1. своеобразие правовой природы РФ
Впервые федеративный характер государства был закреплен в декларации прав трудящихся и эксплотируемого народа и в декларации прав народов России принятых в 1917г. Создание федерации было вынужденным.
Государство стремительно распадалось и чтобы сохранить государственность партия большевиков решила предоставить больше самостоятельности народам России для этого избрали федеративное государственной власти.
В названных документах провозглашалась:
1. признание право нации на самоопределение вплоть до отделения и создание самостоятельных государств
2. не допустимость национальных или религиозных привилегий и ограничений
3. обеспечение свободного развития национальных меньшинств
4. создание добровольного союза свободных нации как федерации советских нациаональных республик.
1 конституция РФСР закрепила образование государства на основе определений нации
На тот момент в состав России входили 8 автономных республик 11 автономных областей и 2 трудовые коммуны.
Своеобразие:
v федерация сначала была провозглашена и затем стала формироваться
v федерация была образована на основе автономии не имеющей суверенитета. Никакого договора об образовании не подписывалось
v РФ сочетает национальных признак образования субъектов федерации с админисративно-территориальным
v До 1992г. федерация включала территории субъектов Федерации и общефедеральные территории. Лишь в 1992г. края и области были признаны субъектами Федерации
Нациаонально-государственное устройство России приводит к парадоксу. В ряде субъектов федерации титульная нация составляет меньшинство.
2. территория и государственная граница РФ
Как известно территория это обаятельный признак любого государства. В конституции России сказано, что ее территория включает территории субъектов федерации внутренние воды территориальное море и воздушное пространство над ними.
В законодательстве России есть ещё одно определении территорий государства. Закон о государственной границе относить к территории России сушу, воды, недра и воздушное пространство.
Конституция впервые предоставила субъектам федерации право регулировать собственную территорию. Ряд субъектов подчеркивает в своем законодательстве, что территория является неотъемлемой частью России.
В 90-е годы прошлого века ряд субъектов федерации злоупотребляли своим правом. Например: Якутия предусматривала в Конституции запрет на размещение на своей территории оружие массового поражения. Ныне подобного нарушения в законодательстве нет.
Состав территории России входит территориальное море. Оно составляет 12 морских миль от кромки суши. Это протяженность определяется международным правом.
Воздушное пространство считается территорией России до высоты в 100 км. Над уровнем моря. Это норма носит традиционный характер, т. е. не имеет закрепления в законодательстве.
К территории России относятся посольства, консульства России за ее пределами, воздушные и морские суда космические аппараты, под флагом РФ. Это явление получило название Экстерриториальности.
Государственная граница
Гос. граница это линия и вертикальная поверхность определяющие пределы и территорию России. Закон определил принцы, которыми руководствуется Россия при проведении государственной границы:
1. обеспечение безопасности России
2. взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами
3. взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государства
4. мирное разрешение пограничных вопросов.
Вдоль гос. границы устанавливается пограничная зона шириной до 5 км. В ней вводиться особый порядок въезда, передвижения, хозяйственной, промысловой деятельности, проведения массовых мероприятий, а также регистрация судов средств передвижения по льду и т. д. Эти ограничения считаются оправданными, так как обеспечивают защиту гос. границы.
Суверенные права России на континентальный шельф и исключительную экономическую зону (ст. 67 Конституции).
В Росси действует закон «О континентальном шельфе РФ», основанный на международной конвенции 1958г. Однако континентальный шельф может быть более протяженном, если располагается на континентальной плите. В этом случае он заканчивается на месте ее разлома. На континентальном шельфе только Россия вправе вести разработку минеральных и живых ресурсов, осуществлять буровые работы сооружать искусственные острова, прокладывать трубопроводы и кабели.
Исключительная экономическая зона также регламентирована законом России на основе норм международного права (закон 1998г.). Она составляет 200 морских миль за пределами территориального моря. В этой зоне Россия может вести промысловую деятельность.
Ни континентальный шельф, ни экономическая зона не является пределами РФ. Значит не может быть никаких ограничений на международной судоходство и воздушными полетами России.
3. общая характеристика федеративного договора 1992г.
Во 2 разделе Конституции сказано, что в случае не соответствия положения федеративного договора Конституции России действуют положения конституции. Значит федеративный договор не утратил юридическую силу после принятия конституции.
Единого федеративного договора не существует. 31.03.1992г. было подписано 3 текста федеративного договора:
1. с республиками
2. с краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург
3. с автономной области и автономными округами.
Этот документ посвящен разграничению ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации.
Считается заслугой федеративного договора, то, что он не допустил распада РФ, решив вопрос о распределении компетенции. Однако, федеративный договор юридически оформил неравенство субъектов федерации, чем стимулировал сепаратизм. Неравенство заключалось в следующем:
1. республики именовались суверенными государственные субъекты федерации такой характера не получили. Однако, Татарстан, Чеченская и Ингушские республики отказались подписывать федеративный договор.
2. Договоры различным образом решали вопрос о собственности на землю, недра иные природные богатства.
Для республик они объявлялись собственностью народов проживающих на данной территории в иных субъектах федерации население такого права не получила.
3. введение ЧП допускалась с согласия их органов власти, а в иных субъектах федерации с уведомления органов власти субъектов Федерации.
Недостатки федеративного договора были столь очевидны что вместе с ним был подписан протокол федеративному договору. Протокол предусматривал возможность введения ЧП только с согласия органов власти субъектов федерации. Иные недостатки не исправил. Протокол позволял субъектам федерации принимать законы по вопросам совместного с Россией ведения если отсутствует федеральные законы.
4. правовой статус Субъектов РФ
В ст. 5 конституции утверждается, что во взаимоотношениях в федеральными органами власти субъекты федерации между собой равноправны.
Это значит, что любой субъект федерации вступает в отношения с федеральными органами непосредственно. Это важно для автономных округов входящих в состав края или области.
По конституции статус республик закрепляется конституцией России и конституции республики.
Стастус иных субъектов федерации (края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения) закрепляется в Конституции России и в уставе этого субъекта федерации.
Кроме того, по предложению автономии может быть принять федеральный закон об автономной области и округе.
Конституции республик могут иметь наименование вызванное историческими традициями. Например: в Калмыкии конституция называется степное уложение.
По правовой силе конституции республик и уставы одинаковы. Такое решение в 1996г. принял конституционный суд России.
Уставы зачастую даже именуются основными правовыми актами субъектами РФ.
Право принимать уставы субъекты федерации впервые получили в 1992г. с принятием закона. О краевом, областном совете народном совете депутатов и краевой, областной администрации.
В тот период уставы регистрировались в верховном совете РСФСР. Сейчас регистрации нет.
Однако конституция требует чтобы уставы и конституции республик соответствовали основам конституционного строя, и закону об общих принципах организации представительным и исполнительных органах власти субъектов федерации. В октябре 1999г было принято.
Устав Кемеровской области
Был принят в 1997г. последним во всей России.
Устав полностью соответствует законодательству России. Он повторяет практически все нормы федерального законодательства о федеративном устройстве.
Территория области является неотъемлемой частью территории России. Границы области не могут быть изменены без учета мнения населения области.
Устав дает право области имеет собственный Греб, гимн и флаг. Область имеет право осуществлять международные внешнеэкономические связи в соответствии с международными договорами России и ее законодательством.
У области есть право заключать договоры с другими субъектами федерации в соответствии в законодательством России.
Конституция России в ст.66 предусматривает возможность заключения договоров между органов власти каря или области, и органами власти автономных округов, которые входят в этот край или область.
Есть возможность прямого вхождения автономного округа в состав России. Для этого требует принятие федерального закона. Такой закон в 1992г. был принят в отношении чукотского автономного округа.
Изменить статус субъекта федерации можно по взаимному согласию в РФ в соответствии федеральным конституционным законом.
5. принятие в РФ нового субъекта и образование нового субъекта в РФ
в настоящее время в России 85 субъектов федерации (22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города федерального значения).
Ещё 2001г. был принять ФКЗ регулирующий принятие в состав России новых субъектов и образования новых субъектов на основе существующих. Оба процесса должны носить добровольный характер.
При этом должны соблюдаться государственные интересы России, права и свободы человека, учитываются хозяйственные культурные исторические факторы.
Быть принятыми в состав России могут иностранные государства или часть иностранного государства.
Инициатива принятия в состав России может исходить только от иностранного государства.
Если в состав России принимают государство в целом оно получает статус республики, если иное не установлено в договоре.
С иностранным государством заключается международный договор. Президент направляет его в конституционный суд. Если конституционный суд сочтет договор соответствующий конституции президент вносит договор в ГД на ратификацию.
При этом президент вносить проект ФКЗ о принятии в Россию нового субъекта.
Образование нового субъекта федерации возможно на основе граничащих субъектов федерации.
Инициатива должна исходить от исполнительных и законодательных органов субъектов федерации. Они совместно обращаются к президенту. После этого в каждом субъекте федерации желающим объединиться проводиться референдум.
Если хотя в одном субъекте федерации референдум дать отрицательный результат его повторное проведение не ранее чем через год, при чем опять во всех заинтересованных субъектах федерации.
Если референдумы дали положительные результаты президент вносит в ГД проект ФКЗ об образовании нового субъекта федерации.
6. закрытие административно-территориальные образования
П равовой статус такого рода муниципальных образований, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), регулируется Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». Данный Закон регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих на территории ЗАТО, и их права.
Закрытое административно-территориальные образование - территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства РФ. ЗАТО по всем вопросам их деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и Законами РФ «О местном самоуправлении в РФ» и «О закрытом административно-территориальном образовании», находятся в подчинении краев и областей согласно Перечню ЗАТО.
ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим вопросам:
1) установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ 8 отношении указанного ЗАТО;
обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
ЗАТО является административно-территориальной единицей. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав, В ведение районов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие к границам ЗАТО, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.
Лекция 16.09.15г.