Тема: Система хранения и складской обработки торговых грузов




Для того, что бы материальный поток перемещался, необходимо, что бы он где-то концентрировался и изменял свою структуру. Таким местом является склад, где происходит его преобразование посредством изменения параметров входящих и исходящих партий груза по величине, составу и времени.

Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру, и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

Движение товара на складе связано с затратами. Рационализация процессов на складе позволяет оптимизировать издержки. В этом заключается экономическая стратегия складирование.

Экономическая стратегия заключается в том, что наличие склада в логистической цепи может привести к сокращению логистических затрат, что ведет к экономической выгоде.

Принято выделять следующие четыре типа экономической выгоды склада:

1. Консолидация грузов в пути. В этом случае, груз от нескольких производителей доставляется на склад, где из него формируется более крупная смешанная партия и направляется конечному потребителю. При этом значительно сокращаются транспортные расходы.

2. Разукрупнение и перевалка груза в пути. В этом случае на склад доставляется груз, предназначенный нескольким потребителям. Здесь из него формируются более мелкие партии и отправляются конечному заказчику. Экономия происходит от того, что груз на склад доставляется крупной партией, с полной загрузкой транспортного средства и со склада уходит с загрузкой по полной транзитной норме, что значительно сокращает транспортные расходы. Кроме того в данном случае отсутствует функция хранения, что приводит к экономии складских расходов.

3. Доработка/отсрочка. Здесь склад используется для того, чтобы задержать процесс окончательной доработки продукции легкой промышленности, пока не появится реальный потребитель со своими требованиями. Такая услуга обеспечивает двойную выгоду. Во- первых, сокращает риски, так как окончательная доработка осуществляется после того, как появится реальный потребитель, со своими конкретными требованиями. Во-вторых, это позволяет сократить запасы, а значит сэкономить на их хранении.

4. Накопление запасов. Для некоторых отраслей необходимо создание запасов сезонной продукции. Причем есть ситуация, когда производить нужно в течении всего года, а реализовывать к короткий промежуток времени. А есть ситуация, когда производят короткий промежуток времени, а потреблять нужно в течении всего года. Обе ситуации требуют длительного хранения продукции. Запасы создают защитный буфер, что позволяет наладить эффективное производство в условиях колебания потребительского спроса и ограниченности источников ресурсов.

Кроме экономической у склада имеется и сервисная стратегия.

Наличие склада в логистической цепи может и не сопровождаться сокращением расходов, а напротив вести к их увеличению. Но зато это ведет к улучшению качества обслуживания клиентов, как результат расширению рыночной доли и увеличению прибыли. В вязи с этим выделяют сервисные выгоды следующих видов:

1. Приближение запасов к рынку. В данном случае склад используется для создания запасов вблизи ключевых потребителей, накануне пикового сезона продаж с тем, чтобы сократить сроки поставки.

2. Формирование рыночного ассортимента. В данном случае склад используется, чтобы создать рыночный ассортимент товаров, в ожидании заказов потребителей.

3. Комплектование смешанных отправок. Напоминает процесс консолидации, что ведет к сокращению транспортных расходов. Но одновременно этот процесс рассматривается и как сервисная выгода, так как партии отправки комплектуются в точном соответствии с требованием потребителя.

4. Материально-техническое обеспечение производства. Склад используется для хранения большого страхового запаса сырья и материалов для производства, который оправдан длительностью сроков поставки, колебаниями производственных потребностей и т.д. И склад своевременно, постепенно в течение установленного времени поставляет материал в цеха.

5. Эффект присутствия на рынке. Основывается на представлении, что склад вблизи местных рынков способен быстрее реагировать на спрос потребителей, оказывать более качественные услуги, что ведет к расширению рыночной доли и увеличению прибыли.

Склад, таким образом, является важнейшим системообразующим компонентом логистической системы, где он выполняет целый ряд важнейших функций:

- преобразование и распределение материального потока;

- снабжение производства;

- преобразование производственного ассортимента в потребительский;

- складирование и хранение;

- унитизация и транспортировка грузов;

- предоставление услуг.

Особый интерес представляют услуги склада. Они делятся на материальные, организационно-коммерческие, складские, транспортно-экспедиторские.

Материальные услуги связаны с повышением технической готовности материалов к производству, и подготовке товаров к продаже. Это может быть нарезка, раскройка материалов, подбор комплектов, расфасовка в более мелкую тару, распаковка, монтаж, проверка функционирования, заполнение контейнеров и т.д.

Организационно-коммерческие услуги направлены на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена. Они включают в себя реализацию излишков материальных ценностей, реализацию промышленных отходов предприятия, сдачу на прокат техники, оборудования, аппаратуры и т.д.

Складские услуги заключаются в выполнении операций складирования за плату, прием материальных ценностей на временное хранение, сдачу в аренду складских помещений и т.д.

Транспортно-экспедиторские услуги заключаются в доставке товара потребителям своим или арендованным транспортом.

Все задачи, которые выполняет склад условно разделятся на традиционные, которые склад решал всегда, и задачи в рамках логистики, которые стали ему присущи только в рамках логистической системы.

К традиционным задачам склада относятся:

- максимальное использование складских мощностей;

- рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- эффективное использование складского оборудования;

- устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении и т.д.

К задачам склада врамках системы логистики относятся:

- своевременное предоставление товаров и услуг потребителям;

- концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах;

- защита производства и потребителей от различных непредвиденных обстоятельств;

- сбалансирование увеличения темпов производства и объемов производимой продукции при росте спроса потребителей и т.д.

Формирования рациональной складской системы организации залог её успешной деятельности.

Исходя из роли и функций склада, начинать нужно с решения главной стратегической задачи формирования структуры складской сети. Это проблема макропроектирования. Её решение необходимо, для достижения целей фирмы и придания большей гибкости системе обслуживания клиентов. Создание складской сети по существу означает создание оптимальной логистической системы компании, которая должна с одной стороны обеспечить минимальные затраты связанные с продвижением грузопотока до конечного потребителя, с другой стороны обеспечить гарантированное обслуживание клиентов на необходимом для них уровне.

Вторая важнейшая проблема логистики складирования – формирование складского хозяйства и инфраструктуры склада, системы складирования, структуры складских зон и их объемно-планировочное решение. Это проблемы микропроектирования.

И третья проблема – это управление логистическим процессом на складе, его координация со смежными службами, организация грузопереработки.

Решение этих проблем требует комплексного подхода. Если решать локальные задачи, не ориентируясь на стратегию, то оптимальных условий функционирования склада не достигнуть.

В настоящее время условием эффективного ведения бизнеса является использование современной складской инфраструктуры, активное использование на складе прогрессивных технологий, использование прикладных компьютерных программ и систем автоматизации технологического процесса, внедрение контроля качества оказываемых услуг.

Стратегию формирования складской системы определяет маркетинг, на основе которого и выстраивается логистическая цепь. Поэтому необходима прежде всего информация о рынке, на котором действует компания, нужен прогноз спроса и объема продаж.

Складская сеть – это комплекс объектов складского назначения, размещенных на определенной географической территории.

Формирование складской сети включает в себя решение нескольких важнейших задач.

Одна из главных из них – это выбор стратегии складирования или владения складом. Она связана в свою очередь с выбором альтернативы: иметь собственный склад, арендовать его, взять в лизинг, воспользоваться складом общего пользование.

Склад общего пользования (СОП) – это отдельная компания, юридическое лицо, обеспечивающее процесс грузопереработки вместо клиента, прибегая к любому уровню раскомплектации и перекомплектации, имеющая зону комплектации.

Научной базы решения этой проблемы нет, но разработаны рекомендации общего порядка. Так например ключевыми факторами выбора собственного склада считаются:

- стабильный объем продаж;

- большой товарооборо;

- высокая оборачиваемость;

- высокая концентрация потребителей;

- сильная конкуренция и т.д.

Считается, что на собственном складе легче поддерживать условия хранения и контроля за товарами, корректировать стратегию сбыта, расширять перечень предлагаемых услуг. Это в свою очередь обеспечивает более прочные позиции в конкурентной борьбе.

Другой вариант – воспользоваться услугами склада общего пользования.

Эта альтернатива оправдана при следующих обстоятельствах:

- низкий объем продаж;

- сезонный товар;

- новый рынок;

- неизвестный или нестабильный спрос;

- начальная стадия развития фирмы и т.д.

В этом случае обнаруживаются такие достоинства склада общего пользования как:

- отсутствие инвестиций в развитие склада;

- сокращение финансовых рисков от владения собственным складом;

- гибкость использования складской площади;

- отсутствие необходимости подбора кадров и т.д.

Следующая задача построения складской сети – это определение количества складов.

Данная задача решается методом экономических компромиссов с учетом совокупности всех затрат, связанных как со строительством так и с дальнейшей эксплуатацией сети.

Количество складов определяется:

- мощностью материальных потоков и их рациональной организацией;

- спросом на рынке сбыта;

- размерами региона сбыта и концентрацией на нем потребителей;

- относительным расположением поставщиков и покупателей;

- особенностями коммуникативных связей и т.д.

Задача выбора количества складов является оптимизационной. С одной стороны собственный склад связан со значительными капиталовложениями и затратами. А с другой стороны он позволяет максимально приблизить товар к клиентам и повысить уровень обслуживания потребителей.

При увеличении числа складов:

- уменьшаются транспортные расходы за счет увеличения загрузки транспортных средств и сокращения расстояний доставки;

- уменьшается упущенная выгода от продажи за счет возможности более четко выполнить заказы клиентов, быстрее реагировать на изменение их потребностей;

- увеличивается стоимость складирования за счет увеличения расходов на эксплуатацию, которые будут возрастать пропорционально числу складов;

- увеличиваются затраты на запасы в связи с увеличением общих запасов на складах.

Оптимальное количество складов будет соответствовать минимальному количеству общих затрат

 

 


Еще одной задачей построения складской сети является выбор места размещения склада. Для решения этой задачи применяется методика оптимального размещения баз материально-технического снабжения, которая использует методы линейного, динамического и комбинаторного планирования. Кроме того существуют и другие методики, например методы выбора размещения склада с точки зрения транспортных расходов. К таким методам относятся «центра тяжести», метод сетки, метод Гувера, метод Вебера и т.д.

При выборе места размещения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум совокупных затрат на строительство и дальнейшею эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов.

При выборе местоположения склада нужно учитывать:

- близость к рынкам сбыта и снабжения;

- наличие конкурентов;

- уровень жизни населения и уровень заработной платы;

- наличие трудовых ресурсов;

- имеющиеся земельные участки для удовлетворения потребных мощностей и их стоимость;

- наличие транспортных коммуникации;

- налоги, финансирование;

- разрешение экологической службы и т.д.

 

- Выбор форм снабжения складской цепи

 

Процедура формирования складской сети включает:

- прогноз спроса

- планирование объёмов продаж и регионов сбыта

- планирование потребностей в складских мощностях

- анализ потенциальных складских мощностей

- выбор формы собственности склада

- разработка программы размещения складской сети

- определение количества складов

- размещение складов

- разработка проекта складского хозяйства

Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им.

Общая концепция решения складской системы должна быть экономичной.

Разработка системы складирования основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных методом количественной и качественной оценки.

Процесс выбора и оптимизации – это выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Сис­тема складирования включает следующие складские подсистемы:

Складируемая едтиница: Плоский поддон. Ящечный поддон. Стоечный поддон.Кассета

Вид складиролвания: Складирование на полу. Складирование в блоках. Складирование в полочных стеллажах. Складирование в высотных полочных стеллажах. Складирование в проходных стеллажах. Складирование в гравитационных стеллажах. Складирование в элеваторных стелажах «Патерностер». Складирование в циркулирующих стеллажах. Конвейерное складирование

Оборудование по обслуживанию склада: Тележка.Транспортер непрерывного действия. Вилочная электротележка. Фронтальный электропогрузчик. Электроштабелер поводковый. Электроштабелер с подъемной кабиной. Электроштабелер для высотных стеллажей. Кран-штабелер межстелажный

Комиссионирование: С мест хранения. В зоне комплектации. Централизовонная отборка. Децентрализовонная отборка. Динамическое исходное положение. Статическое исходное проложени. Одномерное перемещение. Двухмерное перемещение. Вручную. Механическоеперемещение

Управление перемещением груза: Вручную. В местном режиме. В дистанционном режиме. От ЭВМ в режиме on-line

Обработка информации: Вручную. В пакетном режиме. В режиме реального времени. Непосредст­венно с компьютера

«Здание» Склад под открытым небом. Плоский обычный склад. Высотный плоский склад. Склад с высотной зоной хранения. Многоэтажный склад. Склад со стелажно-несущей конструкцией

Выбор рациональной системы складирования осущест­вляется в следующем порядке:

- определяются место склада в логистической цепи и его функ­ции;

- устанавливается общая направленность технической осна­щенности складской системы (механизированная, автоматизиро­ванная, автоматическая);

- определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

- выбираются элементы каждой складской подсистемы;

- создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

- осуществляется предварительный выбор конкурентных вари­антов из всех технически возможных;

- проводится технико-экономическая оценка каждого конку­рентного варианта;

- осуществляется альтернативный выбор рационального вари­анта.

 

 

Комплекс складских, технологических операций представляет собой следующую последовательность:

­ Подготовка склада к приемке продукции

­ Разгрузка транспорта

­ Приемка продукции по количеству и качеству

­ Размещение на хранение (укладка товара в стелажи, штабели)

­ Отбор товара из мест хранения

­ Комплектование заказов и упаковка

­ Отпуск товара

­ Погрузка в транспортное средство

­

Логистический процесс на складе вклю­чает:

­ снабжение запасами;

­ контроль за поставками;

­ разгрузку и приемку грузов;

­ внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;

­ складирование и хранение грузов;

­ комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и от­грузку;

­ транспортировку и экспедицию заказов;

­ сбор и доставку порожних товароносителей;

­ контроль за выполнением заказов;

­ информационное обслуживание склада;

­ обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: