Распределительная логистика или дистрибьюция – это функциональная область логистики, задача которой – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим логистическим сервисом от производителей или оптовых торговых компаний до конечных потребителей с оптимальными затратами.
Основная задача дистрибьюции – максимальная экономия всех ресурсов в цепях поставок «производитель – потребитель» при обеспечении требуемого уровня качества готовой продукции и сервиса.
Дистрибьюция охватывает:
1. Производителей с их складом готовой продукции.
2. Торговых посредников.
3. Логистических посредников.
4. Организации обеспечивающие информационное, финансовое, таможенное, страховое проведение материального потока.
5. Предприятия сферы обслуживания и розничной торговли.
Фирма производитель заинтересована в том, чтобы контролировать позицию своей продукции на рынке, цены на товар вплоть до конечного потребителя. Для этого ей необходимо иметь собственную сбытовую сеть, распределительную инфраструктуру. Это может быть очень хлопотно и связано с большими затратами для производителя.
Производитель может создать независимую сбытовую сеть, поставляя свою продукцию независимым торговым посредникам. Но в этом случае он теряет контроль над своей продукцией на рынке.
Третьим вариантом является создание связанной сбытовой сети, когда в распределительную систему привлекаются логистические посредники, которые осуществляют все логистические операции вместо фирмы производителя. Избавляя себя от необходимости иметь дорогостоящую сбытовую инфраструктуру, производитель в тоже время в значительной степени контролирует позицию своей продукции на рынке.
Основными функциями логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции являются:
- построение структуры распределительной сети (дистрибутивных каналов);
- оптимальная дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической распределительной сети;
- поддержание стандартов качества логистического сервиса;
- экспедирование и транспортировка готовой продукции;
- складирование, хранение и грузопереработка готовой продукции в складской системе;
- управление запасами готовой продукции;
- обеспечение сохранности груза, страхование рисков, таможенное оформление;
- анализ логистических издержек и установление цен на логистические услуги;
- мониторинг товарно-транспортных потоков и информационно-компьютерная поддержка логистики в дистрибьюции и т.д.
В дистрибьюции на сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции:
- значительное расширение розничной сети, появление сетевых магазинов и крупных компаний в этой сфере, работа в нескольких форматах и т.д.;
- расширение ассортимента товарной продукции;
- минимизация страховых запасов у конечных потребителей, что требует частых поставок мелкими партиями;
- независимый спрос на товары, что усложняет управление, запасами;
- повышение требований потребителей к гибкости обслуживания, связанных с выполнением незапланированных заказов;
- появление разветвленной складской сети, максимально приближенной к конечному потребителю;
- приоритет складской поставки перед транзитной для большинства видов готовой продукции;
- значительное число посреднических структур и т.д.
Одна из главных задач распределительной логистики – это построение и организация каналов распределения.
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретныйтовар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Решение о выборе каналов распределения — одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.
Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя, к конечному потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
- экономию финансовых средств на распределение продукции;
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
- продажу продукции более эффективными способами;
- высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
- сокращение объема работ по распределению продукции.
При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций:
- проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
- стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
- устанавливают контакты-с потенциальными покупателями;
- приспосабливают товар к требованиям покупателей;
- проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
- организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
- финансируют движение товаров по каналу распределения;
- принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций, они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности.
Логистические каналы обладают многообразием, в силу этого актуальным является вопрос об их классификации. В основу классификация положены различные основания.
Так по характеру связей между участниками выделяют следующие дистрибутивные каналы.
1. Каналы в корпоративной системе. В данном случае последовательные этапы производства распределения объединены в рамках одной организации.
2. Каналы в вертикальной системе. В этом случае каналы, состоящие из производителя и одного, или нескольких посредников, действуют как одна единая система. Это обусловлено тем, что один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компании-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Они возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала, выполняемых функций.
- Каналы в договорной (горизонтальной) системе. При таком подходе каналы состоятиз независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из участников не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Для обеспечения максимальной прибыли они вынуждены вступать в договорные отношения.
Каналы также принято различать по числу торговых точек.
1. Каналы интенсивного распределения, относятся к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно «наполнить» рынки например, товарами повседневного спроса.
2. Каналы эксклюзивного распределения, относятся к незначительному
числу торговых точек, рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка;
3. Каналы селективного распределения, относятся к небольшому числу торговых точек. Это нечто среднее между интенсивными и эксклюзивными каналами.
И наконец, каналы различают по признаку прямолинейности.
1. Каналы прямой дистрибьюции, когда производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителямчерезсвои структуры сбыта или отделы продаж.
- Каналы не прямой дистрибьюции, когда товары поступают потребителям через систему посредников — оптовых торговцев, агентов, дилеров и т.п.
При выявлении возможных вариантов каналов распределения крайне важно определиться с типом используемых посредников. Посредники отличаются большим разнообразием. Поэтому актуальной является проблема их классификации. Чаще всего в основу такой классификации кладется три основных признака:
- наличие или отсутствие у посредника собственных складов;
- от чьего имени работает посредник;
- за чей счет посредник ведет свои операции.
В связи с этим всех посредников принято делить на имеющие склады и не имеющие склады.
В свою очередь среди посредников, имеющих склады, выделяют:
- независимые оптовые предприятия, к которым принято относить дистрибьюторов, дилеров, оптовых торговцев, оптовиков-консигнантов, оптовиков посылочной торговли;
- зависимые оптовые посредники, к которым относятся оптовые базы промышленных компаний;
- агентов и брокеров, включающих агентов по закупкам и оптовиков-комиссионеров;
- специализированных оптовиков, к которым принадлежат дистрибьюторы продуктов нефтепереработки и дистрибьюторы сельскохозяйственной продукции.
В число посредников, не имеющих складов, как правило, входят:
- независимые оптовые предприятия, включающие оптовиков-коммивояжеров и оптовиков-организаторов;
- агенты и брокеры, включающие товарных брокеров, промышленных агентов и полномочных агентов;
- зависимые оптовые предприятия, которые представлены оптовыми сбытовыми (дистрибьюторскими) конторами.
Наиболее многочисленной и распространенной группой посредников являются независимые оптовые компании, имеющие собственные склады.
Ниже представлена характеристика некоторых из них.
Дистрибьюторы — это оптовые и розничные посредники, имеющие мощную складскую сеть и выполняющие полный цикл операций. Они ведут операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.
Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, также имеющие собственную складскую сеть. Они ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Однако взаимоотношения производителя с дилерами в последнее время приобретают разнообразные формы из-за желания производителей формировать вертикальные каналы распределения. При этом дилеры наделяются определенными привилегиями, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям.
Оптовые торговцы – это независимые компания на основе полной собственности. Они работают в основном с розничными предприятиями, предоставляя им полный пакет услуг. Торговцы делают крупные закупки у производителя, размещают продукцию на одном или нескольких своих складах. В соответствии с поступившими заказами, комплектуют партии небольших размеров, и направляют их потребителю. Кроме того они как правило оказывают клиентам и другие услуги, например, предоставляют торговый кредит, несут риски, связанные с содержанием запасов, оказывают консультационную помощь. Оптовые торговцы отличаются друг от друга главным образом широтой ассортиментного набора товаров.
В физическом распределении, для обеспечения успеха, необходимо следовать некоторым правилам, которые принято называть «золотыми» правилами логистик.
Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости.
Правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество измерения продукции и минимальное количество условных дистрибутивных единиц транспорта (независимо от их вместимости).
Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транспортировки) и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки).
Огромную роль в распределительной логистике для обеспечения успешной деятельности играет обслуживание клиентов, предоставление им различных услуг, которые принято называть логистическим сервисом.
Логистический сервис – это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Иначе говоря, это комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров, управление потоками услуг.
Логистический сервис классифицируется:
- по временному параметру - предпродажный, работы по оказанию логистических услуг, послепродажный;
- в зависимости от формы оплаты - платный и бесплатный;
- по содержанию работ - материальный и нематериальный;
- по направленности - прямой и косвенный;
- по степени адаптивности к потребностям - стандартизированный и индивидуальный;
- по масштабу- локальный и региональный, национальный и международный.
Для обеспечения успешной деятельности важно соблюдать некоторые принципы логистического сервиса.
1. Обязательность предложения, которая выражается зависимостью:
åååYijk>М
Где М – минимально допустимый уровень обслуживания;
Yijk – логистическая услуга, опосредующая i-тый вид товаропотока, адресуемого в j-тый регион k-тому потребителю
2. Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. То есть потребитель в праве выбирать какой оббьем услуг ему необходим. Это может быть выражено следующими формулами:
S полн=Sm+Sn+Sэ
S1=Sполн-(Sn+Sэ)
S2=Sполн-Sэ
Где Sполн – полная стоимость потребления услуг,
Sm – стоимость приобретения товара,
Sn – стоимость поставки,
Sэ – стоимость эксплуатации,
S1 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от всего пакета
S2 стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от послепродажного обслуживания;
3. Адекватность ценовой политики, которая выражается следующей зависимостью:
Y=f(SPZC)
где S – спрос на логистические услуги
P – предложение логистических услуг
Z – затраты, связанные с оказанием услуг
С – ценовая стратегия предприятия.
4. Технико-технологическая адаптивность сервиса
5. Удобство сервиса
6. Максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий
7. Неразрывная связь сервиса с маркетингом
В задачи логистического сервиса входит:
- консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий;
- подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
- передача необходимой технической документации;
- предпродажная подготовка изделия;
- доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
- приведение изделия в рабочее состояние;
- обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации;
- оперативная поставка запасных частей.
В области логистического сервиса компании могут применять следующие стратегии:
- широкая номенклатура логистических услуг;
- значительный диапазон, в котором может меняться их качество;
- влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек.
Важным является вопрос о формировании системы логистического сервис. Он включает в себя следующие этапы:
- сегментация потребительского рынка;
- выбор значимых для покупателей услуг;
- ранжирование услуг;
- определение стандартов услуг;
- оценка оказываемых услуг;
- установление обратной связи.
В логистическом сервисе трудно переоценить вопрос о параметрах качества сервиса. Такими параметрами могут служить:
- расхождение между ожиданиями покупателя в качестве сервиса и восприятием предприятия этих ожиданий;
- расхождение между восприятиями ожиданий потребителей и действительным качеством услуг;
- расхождение между рекламируемым и реальным сервисом.
Не менее важным вопросом является определение уровня логистического обслуживания. Для этого используется следующая формула:
где g - уровень логистического обслуживания;
M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
m - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
где N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано
n - фактическое количество оказываемых услуг;
ti - время на выполнение i-той услуги.
График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания
График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания, от величины уровня обслуживания
График зависимости затрат и потерь от величины уровня обслуживания
В современной логистике принято применять следующие критерии качества логистического сервиса:
- надежность поставки;
- полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
- гибкость поставки;
- доступность;
- безопасность;
- взаимопонимание с покупателем;
- наличие запасов на складе поставщика;
- возможность предоставления кредитов, а также ряд других.