Группы методов государственного регулирования экономики.




 

В литературе выделяются группы методов регулирования экономики. В первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования:

 

· ведение общих правил

· установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур

· определение порядка их деятельности

Во вторую группу входят программно-установочные способы:

 

· целевые программы

· тематические планы

· концепции, функциональные правила (режимы)

· схемы управления

· схемы градостроительного планирования развития территорий

· генпланы городов

· земельный кадастр

 

 

К третьей группе относятся легализующие средства:

 

· лицензирование

· аккредитация

· сертификация

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения:

 

· стандарты

· квоты

· цены

· тарифы

· нормативы

· лимиты

· налоги (сборы)

· плата

· ставки (таможенные пошлины и др.)

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования:

 

· кредиты

· льготы

· отсрочки

· дотации

· субсидии

· трансферты

· надбавки

· поощрение

· госзаказ

· госзакупки

В шестую группу включаются контрольно-учетные и «запретные» способы:

 

· учет

· статистическая отчетность

· проверки и иные формы контроля

· запреты

· ограничения

· предписания

· санкции (штрафы и др.)

· лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов)

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них — запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

 

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

 

Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

 

В США самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

 

Государственное регулирование в Германии Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны.

 

Японская модель государственного регулирования на протяжении многих лет способствовала экономическому росту Японии; среди наиболее важных элементов японской модели государственного регулирования выделим следующие:

1. Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста.

Правительство выбирает приоритетные отрасли и поддерживает их развитие, а именно с помощью: законов, инструкций, циркуляров, официальном видении концепции экономического развития страны. Так, когда Япония приступила к восстановлению после войны своего хозяйства, ее правительство определила автомобильную, сталелитейную, химическую промышленности и машиностроение в качестве приоритетных. Подчеркивая важность определенной отрасли, правительство косвенно влияет на частные инвестиции. Тем самым государство способствует развитию этой сферы, не выделяя на нее субсидий или налоговых льгот.

2. Агрессивное развитие экспорта.

Япония не обладает обширными ресурсами, поэтому государство производит товары для экспорта, чтобы выжить. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. По состоянию на 2010 год сумма товаров на экспорт составила $765 200 000 000. Для экспортных отраслей правительство предусматривает специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития сырья и комплектующих.

3. Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка.

Государство Японии практически закрывало доступ на японский рынок для иностранных фирм. Это делалось с целью защиты национального производителя. Например, фирма Singer, крупнейший в мире производитель швейного оборудования, была лишена доступа на японский рынок швейных машин, который в послевоенный период переживал настоящий бум. Эти ограничения ослабились лишь со вступлением Японии в члены Международного валютного фонда (МВФ). Но японский рынок считается закрытым и сейчас.

4. Мягкое антимонопольное законодательство.

Государство поддерживало монополии в нескольких целевых растущих отраслях. Все антимонопольные законы были мягкими, и даже нарушение этих законов не влекло за собой никаких штрафов, санкций. В последние годы под активным давлением США и других стран антимонопольное законодательство Японии стало несколько ужесточаться, наметилась тенденция усиления конкуренции как внутри страны, так и на международной арене.

5. Жесткое регулирование финансовых рынков ограниченное влияние Совета директоров.

Государство жестко регулировало финансовые рынки. Оно гарантировало фирмам, которые вели операции с ценными бумагами, определенную прибыльность, что осуществлялось через систему фиксированных комиссий. Практиковалась политика взаимного владения акциями других компаний, что защищало компании от давления рынков капитала. У Совета директоров корпораций было очень мало возможностей для контроля, так как согласно правилам в Совет директоров входили только свои компании – инсайдеры.

6. Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок.

Японское правительство принимало участие в организации и финансировании совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Расходы на НИОКР распределялись между несколькими участниками, чтобы избежать напрасных затрат и дублирования работ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

1.Гулягин А.Ю. Государственное управление: понятие и основные элементы // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. - № 7. - С. 10-13.

 

2.Джигкаева Ф.З. Средства и методы государственного регулирования предпринимательства // Общество и право. 2015. № 2. С. 109-113.

 

3.Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы// Менеджмент в России и за рубежом №4. 2014.С.5

 

4.Казаков А.П., Минаева К. Экономика. Курс лекций. Упражнения. - М: Изд-во ЦИПКК АП, 2016. - 392 с.

 

5.Комаров К.Б. Государственное управление: средства в экономике: Дис.... к.ю.н. Екатеринбург, 2015. - 111с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: