Учение Гроция о праве и государстве.




Характеристика времени: 30тилетняя война в зап.европе. закончилась тем, что было создано 355 гос-в на территории бывшей священной империй. Основная работа будет откликом на проблему войны. В Нидерландах- буржуазная революция, которая освободила страну от испанских феодалов. Расцвет культуры и науки. Теологическое мышление вытесняется естественно-научным. Социальные науки подражают точным, взяв на вооружение их методологию.

Гуго Гроций: 1583 – 1648. Голландский полит и правовой мыслитель.. В 11 лет стал студентом права Орлеанского университета. Стал доктором. В 18 лект стал историографом республики соединенных провинций. Стал участвовать в религ.распрях, осужден, бежит во Францию, проживет 11 лет там, покровит-во Людовика 13. Затем перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при французском дворе (1634 г.). «Гроций – чудо Голландии».

Работы: «О праве войны и мира»; «О свободном море».

Логическое основание учения: рационализм; полит и правовые идеи философов античности; Священное писание(теоцентризм).

Политическое учение:

Теория договорного происхождения гос-ва:

Стремится выработать теорию гос-ва ссылаясь на чел разум и опыт, а не положения христианского вероучения.

Определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке зало­жены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Уточ­няет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе по­добными».

Гос-во производно от дет-ности индивидов. «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про­тив насилия, откуда берет свое происхождение граждан­ская власть».

Понятие гос-ва: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Сознательное объединение индивидов.

Суверенитет гос-ва: верхованя власть гос-ва- власть «действия которой не подчине­ны иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».

Гроций различает общего носителя суверенитета — госу­дарство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц.

Идеальной формы правления- нет. Никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей.

Право народа на низложение и наказание носителей суверенитета гос-ва: отсутствует! Т.к. гос-во созданно общественным договором, до момен­та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству, должен соблюдаться принцип- pacta sunt servanda. Лишь в искл случаях можно:

- когда государь становится явно враждебным всему народу

- государь уже отрёкся от престола

- государь утратил свою власть, полученную при каком-либо условии

- при вручении государю власти он сам дал согласие, что в известных случаях можно оказывать сопротивление.

Правовое учение:

Понятие права- «правила нравственных поступков», которые являются для индиви­дов обязательными: «Во всяком случае, необходима обя­занность, ибо... например, правила чести, не имеющие обя­зательной силы, не заслуживают названия закона или права».

Классификация права:

I. Естественное право- источник не природа, а разум, это «предписание здравого разума». Оно неизменно, как неизменна природа разумных индивидов и не м.б. изменено даже Богом(как не может сдеать чтобы 2*2 не равнялось 4, так нельзя зло по внутр смыслу обратить в добро).Ех:

1. Воздержись от присвоения чужого имущества.

2. Верни незаконно удерживаемую вещь

3. Возмести выгоду, полученную от использования чужой вещи

4. Преступление дБ наказано.

5. Договоры должны соблюдаться.

II. Позитивное право-волеустановленное. Источники- воля человечская(соотв праву человеческому) и воля божественная(соотв праву Божественному).

Виды: - гражданское

- международное

-всеобщее(преданное человеческому роду)

- право преподанное одному народу(ех: иудеям)

Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает защи­ту в силу права естественного

Концепция междунар права:

Основоположник МП. Международные отношения нужно регулировать правом. Источники- обычаи и договоры. Соглашения между гос-вами обуславливают обязат силу междунар права.

Выступал против захватнических войн и за необходимость подчи­няться правовым ограничениям, если война уже началась: «Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а имен­но: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным по­водам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человечес­ких, законов, как если бы в силу общего закона разнуздан­ное неистовство вступило на путь всевозможных злодея­ний».

Критика Гроция: слабое звено правового учения заключается в том, что в основе учения о ест праве лежит аксиома о человеке, индивиде, кот свойственно спокойное, рассудительное общение. А если человек это эгоист, то какими будут нормы ест.права? - противоположными (не возвращать удерживаемую вещь, не возмещать выгоду тд). Природу человека однообразным образом выявить нельзя. Основоположник МП. Начало естественноправовой школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: