Тема 19 Органы государственной субъектов РФ




1. Становление современной системы органов государственной власти субъектов Федерации

В конституции России сказано, что система органов власти устанавливается субъектами федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации (ст.77).

Эти принципы закреплены в одноименном законе от 06.10.1999г.

Современная система формировалась субъектов Федерации постепенно в советском государстве юридического закрепления разделения властей не было господствовал принцип полновластия советов.

Органы ИВ являлись органами соответствующих советов а не органами субъекта федерации.

Первый шаг в признания принципа разделения властей. Был сделан в марте 1992г. принятием закона при краевом областном совете народных депутатов и краевой областном администрации.

Данный закон закреплял доминирующее положение законодательного органа субъекта федерации:

1 назначение на ключевые должности в администрации, производилось с согласия законодательного органа.

2 законы субъекта федерации подписывал председатель законодательного органа. Губернатор мог лишь опротестовать законы, но его протест отклонялся повторным голосованием большинством равным 50% от числа депутатов

Существенный изменения в системе органов власти субъектов федерации произошли в октябре 1993г.

Был принят указ о реформе представительных органов власти и ОМС в РФ. Этим указом все исполнительно–распорядительные полномочия законодательных органов субъектов федерации передавались администрации субъекта федерации.

Если законодательный орган самораспустился или не может функционировать из-за отсутствия кворума его деятельность прекращается, а функции передаются администрации.

В октябре 1993г. президентским указом было утверждено положение об основных началах организации и деятельности органов гос. власти краев, областей и городов федерального значения.

В каждом субъекта федерации, кроме республик, следовало создать представительный орган с числом депутатов не более 50. Название органа и количество депутатов работающих на профессиональной основе субъект федерации определял сам.

Правовые акты принятые законодательным органом передавались на подпись губернатору. Он мог отклонить приятый правовой акт, такое вето преодолевалось 2/3 голосов.

Правовые акты касающихся налогов, финансовых обязательств, предусматривающие расходы бюджета законодательные орган мог принять только по представлению губернатора или при наличии его положительного заключения.

Это ставило законодательную деятельность в полному зависимость от исполнительной власти.

Администрация края и области формировалась губернатором самостоятельно без участия законодательного органа.

Современная система органов власти субъекта федерации функционирует на принципах, закрепленных в законе 1999г:

1. государственная и территориальная целость России

2. распространение суверенитета России на всю ее территорию

3. единство системы государственной власти

4. принцип разделения властей.

5. самостоятельность органов власти субъектов федерации в осуществлении своей компетенции.

2. Законодательные органы власти субъектов РФ

Названный закон определил примерную численность депутатов в законодательном органе субъекта федерации. Она зависит от количества избирателей в субъекте федерации. Например: в субъекте федерации с числом избирателей свыше 2 млн. Количество депутатов должно быть не менее 45, но не более 110.

Срок полномочии законодательного органа не может превышать 5 лет. Не менее 25% депутатов должно избираться по пропорциональной избирательной системе.

К полномочиям законодательного органа:

- принятие конституции или устава субъекта федерации

- заслушивание ежегодного отчета губернатора о его деятельности

- утверждение бюджета субъекта федерации

- установление порядка муниципальных выборов, выборов губернатора и выборов законодательного органа субъекта федерации

- утверждение программ социально-экономического развития представленных губернатором

- установление налогов и сборов в соответствии с федеральных законодательством

- утверждение и расторжение договором субъекта федерации

- установление административно-территориального устройства субъектов федерации

- установление системы органов исполнительной власти и т. д.

Закон предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа:

1) Самороспуск

2) Вступление в силу решение суда субъекта федерации о неправомочности данного состава депутатов

3) Прекращение полномочий указа президента России

4) Роспуск губернатором субъекта федерации (если после избрания законодательные орган 3 месяца не собрался на заседание или в течении 3 месяцев подряд не проводил заседаний, а также законодательный орган распускается губернатором если принял противоправный акт это установлено судом, но судебное решение не исполняется)

Статус депутат регламентируется в федеральном или региональном законодательстве. В кемеровской области действует закон о статусе депутата принятый 1994г.

Примечательно, что каждый субъект федерации может регламентировать отзыв депутата. Такой закон действует в кемеровской области.

Основаниями отзывами являются:

1 невыполнение депутатских полномочий

2 нарушение законодательства

3 совершение действий порочащих званий депутата

Инициировать отзыв могут политические общественные объединения и граждане. Для этого нужно собрать от 400 до 469 подписей.

Голосование по отзыву осуществляется на общих принципах избирательного права.

Отзыв требует, чтобы в голосовании приняло участие не менее 26% избирателей, иначе голосование считается не состоявшемся.

Депутат, избранный в одномандатном округе считается отозванным если за отзыв проголосуют более половины от числа принявших участие в голосовании. Но это число не может быть меньше числа голосов полученных депутатом на выборах.

Депутат, избранный по партийному списку считается отозванным если более половины проголосовавших за отзыв. Но это число не может быть меньше числа голосов полученных списком кандидатов на выборах.

3. Высшее должностное лицо (губернатор) субъекта федерации

С 2010г. руководители субъектов федерации не могут именоваться президентами. Их названием субъект федерации определяет самостоятельно с учетом исторических, национальных и иных традиции. В краях и областях в городах федерального значения утвердилось название губернатор.

Губернатор является высшим должностным лицом субъекта федерации руководителям высшего исполнительного органа власти.

С 2012г. губернаторы вновь избираются, а не наделяются полномочиями.

Стать губернатором может гражданин России не моложе 30 лет обладающий пассивным избирающим правом и соответствующий всем требованиям избирательного законодательства.

Закон предусматривает что избрание возможно на срок не более 5 лет и не более 2 сроков подряд.

Кандидатов на выборах вправе выдвигать политические партий. Субъект федерации может предусмотреть самовыдвижение. В Кузбассе оно предусмотрено поправкой 2014г.

Президент по своей инициативе может провести консультации с партиями и с кандидатами самовыдвиженцами.

Гражданин отрешенный от должности губернатора президентом не может 2 года балатироваться в губернаторы в любом субъекте федерации.

Гражданин ушедший в отставку с должности губернатора не может балатироваться на выборах по замещению образовавшиеся вакансии.

Есть одно исключение. Если гражданин был губернатором не менее года то с разрешение президента он может уйти в отставку и принять участие в назначенных выборах.

Для регистрации кандидатуры губернатора требуется собрать подписи от 5 до 10% депутатов муниципальных органов и глав местного самоуправления.

При чем, из них на долю депутатов района и городских округов должно приходиться от 5 до 10%. При этом должны быть охвачены ¾ городов и районов. Подписи оформляются нотариально. От собора подписей освобождаются партий представленные в ГД.

Для самовыдвиженца есть ещё одно условие он должен собрать в поддержку своей кандидатуры от 0.5 – 2% подписей избирателей.

Прямые выборы губернатора могут вообще не проводиться.

Уставом субъекта федерации может предусматривается избрание губернатора законодательным органом.

Партии представленные в ГД или в законодательном органе этого субъекта федерации предлагают президенту не более 3 кандидатур. Президент представляет законодательному органу субъекта федерации 3 кандидатуру для избрания.

Полномочия губернатора

Губернатор:

1. Представляет субъект федерации в отношениях с федеральными органами и ОСМ

2. Подписывает от имени субъекта федерации договоры и соглашения

3. Подписывает и обнародует законы субъекта федерации

4. Представляет ежегодны отчеты о своей деятельности законодательному органу субъекту федерации

5. Разрабатывает проект бюджета и социально-экономическим программ субъекта федерации

Закон предусматривает основания досрочного прекращения полномочий губернатора:

- смерть

- отрешение от должности президентом

- добровольная отставка

- Признание судом недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим

- утрата гражданства России

Субъект федерации может предусмотреть отзыв губернатора избирателями.

Закон называет 2 основания:

1 нарушение губернатором законодательства (факт установлен судом)

2 ненадлежащие грубо однократное неисполнение обязанностей установленное судом.

Обратиться в суд субъекта федерации может политическая партия, иная общественная организация и группа граждан не менее 100 человек.

Отзыв не допускается в первый года полномочий губернатора.

Для инициирования отзыва нужно собрать25% подписей всех избирателей субъекта федерации.

Отозванным губернатор будет только тогда если за отзыв проголосует более половины избирателей включенных в списки избирателей.

Закон принять его основания обращении граждан, трудовых коллективов. Цель закона признание заслуг Тулеева перед Кемеровской областью.

По закону губернатору вручается особые орден. Губернатору устанавливается ежемесячная выплата в размере 50 тыс. руб. не облагаемая налогами и ежегодно индексируемая.

По окончании полномочий Тулееву для осуществления общественной деятельности представляется помещение в задании администрации оборудованная необходимой техникой и помощник.

4. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ

В соответствии с законом органы власти субъектов федерации несут ответственность за нарушении конституции и законов за принятие нормативных актов грубо нарушающих права и свободы, содержащих угрозу территориальной целостности России, единству экономического пространства и т.д.

Ответственность губернатора перед законодательным органом. Законодательный орган выражает недоверие губернатору если:

1 губернатор принял противоправный акт, это установлено судом, но губернатор в течении месяца не исполняет судебное решение.

2 если губернатор принял акт, который повлек массовое нарушение прав и свобод и это установлено судом.

3 губернатор не надлежащим образом исполняет свои обязанности.

Решение законодательного органа направляется президенту и может быть основанием для отрешения губернатора от должности.

Ответственность губернатора перед президентом.

Президент может вынести губернатору предупреждение в случаях:

- если губернатор примет противоправный акт и это будет установлено судом, а губернатор в течении 2 месяцев или в иной срок установленный судом не исполнит судебное решение

- если губернатор в течении 2 месяцев после того как президент приостановил действие его акта не исправить нарушение или не обратиться в суд

- если в течении месяца после предупреждения губернатор не исправить нарушений президент отрешает его от должности

- президент вправе отрешить губернатора от должности в случаи неисполнения губернатором решения Конституционного суда в течении месяца

- президент может отрешить губернатора от должности в связи с утратой доверия и за ненадлежащие исполнения обязанностей

- закон допускает утрату доверия, если в отношении губернатора есть факты коррупции или конфликт интересов

- президент может временно отстранить губернатора если ему предъявлено обвинения в совершении преступления

Губернатор имеет право обжаловать указ президента о приостановлении полномочии об отрешение от должности в верховный суд в течении 10 дней. Суд рассматривает жалобу в 10-дневный срок.

Ответственность законодательного органа субъекта федерации перед президентом

Если законодательный орган примет противоправный акт это будет установлено судом, а законодательный орган в течении 6 месяцев не исполнить судебное решение и это повлечет нарушение прав и свобод, создаст препятствия для осуществления полномочии гос. органами президент выносить законодательному органу предупреждение.

Если в течении 3 месяцев после предупреждения в законодательный орган не исправить нарушение президент распускает его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: