Влияние предпринимательской активности на устойчивость функционирования экономики региона.




В рыночной экономике наиболее активной фигурой является предприниматель. Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т. п.

Предпринимательство - это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.[63] В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции, что весьма важно для повышения устойчивости функционирования хозяйственной системы региона, улучшения ее взаимодействия с другими системами.

Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства: трудовые, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Основные преимущества малого предпринимательства классифицированы на рисунке 5.

Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное; быстро ориентируются в рыночной ситуации, что вносит дополнительное стабилизирующее воздействие на устойчивость функционирования отраслей и хозяйственной системы региона в целом.

Рисунок 5. Основные преимущества малого предпринимательства

 

Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть об­щеэкономических и социально-экономических процессов. Предприниматель в ходе своей активной деятельности включает в созидательный процесс потребителя как основного контрагента, государство, а также наемных работников и партнеров по бизнесу, как это изображено на рисунке 6.

 

 

Рисунок 6. Субъекты предпринимательского процесса

 

При этом, роль государства как субъекта предпринимательского про­цесса может быть различной в зависимости от конкретной ситуа­ции в сфере деловой активности и тех целей, которые оно ставит перед собой. Государство может быть: тормозом развития предпринимательства, если оно со­здает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпри­нимательства; посторонним наблюдателем, когда государство и не про­тиводействует развитию предпринимательства, и не способствует этому развитию; ускорителем предпринимательского процесса, когда оно ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых агентов, что приводит к «буму» предпринимательства.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в повышении устойчивости функционирования экономики любой страны. В странах Западной Европы, США и Японии малый бизнес (МБ) представлен совокупностью многочисленных малых и средних фирм. Основная масса их – это предприятия с числом работающих не более 20 человек. Они обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу в этих странах.

В США преприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения; осваивают вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы, представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности; динамично реагируя на изменение структуры потребления, активизируют структурную перестройку отраслей; преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д.

Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Особенно выделяется в этом отношении Германия, где в последние годы начался настоящий бум малого бизнеса. Только за минувшее десятилетие число небольших и средних фирм здесь возросло до 2,0 млн. На их долю приходится около 2/3 стоимостного объема продукции и численности занятых в экономике страны. Опираясь на благоприятную предпринимательскую конъюнктуру (в том числе на малые фирмы), германская экономика за этот период достигла уровня мировой конкурентоспособности, опередив по экспорту продукции такие страны, как США и Япония.

Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: ФРГ и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 25-30, Франции – 20-25, США и Японии - 10-15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. Малый бизнес приобрел особое значение и в международной торговле технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые инновационные фирмы. Помимо технологий, важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Малый бизнес содействует "открытости" экономики и рационализации внешнеэкономических связей. Его высокая эластичность в отношении меняющейся конъюнктуры, возможность быстрого реагирования на спрос и перестройки в соответствии с этим своей организационно-хозяйственной структуры обеспечивают высокую проникающую способность и быстрое заполнение ниш, возникающих на региональных, межрегиональных и международных рынках.

В современных условиях, как об этом свидетельствует опыт промышленно развитых стран Запада, "несущей конструкцией" экономики по-прежнему продолжают оставаться крупные предприятия и объединения, составляющие "основу индустриальной системы".[64] А их хорошим стабилизирующим дополнением является сеть малых предприятий. Масштабы развития малого бизнеса в России и за рубежом характеризуют данные таблицы 5[65].

Однако, анализируя уровень развития малого предпринимательства в различных странах необходимо учитывать, что во многих из них существуют разные методики отнесения предприятий к разряду малых, в результате чего сравнение данных с другими государствами не всегда бывает корректным. Так, в соответствии с Федеральным Законом РФ от 14.06.95 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого предпринимательства относятся:

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: