Пути поиска развития баланса между рынком и демократией




Содержание

Введение

Свободный рынок как стимул развития демократии

Пути поиска развития баланса между рынком и демократией

3. Демократия и рынок в современной России

Заключение

Список литературы

Введение

Ни рынок, ни демократия не являются идеальными системами, но это лучшее из реально существующих и работающих механизмов, доступных человеку. В истории человечества нет ни одного при­мера построения долгосрочной системы, обеспечивающей генера­цию богатства, высокий уровень благосостояния и высокие стан­дартны социальной защиты на основании авторитарных социали­стических практик. Данный эмпирический факт сам по себе явля­ется достаточным доказательством преимущества демократической рыночной модели. Однако чистые формы в природе редки. Переход от плана к рынку также не совершается в течение одной недели или даже года. Строительство формальных и неформальных институтов требует реализации последовательной, системной, скоординиро­ванной политики на протяжении десятилетий. Добиться этого – са­мый серьезный вызов для национальных интеллектуальных элит, полисимейкеров и гражданского общества.

 

 

Свободный рынок как стимул развития демократии

Свободный рынок стимулирует развитие демократии четырьмя различными способами. Во-первых, основой любой рыночной экономики является институт частной собственности, а частная собственность как таковая является формой свободы. Это означает, что в стране с действующим свободным рынком уже присутствует основная составляющая политической демократии.

Во-вторых, свободный рынок создает богатство, и, как показало множество исследований, чем богаче страна, тем более вероятно, что она управляется демократически. У богатых людей есть время участвовать в политической жизни, которое требуется для демократии и которого нет у бедных. Богатство порождает историческую основу демократии — средний класс.

В-третьих, свободный рынок является важной составной частью того, что специалисты в области общественных наук называют гражданским обществом. Оно состоит из организаций и групп, отделенных от государства, таких как профсоюзы, религиозные и профессиональные объединения. Гражданское общество стоит между государством и отдельной личностью. Оно ограничивает власть государственного аппарата и обеспечивает социальное пространство для деятельности, независимой от государства. Организации гражданского общества опираются на рыночную экономику в плане финансирования, которое необходимо для их деятельности. Демократия не может существовать без гражданского общества, а гражданское общество — без функционирующей рыночной экономики.

В-четвертых, свободный рынок приводит к возникновению двух привычек, чрезвычайно необходимых для демократической политики. Одна из них — доверие. Граждане демократического общества должны доверять своему правительству в том, что оно не будет ограничивать их права, а меньшинства должны доверять большинству в том, что оно не станет им вредить или преследовать их. В условиях рыночной экономики покупатели и продавцы должны верить, что условия заключенной сделки будут обоюдно соблюдаться; в противном случае торговые отношения не смогут иметь место.
Другая воспитанная рыночными отношениями привычка, необходимая для существования демократии, — это способность к компромиссу. По сути, понятие «демократия» можно определить так: политическая система, при которой мирный компромисс, а не сила или принуждение, является способом урегулирования разногласий, неизбежных в любом обществе. Люди учатся компромиссам, осуществляя будничные действия в условиях рыночной экономики. Покупатель и продавец должны идти на компромисс в отношении цены сделки, поскольку продавец всегда будет стремиться получить больше, а покупатель — заплатить меньше.

Начиная с последней трети XX века, свободный рынок получил фактически повсеместное признание как лучшая форма экономической организации, обеспечивающая процветание. Все общества хотят стать процветающими, и потому почти все они создали или пытаются создать рыночную экономику. Поскольку процветание, как правило, способствует рыночной экономике, распространение свободных рыночных отношений явилось наиболее действенной причиной возникновения демократических режимов по всему миру.

 

Пути поиска развития баланса между рынком и демократией

После развала советской системы централизованного правления полисимейкеры столкнулись с целым рядом вызовов переходного периода. Одним из них было определение параметров взаимодейст­вия института демократии и рыночной экономики. Это были новые институты для постсоветских стран, поэтому экспертное сообще­ство, номенклатура и «красные директора», тем более простые люди не обладали заниями и опытом для формирования рацио­нальных ожиданий на предмет взаимодействия по оси «демократия – рынок».

Одни считали, что для реализации программ системных рыноч­ных реформ необходимо ограничить действие демократических ин­ститутов ввиду их слабости и доминирования ярко выраженных ан­тиреформистских сил. Как показала практика трансформационных процессов, ограничения институтов демократии не привело к по­строению более эффективной социально-экономической модели. Т. е. дефицит демократии не дает более высокие темпы роста, не по­вышает доход домашних хозяйств, не стимулирует модернизацию экономики и не создает более динамичный рынок труда по сравн­ению с теми странами, которые не устанавливали ограничения на демократические процессы.
Другие были уверены, что реформы в переходной стране надо делать постепенно, что строительство институтов нового общества – это долговременный процесс. На этом основании они предлагали органам государственного управления сохранять монополию на многие политические и экономические процессы, постепенно впус­кая в страну как демократию, так и рынки. Ими являются сторон­ники эволюционно-итерационных преобразований (технология «мягкой посадки»). Большой объем эмпирических данных наглядно демонстрирует, что по основным макроэкономическим показате­лям, уровню социальной защиты, устойчивости институтов нового общества другая технология трансформаций – системно-рыночный подход, известный, как «шоковая терапия» генерировал гораздо лучшие результаты с меньшими издержками.
Третья точка зрения заключалась в том, что именно последователь­ное, быстрое установление демократических институтов и меха­низмов обеспечивает выбор оптимальной программы рыночных реформ, поскольку демократия представляет собой систему право­вой защиты базовых прав и свобод человека, одним из которых яв­ляется право собственности. Без реализации динамичного права ча­стной собственности (т. е. права распоряжаться, владеть, переда­вать и совершать иные действия без вмешательства со стороны го­сударства) реализация политических прав человека проблематична. Демократия также предполагает наличие механизмов смены прави­тельства, сдержек и противовесов, независимого суда и реализацию принципа верховенства закона.

По сути дела, эти механизмы можно сравнить с институтом банкротства в экономике: если компания не выполнила перед кредитором/амии своих контрактных обяза­тельств, то она попадает в процедуру банкротства с внешним анти­кризисным управляющим. В результате происходит либо ее сана­ция, либо ликвидация. Безусловно, в случае со сменой правитель­ства страны речь о ликвидации субъекта идти не может, но измене­ние персонального состава и полномочий органов власти в резуль­тате электорального выбора и есть механизм политического бан­кротства и санации государства.
Четвертый подход – полная блокировка институтов демократии – был использовал единичными странами (Туркменистан, Узбеки­стан и частично Беларусь). Его реализация резко увеличила соци­ально-экономические издержки трансформаций, привела к бегству человеческого и финансового капитала и к изоляции данных стран от региональной и международной системы разделения труда. Цен­трализация системы принятия решений и восстановление основных элементов неоплановой экономики резко увеличили издержки упущенных возможностей данных стран. За острым дефицитом де­мократии последовал финансовый, технологический и товарный дефицит. При построении институтов демократии в постсоциали­стическом обществе полисимейкеры и эксперты столкнулись с проблемой создания сдержек и противовесов для чистых институ­тов демокра­тии. В переходных странах, граждане которых не зна­комы с институтами ни демократии, ни свободного рынка, де­мо­кратия часто воспринимается, как абсолютное право большин­ства прини­мать решения по любым вопросам. Поэтому для стран ЦВЕ и СНГ особым вызовом было создание демократии с эффек­тивными ин­ститутами защиты прав меньшинства, основанной на естествен­ных права человека. Как известно, самым минимальным меньшин­ством является индивид. Поэтому очень важно определить те про­блемы, те сферы жизни и деятельности человека, в которые вмеша­тельство демократического большинства не допустимо. При этом важно ус­тановить надежную правовую защиты для прав соб­ствен­ности. Вы­полнение этих двух задач сталкивается в целым ря­дом конфлик­тующих нормативных актов. С одной стороны, прави­тель­ство декларирует гарантии для ин­ститута частной собственно­сти, с другой – принимает множество нормативных актов (имеется в виду не только центральное прави­тельство, но также местные ор­ганы власти и министерства, которые издают обязательные для ис­полне­ния субъектам хозяйствования положения и инструкции), ко­торые стабилизируют его, т. е. блоки­руют целый ряд важнейших функций. К примеру, установление минимальных и максимальных цен, много­численные требования по получению лицензии или сер­тификатов, навязывания платежного средства, сроков и формы оп­латы – все это представляет собой на­бор административных инст­рументов, нарушающих динамичное право частной собственности.
Однако политики и полисимейкеры переходных стран не при­няли Билль о правах, который бы ограничил действие демократиче­ских институтов во имя защиты института частной собственности. В результате многие ошибки, совершаемые в процессе реформ, были приписаны как раз дефективности рынка, а не проблемам с созданием демократических институтов. Данная проблема создает многие коллизии и в странах Запада, поэтому не удивительно, что копирование западноевропейской модели и перенос ее на институ­ционально слабую среду постсоциалистической страны привели к появлению так называемой моральной угрозе, т. е. разочарованию граждан к демократии и рынке и повышению популярности поли­тики сильной руки, возврата к «добрым старым временам». Однако, как показывает опыт построения социально-экономической модели стран, решивших вернуться к активизации механизмов централизо­ванной плановой экономики (в первую очередь Словакия при М. Мечьяре и Беларуси при А. Лукашенко), добиться лучших соци­альных и экономических показателей, создать конкурентную эко­номику они не смогли. Следовательно, с учетом всех факторов и стартовых условий, нет ни эмпирических фактов, ни теоретических выводов, подтверждающих гипотезу о необходимости ограничения институтов демократии для построения полноценного рынка. Те положения демократии, которые вытекают из естественных прав человека и прав собственности являются неотъемлемой частью са­мих демократических процессов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: