Ригведа. Гимн о сотворении мира. X, 129. Цитируется по книге: Поэзия и проза Древнего Востока.




М., 1973, с. 389

1. Уддалака Аруни сказал своему сыну Шветакету: «По-ложи эту соль в воду и приди ко мне утром». И тот так и сделал. Отец сказал ему: «Принеси-ка ту соль, которую ты вечером положил в воду». И, поискав, он не нашел соли, ибо она растворилась.

2. Отец сказал: «Попробуй-ка эту воду сверху — какая она?» — «Соленая». — «Попробуй-ка со дна — какая она?» — «Соленая». — «Попробуй с середины — какая она?» — «Соленая». — «Оставь ее и приблизься ко мне». И тот так и сделал и сказал: «Она все время одинакова». Отец сказал ему: «Поистине, дорогой, ты не воспринимаешь здесь Сущего, но здесь оно и есть.

3. И эта тонкая сущность — основа всего существующего, То — действительное, То — Атман. Ты — одно с Тем, Шветакету!» — «Учи меня дальше, почтенный!» — «Хорошо, дорогой,» — сказал он.

Чхандогья-упанишада. VI, 13. Там же, с. 428—429

Поклонение камням широко известно у всех народов

Индии. Культ камней особенно распространен в среде сельского населения. Но и в городах можно видеть на улицах (а чаще — на перекрестках) под деревьями камни, окрашенные красным и желтым порошком, к которым приносят цветы и другие подношения. Чаще всего поклоняются камням, имеющим от природы антропоморфную* или зооморфную** форму. Вместе с тем объектами почитания могут служить и валуны, и ссыпанный горкой крупный речной галечник, и аммониты. На домашних алтарях можно видеть камни, заменяющие изображение богов.

Н. Р. Гусева. Индуизм. М., Наука, 1977, с. 65

* Антропоморфный — человекообразный.

** Зооморфный — животно-зверообразный


Размышления индуса, ставшего монахом-христианином.

Христианин, безусловно, никогда не примет индуистскую метафизику, ни учение Шанкары, ни Рамануджи и никакую другую систему, даже если она кое в чем кажется похожей на христианское учение, ибо для христианина Бог никогда не может быть «Оно» (на санскрите «тат»), которое индусский мудрец открывает в глубине своего бытия так же, как и в глубине бытия мира.

Поэтому христианин, каких бы глубин он ни достигал в своем погружении в Бога, внутри себя знает, что это погружение никогда не сможет привести к слиянию его с Божеством, ибо вечная жизнь является взаимностью между "Я" и "Ты", и таинство этой связи не прекращается никогда. Откровение ручается за реальность этой связи, показывая идеальный образец вечного отношения «Я» и «Ты» в Отце и Сыне. Наконец, христианин знает, что какой бы тесной ни была связь его души с Богом, ни один человек не может перестать быть человеком, перестать быть творением.

Монах Макарий. О мистической традиции

Индусов. Журнал «Синакси» (Греция), 1988, № 27, с. 31

ВОПРОСЫ

1. Для индуизма характерна анонимность основных учений и священных текстов. Как это связано с характером этой религии?

2. Чем отличается религиозность бхакти от веры христианина?

3. Сравните отношение к миру индуизма и христианства.

4. Какова ценность личности в индуизме?


БУДДИЗМ

Буддизм — древнейшая из трех мировых религий. Он распространен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Индии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри — Ланке и др.

После двух с половиной тысяч лет своего существования буддизм представляет собой целый комплекс систем и учений, сформировавшихся на протяжении веков из начального учения Будды. Внутри этого духовного и религиозного пространства в буддистской традиции сосуществуют сегодня многие местные традиции народов Азии, которые смешались с проповедью Сиддхартхи Гаутамы

из рода Шакья, прозванного Буддой.

СИДДХАРТХА

ГАУТАМА: БУДДА

Гаутама (563 - 483 до Р.Х.) родился в стране, которая сейчас называется Непал. Он принадлежал к аристократической семье правителя маленького государства и, по всей видимости, к касте кшатриев.

Будущий Будда оставил свою семью, богатство и начал аскетическую жизнь. Он искал ответ на вопрос: откуда в жизни несчастье? Четыре зрелища, которые он увидел, прежде чем сам стал аскетом, сыграли решающую роль в его поиске. Три первых зрелища были связаны с несчастьями: сгорбленный старик, тяжелобольной и похоронная процессия. Четвертое зрелище подсказало ему выход из той скорби, которую он ощущал исходящей от трех предыдущих. Он увидел аскета — спокойного, преодолевшего скорбь своей аскезой. Однако после многих лет аскетической жизни Гаутама удостоверился, что и аскеза не разрешала те вопросы, которые его мучили. После многих раздумий к нему, наконец, пришло просветление. Он осознал, что причина несчастья заключена в желании. Если человек освобождается от желания, он становится «просветленным». Именно это и означает слово Будда.


Одна из главных причин разногласий в буддизме — это вопрос о том, кем был Будда: человеком или богом. Сразу после смерти Гаутамы 500 его учеников собрались и составили жизнеописание и свод высказываний учителя. Просветление, согласно мнению собравшихся, достигалось знанием и исполнением учения Будды. Только один из участников не согласился с общим мнением собрания, и с тех пор его последователи считают, что просветление достигается постижением божественной сущности Будды.

УЧЕНИЕ

Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его главными составляющими являются «четыре благородные истины»:

• в жизни существует страдание;

• причина страдания — желание;

• страдание исчезает, когда искореняется желание;

• следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления.

Восьмеричный путь — это система восьми последовательных ступеней: правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения и правильного сосредоточения. Эти ступени помогают человеку достичь самопознания, добродетели и, наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Нирвана — это избавление, она освобождает человека от боли, ибо в ней погасает огонь желания. Достижение нирваны — высшая цель буддиста. Нирвана — это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений.

Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его современники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели — просветлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму* связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых — традиционные индийские божества, а также сам Буд-

да и некоторые из его последователей.

* Политеизм — букв, «многобожие», вера в существование многих богов и поклонение им.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: