Тема: Логистика транспортных процессов




 

Транспорт это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Долгое время транспорту не уделялось должного внимания. Но с ростом и усложнением мирохозяйственных связей постепенно транспорт становится важным фактором повышения эффективности товародвижения и всего производства в целом. Возникает новый взгляд на транспорт.

В частности происходит синхронизация работы транспорта и производства, много внимания стали уделять соблюдению временных графиков. Повысился интерес к величине тарифов, протяженности маршрутов, наличию специализированного подвижного состава. В ряде случаев происходит срастание транспорта с обслуживаемым производством. Появляются системы «от двери до двери».

В конце концов, все это приводит к появлению транспортной логистики, под которой стали понимать ключевую логистическую функцию, связанную с пepeмещением продукции транспортными средствами по определенной технологии в цепи поставок, и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Были сформулированы и основные понятия транспортной логистики.

Первое понятие - транспортный коридор. Это часть национальной или международ­ной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами.

Он включает в себя подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении и

совокупность пра­вовых условий осуществления этих перевозок.

Следующее важное понятие - транспортная цепь. Это этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).

Постепенно сформировалась и миссия транспортировки в системе логистического сервиса, которая звучит как «доставлять нужный товар необходимого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами».

Транспортный сервис стал включать в себя не только перевозка гpуза, но и экспедиторские услуги, информационное обеспечение, трансакционные операции, услуги по гpузопереработке, услуги по страхованию, услуги по охране и т.д.

Управление транспортировкой включает в себя следующие основные этапы:

- выбор способа транспортировки;

- выбор вида транспорта;

- выбор транспортного средства;

- выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;

- оптимизация параметров транспортного процесса;

- определение рациональных маршрутов доставки;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта;

- совместное планирование транспортного процесса со складским, и производственным;

- согласование и планирование операции транспортировки совместно с гpузопереработкой, упаковкой и т.п.

Важнейшим является вопрос о выборе транспортного средства. Для успешного решения этого вопроса как минимум необходимо знать параметры выбора и характеристики самого транспортного средства, его сильные и слабые стороны.

Параметры выбора включают в себя параметры подвижного состава, к которым относятся:

- техническая и эксплуатационная скорость транспортного средства;

- габаритные размеры гpузовых емкостей и самих транспортных средств;

- полная масса и нагpузка на оси;

- мощность двигателя;

- гpузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.

Кроме этого обязательно нужно помнить о параметрах для путей сообщения, к которым относятся:

- пропускная способность путей сообщения;

- ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;

- допустимая нагpузка на дорожное полотно.

И наконец, немаловажно знать параметры для терминалов. Это, прежде всего, полезная складская площадь, а также число оборотов (скорость оборота).

При этом нужно иметь в виду, что весь транспорт делится на две основные группы.

Транспорт общего пользования это отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех других отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажи­ров.

Транспорт не общего пользования - это внутри производственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям. Он является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан.

Каждый вид транспорта обладает своими достоинствами и недостатками.

Железнодорожный транспорт у нас в стране является одним из самых распространенных. К его достоинствам относится:

- высокая провозная и пропускная способность;

- независимость от климатических условий, времени года и суток;

- высокая регyлярность перевозок;

- обес­печение возможности доставки груза на большие расстоя­ния;

- относительно низкие тарифы и значительные скидки для транзитных отправок;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов;

- высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км;

- хоро­шо приспособлен для перевозки различных объемов партий груза;

- возможность эффективно органи­зовать выполнение погрузочно-разгрузочных раб и т.д.

Но данный вид транспорта имеет и свои недостатки:

- огpаниченное число перевозчиков;

- большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

- высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок;

- недоступность в конечных точках продаж;

- недостаточно высокая сохранность груза и т.д.

Для морского транспорта характерны следующие достоинства:

- возможность межконтинентальных перевозок (является самым крупным перевозчиком в международных перевозках);

- низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния, низкие грузовые тарифы;

- высокая провозная и пропускная способность;

- низкая капиталоемкость перевозок и т.д.

Ему же присущи и существенные недостатки:

- ограниченная география перевозок;

- низкая скорость доставки;

- зависимость от гeoгpафических, навигационных и погодных условий;

- малая частота отправок;

- жесткие требования к упаковке и креплению гpузов.

- необходимость создания сложной портовой инфраструктуры и т.д.

Своими достоинствами и недостатками обладает и внутренний водный транспорт. К его достоинствам относятся:

- высокие провозные возможности на глубоких реках и водоемах;

- низкая себестоимость перевозок, низкие грузовые та­рифы при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км;

- низкая капиталоемкость и т.д.

А его недостатками являются:

- ограниченность географии перевозок, низкая доступность в географическом плане;

- низкая скорость доставки;

- зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий;

- сезонность во многих местах;

- недостаточная надежность перевозок и сохранность груза и т.д.

В последнее время у нас в стране все большей популярностью пользуется автомобильный транспорт. К его достоинствам относятся:

- высокая доступность;

- возможность доставки груза «от двери до двери»;

- высокая маневренность, гибкость, динамичность;

- высокая скорость доставки;

- возможность использовать различные маршруты и схемы доставки;

- высокая сохранность груза;

- возможность отправки груза мелкими партиями, регулярность поставки;

- широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика;

- по сравнению с другими видами, менее жесткие требования к упаковке товара и т.д.

Но он же обладает и некоторыми недостатками:

- низкая эффективность;

- зависимость от погодных и дорожных условий;

- высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;

- сравнительно малая грузоподъемность;

- недостаточная экологическая чистота;

- невозможность длительного ожидания разгрузки, срочность разгрузки;

- возможность хищения груза и угона автотранспорта и т.д.

В ряде случаев незаменимым и предпочтительным может стать воздушный транспорт благодаря своим преимуществам, таким как:

- наивысшая скорость доставки груза;

- высокая надежность;

- наивысшая сохранность груза;

- наиболее короткие маршруты перевозок;

- возможность достижения отдаленных районов и т.д.

А проблематичным в его использовании могут стать присущие ему недостатки:

- высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы;

- высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок;

- зависимость от погодных условий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки;

- ограниченная географическая доступность и т.д.

Специфическим видом транспорта является трубопроводный транспорт. К его достоинствам относятся:

- низкая себестоимость;

- высокая производительность;

- высокая сохранность груза;

- низкая капиталоемкость и т.д.

В тоже время с его помощью можно транспортировать только особые виды грузов (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов) и только в больших объемах.

 

Оценка различных видов транспорта

Факторы, влияющие на выбор транспорта Время дос-тавки Частота отправ-лений груза Надеж-ность соблюде-ние графика доставки Способ-ность перевозить разные грузы Способ-ность доставлять грузы в любую точку Стои-мость перевоз-ки
Железнодорож-ный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

 

Принято выделять несколько способов транспортировки.

Первый самый простой. Это унимодальная (одновидовая) транспортировка, которая осуществляется одним видом транспорта.

Следующий способ – это смешанная перевозка грузов, которая осуществляется обычно двумя видами транспорта. Например, груз на железнодорожную станцию доставляется автомобильным транспортом, перегружается на железнодорожный и следует далее.

Комбинированной называется перевозка, которая осуществляется перевозка осуществляется более чем двумя видами транспорта.

Наиболее сложной и передовой в настоящий момент считается интермодальная (интегрированная) перевозка. Это комбинированная перевозка грузов «от двери до двери», осуществляемая под руководством одного оператора, по одному тpaнcпopтному документу, с применением единой (сквозной) ставки фрахта.

Разновидностью интермодальной является мультимонодальная перевозка грузов. Транспортировку можно назвать мультимодальной, если лицо, оргaнизующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ.

Признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки являются:

- присутствие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала);

- единая сквозная ставка фрахта;

- единый транспортный документ;

- один ответственный за гpуз и исполнение договора перевозки.

Интермодальные и мультимодальные системы строятся и функционируют на основе следующих принципов:

- единый коммерческо-правовой режим;

- комплексный подход к решению финансово экономических вопросов организации перевозок;

- максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

- единый организационно-технолоrический принцип управления перевозками и координация действий всех логистических посредников, участвующих в транспортировке;

- кооперация логистических посредников;

- комплексная инфраструктура перевозок различными видами транспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: