Элементы производственной инфраструктуры




Между отдельными составляющими производственной инфраструктуры существует тесная взаимосвязь либо дополняющего, либо компенсирующего типа. В целях системного анализа развития производственной инфраструктуры необходимо шире использовать понятие инфраструктурного комплекса, подчеркивая тем самым сложность и тесное переплетение между собой входящих сюда элементов.

При анализе производственной инфраструктуры необходимо выделать ее функционально-отраслевую структуру, т.е. такие ее подразделения, как транспортно-складское звено, информационно-коммуникационное звено, сфера делового обслуживания.

Функционально-отраслевые составляющие инфраструктуры играют различную роль в обеспечении процесса обращения продукции. Одни из них имеют прямое и непосредственное отношение к данному процессу (например, транспортно-складское хозяйство), другие связаны с этим процессом косвенно (например, информационное и деловое обслуживание).

В свою очередь, в каждой из названных подсистем инфраструктуры можно выделить отраслевые элементы, играющие разную роль в процессе общественного воспроизводства. Так, транспорт, складское хозяйство, механизмы и приспособления для выполнения погрузочно-разгрузочных работ тесно связаны между собой и являются звеньями единой технологической цепи движения продукции от места производства до места потребления. Другие элементы транспортно-складского звена инфраструктуры, такие, как тара, контейнеры, средства пакетирования, занимают особое положение, поскольку не образуют какого-то отдельного звена технологической цепи, а пронизывают все ее звенья, создавая необходимые условия для совершенствования процессов транспортировки и хранения продукции. Развитие тарного хозяйства в широком смысле, включая контейнеризацию перевозок и хранения, ведет к ускорению доставки продукции от производителя до потребителя, к сокращению ее потерь при транспортировке и хранении, к снижению трудовых затрат на выполнение погрузочно-разгрузочных, транспортных работ и складских операций. Вместе с тем, контейнеризация невозможна без механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Особое положение в системе производственной инфраструктуры занимают информационная система и сфера делового обслуживания. Назначение информационной системы - создавать общественно-нормальные условия воспроизводства, т.е. производства и обращения продукции в народном хозяйстве путем обеспечения его информацией. Информационная подсистема влияет на эффективность общественного производства не только путем улучшения показателей деятельности базисных отраслей материального производства, но и путем совершенствования деятельности отраслей производственной инфраструктуры.

Необходимость ускоренного развития информационно-коммуникационной системы связана также с тем, что эта сфера на современном этапе является одним из главных носителей научно-технического прогресса.

В зависимости от уровня иерархии необходимо отметить инфраструктуру народного хозяйства, регионов, отраслей, отдельных предприятий. В дальнейшем мы будем анализировать инфраструктуру отдельного предприятия, так как именно она является объектом проектирования.

В условиях рынка проделана значительная работа по превращению бытового обслуживания в современную, технически оснащенную отрасль народного хозяйства.

Предусматривается дальнейшее расширение сети предприятий бытового обслуживания, оснащение их современными машинами и механизмами, внедрение научно-технических достижений, повышение эффективности использования действующих и вновь вводимых производственных мощностей.

Как и по другим отраслевым группам услуг, фабрики-прачечные выполняют функции производства услуг и функции обслуживания населения. В соответствии с этим строится и структура предприятий.

В зависимости от назначения и участия в процессе оказания услуг звенья предприятий, выполняющие функции производства услуг, делятся на следующие категории:

· основные цехи (участки) - непосредственно осуществляющие процесс производства услуг;

· вспомогательные и обслуживающие цехи (хозяйства) - создают условия для нормальной работы основного производства, обеспечивая его паром и другими видами энергии, материалами, и поддерживают его оборудование в работоспособном состоянии. Они и являются производительной инфраструктурой предприятия бытового обслуживания.

Результаты деятельности предприятий в значительной мере зависят от организации работы вспомогательных и обслуживающих цехов и хозяйств.

Эти звенья обеспечивают своевременный ремонт оборудования, бесперебойное снабжение основных производственных участков всеми необходимыми видами энергии, организуют рациональное использование транспортных средств и перемещение обрабатываемых изделий в процессе производства и за его пределами, правильное хранение материалов и химикатов. Успешная работа этих участков создает необходимые условия для совершенной организации основного производства.

Между тем уровень организации работ вспомогательных и обслуживающих звеньев большинства предприятий сферы сервиса невысокий. Эти участки мало механизированы, высок удельный вес ручного труда, работы мало специализированы. Результатом этого является низкая производительность труда вспомогательных рабочих и высокая себестоимость работ. Этим в значительной мере определяются и общие показатели работы предприятия, тем более что затраты вспомогательных и обслуживающих цехов и хозяйств составляют более половины всей себестоимости услуг по стирке белья.

От работы вспомогательных служб в определенной мере зависит уровень обслуживания населения. Так, своевременное обеспечение основных участков паром нужного давления, бесперебойная и точная работа оборудования создают условия для достижения высокого качества обработки изделий, а четкая и правильно организованная работа автотранспорта обеспечивает сохранение этого высокого качества и сокращение сроков выполнения заказов.

Таким образом, совершенствование организации и улучшение работы вспомогательных и обслуживающих звеньев - важные задачи предприятий сферы сервиса.

Комплексное обслуживание цехов и отделов по всем функциям, выходящим за пределы их основной специализации, является необходимым условием рациональной организации производственного процесса и возлагается на технические и коммерческие службы.

Главному инженеру или его заместителям подчинены инструментальные, ремонтные, энергетические, метрологические и некоторые другие цехи и отделы. Эти подразделения специализируются на техническом обслуживании, обеспечивая изготовление и закупку инструмента, ремонт оборудования и измерительной аппаратуры, создание средств автоматизации и механизации, а также эксплуатацию энергетических объектов и систем.

В сфере коммерческого обслуживания, подчиненной заместителю генерального директора, работают отделы материально-технического снабжения, кооперации, сбыта, а также транспортные и складские хозяйства. Эти подразделения обеспечивают закупку, доставку и распаковку всех видов материально-технических ресурсов, выполняют резку заготовок, комплектование покупных изделий, упаковку и отправку готовой продукции.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: