационные ресурсы.
Тема 3. Базы Данных.
Цель: Ознакомить студентов с различными базами данных (БД) и системами их управления (СУБД), принципами организации, взаимодействия и развития, методами использования.
Введение. Данные и их интерпретации. Концепция БД. Архитектура СУБД. Модели данных (сетевые, иерархические, реляционные).
Современные системы управления базами данных. Архитектуры информационных систем, БД и СУБД. Обзор областей применения и особенностей СУБД Oracle, Microsoft Access, Visual FoxPro, Microsoft SQL Server и других.
Microsoft Access и Internet-технологии. Распределенные и разделенные БД. Многопользовательская среда. Средства безопасности. Размещение данных в Internet.
Тема 4. Информационные системы организации.
Цель: Ознакомить студентов с основными типами информационных систем, с которыми сталкивается менеджер в процессе своей работы. Рассмотреть различные типы информационных систем, основные компоненты, современные требования к созданию и функционированию информационных систем. Рассмотреть вопросы менеджмента информационных систем и применение информационных систем при решении задач менеджмента.
Информационных модели организаций. Описание определяющих компонент организаций в терминах их ресурсов, направления деятельности и структур. Определение основных видов информации, используемых внутри и вне организации в процессе ее функционирования и использования этой информации. Определение информационных связей между различными структурами предприятий.
Информационные системы. Определение информационной системы. Создание модели информационных систем. Обзор существующих и перспективных направлений развития технологий информационных систем. Определение информации, необходимой для функционирования организации.
Использование информации внутри организации. Процессы принятия решения. Определение оперативного, тактического и стратегического планирования и управления. Различие типа и качества информации от уровня принятия решения. Структуры организации и информационные системы.
Теория систем и информационные системы. Определение системы и описание ее составляющих частей. Методология системного анализа и моделирования.
Проектирование и создание информационных систем. Стратегии развития информационных систем. Описание эволюции жизненных циклов развития информационной системы. Целевые функции информационных систем. Оценки информационных систем. (цена-стоимость, надежность)
Создание и обслуживания информационных систем.
Тема 5. Информационные системы в государственном управлении
Цель: дать представления студентам о целях создания информационных системы для решения задач государственного и муниципального управлении, а также ознакомить с технологиями создания и особенностями эксплуатации таких
Введение. Современные потребности государственного и муниципального управления в информационных системах. Структуризация ИС в зависимости от уровня управления. Классификация ИС по назначению. Современное состояние и перспективы развития ИС для государственного и муниципального управления в России и за рубежом.
Информационные ресурсы. Государственные и локальные информационные ресурсы. Кадастровые системы. Классификация ресурсов. Глобальные мировые информационные ресурсы: их статус и доступ к ним.
Примеры ИС для управления на муниципальном уровне. Принципы интеграции данных на основе ГИС. Основные объекты учета в бюро технической инвентаризации (БТИ).
Тема 6. Интернет-технологии в менеджменте
Цель: Ознакомить студентов с основными принципами сетевого взаимодействия компьютеров в локальных и глобальных сетях. Изучать основы построения интранет сетей и организацию информационных сетей предприятия с использованием интранет технологий.
Обзор протоколов Интернет. Схема работы протокола TCP/IP. Адресация в IP - сетях. Сетевой IP - адрес.
Протоколы работы с WWW и передачи файлов (FTP). Сервисы WWW. Принципы построения HTTP - соединения. Описание протокола HTTP. Модели работы FTP.
Протокол удаленного терминала - TELNET. Принципы построения. Сетевые виртуальные терминалы - NVT. Описание протокола. TELNET - универсальный клиент.
Создание WEB-страницы при помощи Front Page. Основные компоненты Front Page. Дополнительные средства Front Page. Интерфейс Web-сайта. Связь страниц через гиперссылки. Структура файлов/папок. Набор инструментов Front Page. Построение Web. Поддержка Web. Шаблоны и мастеры Front Page. Шаблоны и мастеры Web, шаблоны страниц.
Тема 7. Информационные технологии в маркетинге.
Цель: Обсудить понятия, концепции и приемы анализа и планирования систем электронного маркетинга фирмы.
IT как фактор создания конкурентного преимущества фирмы. Маркетинговый потенциал Интернет. Современное состояние Интернет как поля для маркетинга.
Электронный маркетинг. Электронный маркетинг - одна из форм телемаркетинга. Требования к программному обеспечению для обеспечения эффективности взаимодействия с клиентом. Правовые и этические вопросы такого взаимодействия.
Тема 8. Управление проектами.
Цель: Сформировать у студентов систематические знания о технологиях и технике управления проектами, используемых в менеджменте для ведения предпринимательской деятельности; по общим закономерностям и тенденциям развития современных технологий управления проектами.
Введение в управление проектами. Актуальность. Основные понятия "проект" (старое и новое) и "управление проектами". Место и роль управления проектом. История становления теории УП.
Основные понятия и содержание проекта. Основные понятия, признаки и характеристики проекта. Содержание и структура проекта. Жизненный цикл проекта. Участники проекта. Окружающая среда проекта.
Организация управления проектом. Функции управления проектом. Организационно-динамическая структура управления проектом.
Управление предпроектной фазой проекта.
Планирование предметной области проекта. Планирование проекта по временным параметрам. Планирование стоимости в проекте. Разработка сводного плана проекта. Определение качества проекта. Проектирование информационного обеспечения проекта. Прогнозирование и определение риска и его оценка.
Послепроектное обслуживание. Анализ эффективности реализации проекта.
Тема 9. Экспертные системы
Цель: Ознакомить студентов с областью применения, основами организации и принципами работы экспертных систем и систем принятия решений с участием экспертов, дать представление о моделях и методах, используемых в области принятия решений.
Введение. Искусственный интеллект и человеческое мышление. Механизм человеческого мышления. Цели. Факты и правила. Упрощение. Механизм вывода. Прямая и обратная цепочки рассуждений. Основные компоненты системы искусственного интеллекта (ИИ). База знаний. Факты и правила. Проблема представления знаний. Методы и системы ИИ. Экспертные системы. Системы обработки естественного языка. Методы нечеткой логики. Разработка систем ИИ и технология программирования. Примеры применения систем ИИ в управлении, бизнесе и финансах. Системы ИИ в обучении и тестировании.
Экспертные системы. Назначение экспертных систем (ЭС). Формальные основы построения ЭС. Продукционная система. Модели представления знаний. Архитектура ЭС. Статические и динамические системы. Основные компоненты ЭС. Базы знаний и данных. Подсистема логических выводов. Классификация ЭС. Примеры ЭС. Классификация инструментальных средств разработки ЭС. Средства приобретения знаний. Технология разработки ЭС. Примеры инструментальных средств разработки ЭС. Особенности использования моделей представления знаний в ЭС.
Тема 10. Электронная коммерция
Цель: Дать представление о выгодах и ограничениях электронной коммерции, ее сочетании с электронным маркетингом и необходимой технологической инфраструктуре.
Основы электронной коммерции. Основные определения и концепции. Схемы электронной коммерции: бизнес-бизнес (B2B) и бизнес-потребитель (B2C). Электроный обмен данными и электронная передача фондов. Электронные рынки. Влияние электронной коммерции на современный бизнес. Преимущества и недостаки электронной коммерции.
Инфраструктура, Платежи и Поддержка. Инфраструктура электронной коммерции. Службы Интернет. Модели клиент-сервер в WWW. Электронные платежи. Протоколы электронной коммерции. Электронные кредитные карточки. Службы поддержки безопасности. Электронные "деньги". Юридические аспекты и проблемы безопасности. Защита интеллектуальной собственности. Налогообложение в интернет.
Реклама в электронной коммерции. Методы рекламы в Интернет. Стратегии рекламы в Интернет: активная, пассивная, интерактивная. Интеллектуальные агенты. Экономические модели рекламы в Интернет. Элекронные каталоги.
Тема 11. Защита информации и информационная безопасность
Цель: познакомить студентов с проблемами информационной безопасности и основными направлениями их решения; дать представление о принципах и подходах к решению задач защиты информации; выработать навыки разработки политики информационной безопасности, применения современных методов и средств защиты информационных ресурсов предприятий.
Основные понятия. Информационная безопасность и ее составные части. Понятия целостности, конфиденциальности, аутентичности и доступности информации. Защищенность информационных ресурсов, систем и технологий.
Основы информационной безопасности. Концепция и общие направления обеспечения информационной безопасности. Угрозы безопасности, стратегия и тактика защиты информации.
Современное состояние проблемы информационной безопасности. Категории информационной безопасности. Модели защиты информации.Программно-аппаратные методы защиты информации..
Криптографические методы защиты информации.
Безопасность компьютерных сетей. Защита Системы обеспечения корпоративной безопасности информации. Комплексный подход к проблеме защиты информации. Уровни (административный, процедурный, программно-технический) и приоритеты политики безопасности. Анализ рисков, исследование защищенности информации. Обзор новейших технологий защиты информации.
Литература
Рекомендуемая литература.
1. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. - М.:Высш. шк., 1999. -511 с. (100 экз.)
2. Информатика. Базовый курс/ Симонович С.В. и др. – СПб.: Изд.-во «Питер», 2000. – 640 с. (50 экз)
3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика М.Академия. 2001. – 800с. (30 экз)
4. В.А.Грабауров Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2002 г. (25 экз.)
5. С.В.Черемных, И.О.Семенов, В.С.Ручкин Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. (10 экз.)
6. В.Б. Уткин, К.В.Балдин Информационные системы в экономике. – М.: Academia, 2004 г. (5 экз,)
Дополнительная:
- Титоренко А. Автоматизированные информационные технологии в экономике, - М., Юнити, 2000, 400 стр.
2. Семенов М., Трубилин И., Лойко В, Барановская Т., Автоматизированные информационные технологии в экономике: /Под общ. ред. Трубилина И. Т., - м., Финансы и статистика, 2000, 405 стр.
3. Введение в информационный бизнес /Под ред. В.П. Тихомирова и А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и Статистика. 1996 -240с.
4. Шапиро В. и др. Управление проектами. СПб.; "ДваТрИ", 1996. - 610с.
5. Шапиро В. и др. Управление проектами: Зарубежный опыт. СПб.; "ДваТрИ", 1993. - 443с.
6. Корнеев В., Гареев А., Васютин С., Райх В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.: "Нолидж", 2000.
7. Анин Б. Защита компьютерной информации. Изд-во BXV- С.-Петербург, 2000с.
Доктрина информационной безопасности РФ. 2000.
.
Основные требования к выполнению контрольной работы.
Перечень тем, с расшифровкой возможной детализации/специализации (для контрольных и самостоятельных работ).
1. Основные методы построения информационных систем в организациях
информационное моделирование.
концептуальное моделирование.
структурные схемы и потоковые диаграммы. DFD - Data Flow Diagram, ERD - Entity Relationship Diagram, SADT - Structured Analysis and Design Technique.
логическая структура данных.
2. Основные понятия и проблемы информационных систем и информационных ресурсов организации
Система управления. Информация и данные. Информационные ресурсы организации
Информационные технологии. Информационные системы. Рынок информационных продуктов и услуг. Информационный бизнес.
3. Эволюция информационных систем и технологий
Основные этапы развития информационных технологий. Развитие систем представления информации. Развитие систем коммуникаций. Классификация информационных технологий
Эволюция информационных систем.
4. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий
Современное состояние информационных технологий. Тенденции развития информационных технологий. Основные принципы создания и сопровождения автоматизированных информационных систем. Жизненный цикл информационных систем.
5. Стоимость и эффективность информационных систем
.Эффективность информационных систем (критерии и измерители). Проблемы качества информационных систем и технологий. Практика создания информационных систем. Человеческий фактор в управлении информационными ресурсами. Контроль и администрирование информационных систем.
6. Общая характеристика и классификация технических средств компьютерной техники. Персональные компьютеры. Корпоративные компьютеры. Суперкомпьютеры. Вычислительные сети (общая характеристика и классификация) и средства коммуникационной техники.
7. Общая характеристика и классификация программного обеспечение и базовых технологий управления информационными ресурсами. Системные программные средства. Прикладные программные средства.
8. Базовые информационные технологии обеспечения управления информационными ресурсами
Технологии подготовки текстовых документов. Технологии обработки финансово-экономической информации и подготовки табличных документов. Технологии управления базами данных. Технологии личных информационных систем. Технологии управления документами.
9. Нормативно-методическое обеспечение. Нормативно-методическая база подготовки и оформления управленческих документов. Законодательство РФ, правовые акты. Государственные стандарты на документацию Инструктивные и нормативные документы по использованию технических средств.
10 Защита информации и информационная безопасность. Системы защиты информации
Информационные ресурсы ограниченного распространения и угрозы ресурсам.
Доступ персонала к конфиденциальной информации
11. СASE - технологии - методы и средства проектирования ИС.
12. Автоматизированные системы бухгалтерского учета и финансового планирования.
13. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений - системы поддержки принятия решений.
5. Темы самостоятельных работ, разрабатываемых слушателями в виде Web-сайтов.
Интернет (в том числе: FTP, HTML, WWW, E-mail, Chat, Гипертекст).
Интранет.
Интернет-маркетинг.
Интернет-технологии.
ГИС-технологии.
Нейронные сети.
Информационные технологии на предприятии:
“Объемно-календарное планирование” – MPS (master planning scheduling),
“Статистическое управление запасами” - SIC (statistical inventory control),
“Планирование потребности в материальных ресурсах” – MRP (material requirements planning),
“Планирование потребности в производственных мощностях” - CRP(capacyty requirements planning),
“Планирование производственных ресурсов” - MRP-II (manufacturing resourse planning). Индекс II подчеркивает "второй уровень" методологии по сравнению с MRP,
“Планирование потребностей (ресурсов) предприятия в целом” - ERP (enterprise resourse planning),
“Планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиентов” - CSRP (customer synchronized resourse planning).
Электронная коммерция.
Информационные технологии фондового рынка.
Информационная поддержка рынка ценных бумаг.
Информационная поддержка инвестиционных процессов.
Информационные технологии в управлении проектами
Информационные технологии в банковском деле.
Иерархические базы данных.
Информационные системы в народном хозяйстве.
Глобальные информационные технологии.
Предпринимательство в Internet.
Информационный бизнес.
БЭСТ, 1С, Project Expert и прочие ППП, связанные с экономикой.
6. Экзаменационные тестовые вопросы
- Сколько книг поместится в 1Гб, если книги содержат 500 стр., а на странице примерно 2000 символов?
- Что такое мультизадачность?
- Существует ли однозначное соответствие между узлами сети и компьютерами?
- Каковы основные признаки локальной вычислительной сети?
- Чем принципиально отличается топология “кольцо” от топологии “шина”?
- Назовите известные Вам сетевые операционные системы.
- Определение Интернет.
- Перечислите основные принципы Интернет.
- Чем Интернет отличается от WWW?
- Как адресуется компьютер в локальной сети?
- Как адресуется компьютер в Интернет?
- В чем заключается проблема маршрутизации в сети?
- Как устроены поисковые серверы.
- Что такое информационный контур организации и информационная система?
- Как влияют уровни и функции управления на информационную систему организации?
- Что такое дискретность управления, каково его влияние на частоту получения информации и принятия решений?
- Определите понятие информационного продукта и информационной услуги. Какие их виды существуют?
- Определите понятие и характеристики автоматизированной информационной технологии.
- Укажите состав и свойства обеспечивающей и функциональных частей автоматизированной информационной системы.
- Как можно классифицировать информационные системы?
- Как Вы понимаете информационную технологию?
- В чем состоит разница между компьютерами и информационными системами?
- Приведите примеры информационных систем, поддерживающих деятельность фирмы.
- Как Вы представляете структуру информационной системы?
- Какова история развития информационной технологии?
- Как изменялась природа информационной технологии?
- Назовите характеристики направлений развития в аппаратных и программных средствах и средствах коммуникации.
- В каких случаях должна осуществляться автоматизация информационной системы?
- Какой объем автоматизации должен быть осуществлен?
- Какие типы информационных систем Вы знаете и чем они характеризуются?
- Какие системы поддержки принятия решений существуют и чем они характеризуются?
- Каков должен быть уровень централизации обработки информации?
- Что такое жизненный цикл информационных систем?
- Какие модели жизненного цикла информационных систем Вы знаете?
- Какие типовые решения при создании информационных систем Вы знаете?
- В чем основные проблемы при эксплуатации информационных систем?
- Какие концепции могут быть положены при разработке информационной системы?
- Какие основные тенденции развития информационных технологий существуют? В чем их влияние на информационные системы?
- Что такое интеграция организации на базе информационных технологий?
- Как меняется организационная структура организации в результате внедрения информационных технологий?
- Как оценить работу в организации по использованию информационных технологий?
- Как оценить уровень информационной системы организации?
- В чем состоят проблемы стратегического управления информационными ресурсами организации?
- Как осуществлять контроль и администрирование информационных систем?
- В чем проблема “человеческого фактора” в управлении информационными ресурсами?
- Какова структура рынка информационных продуктов и услуг?
- Определите назначение технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.
- Дайте классификацию технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.
- Определите назначение средств компьютерной техники; определите их состав и классификацию.
- Определите назначение вычислительных сетей.
- Сформулируйте общие рекомендации по выбору средств компьютерной техники.
- Определите назначение средств коммуникационной техники; какие вопросы необходимо решить при организации коммуникаций?
- Какие вопросы необходимо решить при разработке технологии реализации коммуникаций?
- Дайте общую характеристику и классификацию системных программных средств.
- Охарактеризуйте назначение тестовых и диагностических программ.
- Охарактеризуйте назначение антивирусных программ.
- Охарактеризуйте назначение систем подготовки текстовых документа укажите.
- Охарактеризуйте назначение систем обработки финансово-экономической информации.
- Охарактеризуйте назначение систем управления базами данных.
- Охарактеризуйте назначение систем подготовки презентаций.
- Охарактеризуйте назначение систем управления проектами.
- Охарактеризуйте назначение экспертных систем и систем поддержки принятия решений.
- Охарактеризуйте назначение систем интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления.
- Охарактеризуйте роль программного обеспечения в реализации современных технологий управления информационными ресурсами.
- Какие основные законодательные акты и нормативные документы регламентируют информационную безопасность и защиту информации?
- Дайте определение информационной безопасности, что входит в понятие информационной безопасности, охарактеризуйте составные части этого понятия.
- Дайте определение защите информации, какие элементы входят в систему защиты информации?
- С какой целью документируется конфиденциальная информация?