• Бог един. Он сотворил мир и избрал отцов Израиля, кото-рым помогал во всех трудностях.,
• Бог в своем единстве беспределен, не имеет образа инепостижим, безначален, дает о Себе знать всему живому.
' Диаспора — поселение народностей вне их исторической родины.
• Бог говорил с людьми через пророков, из которых величайшим был Моисей. Моисею дан весь Закон, и другого Закона никогда не будет.
• Вера в первую очередь проявляется в исполнении Закона,а потом уже в добрых делах.
• Зло существует в мире настолько, насколько это ему позво-ляет Бог. Бог награждает праведника и карает злодея.
• Бог создал человека отличающимся от всех остальных тво-рений мира. Человек состоит из души и тела.
• Иудаизм, в отличие от христианства, не считает, что послед-ствием грехопадения стало повреждение человеческой природы, ограничиваясь указанием на потерю человеком бессмертия.
• Кроме избранного народа Израиля, существуют другие на-роды. Эти народы могут быть оправданы, только если они примут за истину положения иудаизма.
• Центром жизни общины является синагога (от греч. слова Gvvaywy-i) — собрание).
• Награда за исполнение заповедей воздается не только кон-кретному человеку, но и отражается на судьбе всего народа.
• В конце времен Бог будет судить каждого по его делам.
БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ
В настоящее время богослужение в иудаизме ограничивается общей молитвой в синагоге в определенные религиозные праздники. Праздники дополняются семейными собраниями, имеющими религиозный характер. Существует, конечно, и индивидуальная молитва. Суббота как праздничный, нерабочий день находится в центре религиозной жизни. Другими праздниками являются:
1. Рош Ашана (Новый Год) — «глава года», день сосредоточения и покаяния.
2. Йом Кипур (День Умилостивления) — последний деньуходящего года, день осмысления прожитого года; соблюдается пост.
3. Сукот (Кущи), в который с радостью, в течение 8 дней вспоминается пребывание народа в пустыне после Исхода из Египта.
4. Ханука (Обновление) — воспоминание о восстании священника Маттафия против сирийцев, которые осквернили Храм Соломона.
5. Пурим — празднуется весной, связан со спасением евреевЕсфирью во время Вавилонского пленения.
6. Пёсах (Исход) — самый большой праздник, посвященный воспоминанию об Исходе евреев из Египта.
7. Шавуот (Пятидесятница) — воспоминание о дарованииЗакона.
В иудаизме богословская мысль развивается раввинами, которые являются законоучителями и возглавляют синагоги.
Приложение к уроку № 26 Иудаизм об Иисусе Христе.
Существует ли у евреев единая точка зрения на Йешу
[ = Иисуса]? Вероятно, нет, но в последние десятилетия многие еврейские ученые склоняются к тому, чтобы считать Йешу одним из нескольких евреев I — II веков, претендовавших на звание Машиаха [= Мессии], пытаясь избавить иудеев от римского владычества... Большинство высказываний Йешу в Новом Завете соответствует учению иудаизма. Но, по меньшей мере, три новых установления, сделанных Йешу,
диаметрально противоположны еврейскому учению.
1. Йешу прощает все грехи: «Сын Человеческий имеетвласть на земле прощать грехи» (Матфей, 9:6). Иудаизм считает, что только сам Б-г прощает грехи, совершенные против Него...
2. Отношение Йешу к дурным людям: «любите враговваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфей, 5:44)... Иудаизм не требует любить своих врагов...
3. Новый Завет гласит, что люди мргут прийти к Б-ry только через Йешу: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матфей, 11:27)... Иудаизм считает, что к Б-гу может приблизиться каждый, как учит Псалмопевец: «Близок Г-сподь ко всем призывающим Его...» (Псалтирь, 144:18).
Раввин Йосеф Телушкин. Еврейский мир. М., Еврейский университет, 1992, с. 101-102
Приводится полный текст стиха из псалма: «Близок
Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Псалтирь, 144:18). Сравните также со словами Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн, 14:6).