Система интегрированного подхода




Дополнение

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА

Основные понятия

Под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое.

Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:

- интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов,

- интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента,

- создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем несколько параллельных систем,

- число внешних и внутренних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах,

- объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах,

- в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организаций,

- способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем,


- затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента [14].

 

Обычно организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем являются стандарты ИСО серии 9000. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента.

При этом особую значимость представляет процессный подход, который не опосредственно (как это имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе. Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО 9000 в исторической перспективе предшествовало введению в действие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом предопределило методологию их построения.

Важно, чтобы в интегрированной системе было большее совпадение структур и состава объектов индивидуальных систем. Отразим это на примере интегри-рования стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001. SA 8000 (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Как показал анализ, практическое создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) осуществляется по одному из следующих вариантов:

- создание аддитивных (прирастающих) моделей ИСМ, когда к системе менеджмента качества, выполняющей роль базовой системы последовательно добавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система менеджмента промышленной безопасности (OHSAS), система социального и этического менеджмента (SA) (рис 7.1,а). При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составить от 0,5 до нескольких лет,

- создание полностью интегрированных моделей, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно. Тогда время создания комплекса равно времени создания одной системы менеджмента (рис. 7.1,б).

 

 

Создание ИСМ должно строиться на принципах, установленных на всех международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы, сформулированные в стандартах ИСО 9000, и в первую очередь, такие как процессный и системный подходы, лидерство руководителя и вовлечение работников. Реализация этих принципов позволяет наилучшим образом облегчить интегрирование отдельных стандартов в единую систему.

Система интегрированного подхода

За последние 20–30 лет ведущие корпорации и отдельные ученые в области качества внедрили широкий круг методов и подходов, комплексное применение которых может дать (а в отдельных фирмах уже дает) неоспоримое преимущество в конкурентной борьбе [15]. Среди этих методов и подходов можно выделить следующие:


- статистическое управление процессами (SPC),

- стандарты ИСО серии 9000:2000,

- процессный подход,

- реинжиниринг,

- бенчмаркинг,

- система сбалансированных показателей,

- критерии европейской или американской премии по качеству,

- стратегию «Шесть сигм»,

- бережливое производство.

 

Практически каждый из этих методов представляет собой специфическую систему менеджмента качества. Простое объединение этих систем в интегрированную систему вряд ли даст эффективный результат, так как важным фактором объединения является их идентичность или наличие связей между отдельными системами.

Анализ перечисленных выше методов и подходов показывает, что можно найти несколько вариантов с выполнением требуемого условия объединения. На наш взгляд наиболее предпочтительный вариант состоит из следующих методов (систем) (табл. 7.1):

- система сбалансированных показателей,

- критерии премии имени М. Болдриджа,

- стратегия «Шесть сигм».

- стандарты ИСО серии 9000.

 

Дополнение

Тенденции последних десятилетий ХХ–го века по увеличению роли умствен-ного труда воплотились в соответствующие требования менеджмента качества и международных стандартов ИСО 9000. С точки зрения TQM, трудовые взаимоот-ношения между работником и предприятием должны складываться диаметрально противоположно существующим традиционным отношениям: организация (пред-приятие) в этом случае выступает в роли поставщика, а работник – потребителя (рис. 8.1) [3].

Организация, работающая в условиях TQM, выступает как организация ин-тенсивного умственного труда, базирующегося на интеллектуальных и творче-ских способностях работающего и позволяющего организации быть интенсивной в «производстве» идей. Проработав в течение, например, рабочего дня, работник оставляет организации свой интеллект, который не является материальным капиталом. Именно этот невидимый ресурс и является тем фактором, который, как правило, приносит гарантированный успех организации.

Вот почему TQM рассматривает работников организации не просто как рабо-чую силу, получающую зарплату, а как интеллектуальный потенциал организа-ции, в котором она заинтересована так же, как и во внешнем потребителе. С этой точки зрения каждый работник организации является ее клиентом (внутренним потребителем) и оплачивается организацией за отдаваемый ей интеллектуальный потенциал работника в виде: умственного потенциала, знаний (компетентности), аналитических способностей, опыта, гибкости (способности быстро привыкать к изменениям), прагматизма (придерживаться установленных правил).

Сравнивая традиционный подход к управлению персонала и подход TQM, можно, на основе проведенных наблюдений, показать, что внутренний потреби-

тель уже не хочет быть простым исполнителем распоряжений руководства и готов выразить:

- потребности в достижении цели, вместо выполнения заданий;

- потребности участия в принятии решений, вместо повиновения приказам;

- потребности значимой и выбранной самостоятельно роли, вместо предпи-санной роли;

- потребности в наставнике, способствующем развитию личности, вместо обезличенного обучения;

- потребности в оплате, зависимой от прибыли организации, вместо оплаты за проработанное время.

Только в том случае, когда работники будут удовлетворены предложениями организации, они согласятся полностью отдать ей свой интеллектуальный потен-циал.

При определении целей и показателей работы сотрудников (с которым делятся полномочия) руководителю нужно учитывать следующие факторы:

 достижение сотрудником специфических и трудных целей ведет к более вы-соким его показателям работы,

 сотрудники будут лучше работать, если будет осуществляться обратная связь с результатами работы,

 самостоятельно полученная (разработанная) обратная связь является лучшей мотивацией для сотрудника к качественному труду.

 

На взаимоотношение цели и показателя работы влияют два основных факто-ра: самостоятельное решение работника к свершению цели и его уверенность к ее выполнению. На успешное выполнение целей влияют следующие условия: цель должна быть конкретной, каждая цель должна иметь сроки выполнения, должна осуществляться обратная связь по результатам выполнения, к выполнению цели желательно привлечь других сотрудников. Привлечение к выполнению цели явля-ется очень важным процессом, так как расширяет круг лиц, ответственных за ре-зультаты работы.

Наиболее распространенной формой управления с привлечением к участию сотрудников является работа в команде. Такая работа характеризуется тем, что:

 представляет работу по улучшению качества деятельности,

 каждый сотрудник отвечает за конечный результат,

 оценивается характеристика всей команды,

 сотрудники выполняют функционально зависимые работы.

 

Успех таких команд зависит от создания им необходимых условий для нор-мальной работы, систематической поддержки их руководством и ожидания от них не феерических, а реальных результатов.

Обогащение работой. Модель обогащения работой определяет пять основных понятий, способствующих эффективной мотивации к труду:

 разносторонность, способность работника к различным видам деятельности, требующей использование различных навыков и проявление многократного та-ланта,

 понимание задачи, ясность конечных и промежуточных результатов работы, что делает ее «видимой» от начала до конца,

 значимость задачи, осознание значимости оказывает большое влияние на работу людей,

 самоуправление, предоставление существенной свободы работнику при вы-полнении работы,

 обратная связь, сравнение результатов выполненных действий с результата-ми, запланированными на начало работы.

 

В конечном счете, стратегия обогащения работой должна установить проч-ную связь между удовлетворением от работы и ее исполнением. Обогащение ра-ботой должно расширяться для того, чтобы воплотить возможность роста компе-тентности работника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: