Вертикальная логика 1 – Определение целей и результатов деятельности




Цели вытекают из применяемой технологии постановки Общей Цели и Цели Проекта с использованием метода причинно-следственной связи. Они помещаются в первый столбец МПП, разрабатываясь следующим образом:

· Начинайте с «верха» Матрицы и разрабатывайте ее «вниз»;

· Определите Общую цель и Цель Проекта;

· Если необходимо, пересмотрите формулировку в иерархии целей и сделайте их более точными.

Цель описывает ожидаемое воздействие или выгоды как точно определенное будущее состояние, в терминах совершенного вида, типа «Завершено», «Улучшено», «Осуществлено» и пр. Цель Проекта способствует достижению Общей Цели и вносит в это свой вклад.

Результаты Проекта выражаются как итоги, которые организация намеревается достичь. Они отражают уровень прогресса по достижению Цели Проекта, а также должны быть необходимыми и востребованными, адекватными и достаточными для реализации всего Проекта.

Входные ресурсы должны соответствовать Продуктам Проекта и быть выражены достаточно четко, имея при этом ввиду, что

· Должны быть указаны только важные виды деятельности (без излишней детализации), особенно тех, что связаны с Результатами Проекта;

· В отличие от результатов Проекта, они выражаются в настоящем времени.

Входные ресурсы и Результаты Проекта описываются последовательно, друг за другом, они связаны нумерацией. Нумерация может быть использована для визуализации очередности и связанности видов деятельности или приоритетов.

Описательный суммарный итог Проекта выявляет взаимоотношения типа «средства-результаты» в структуре Проекта (логика «если – тогда»).

 

Горизонтальная логика – «Увязка» каждого результата с индикаторами и источниками верификации.

На каждом уровне, будь то «Общая Цель – Индикаторы», «Цель-Индикаторы», «Результаты-Индикаторы» проводится процедура разработки Индикаторов, при которой качественное «содержание» и количественная «начинка» каждого индикатора должно содержать необходимые и достаточные условия для адекватного измерения и последующей оценки результата.

Разработка Горизонтальной логики должна «ответить» на вопрос:

· как можно подтвердить, что выполнялись и достигались цели, задачи, данные виды работы,

· как можно подтвердить, что результаты достигнуты, и почему можно сказать, что достигнут прогресс в выполнении поставленных задач.

Часто индикаторы описываются как показатели, поддающиеся объективной проверке. Это предполагает, что любой человек может ознакомиться с индикаторами и, на их основе, придет к тому же заключению об успехе или провале Проекта или какой-либо части Проекта. В примере с обучением, индикатором может быть количество подготовленных участников, которые будут получать доход, компетенции, которых они достигли, количество рабочих групп в процессе обучения, количество и «качество» разработанных ими материалов, количество Case Studies и пр.

Пример:

Результат Индикатор
Персонал отдела снабжения - нанят 2 Нанятых сотрудника отдела I категории и 2 сотрудника II категории 4 Заполненных теста-упражнения «360°» по отбору персонала 4 Резюме и сопроводительных письма
Группа туристов накормлены сытным завтраком 3 Порции бекона с салом 3 Чашки кофе
Обучающий тренинг по налогам - проведен 20 Обученных участников с умением/компетенцией рассчитывать косвенные налоги 5 Рабочих групп 5 Разработанных группами материалов 20 Комплектов раздаточных материалов 20 Комплектов тренингового модуля

Иногда индикаторы должны показывать качественные перемены и основываться на частных суждениях. Вероятно, при разработке проекта лучше иметь оба типа индикаторов.

Необходимо также объяснить в логической структуре, каким образом надо проводить наблюдения. Недостаточно только сказать, что тренинг будет запланирован. Необходимо также объяснить, каким образом будут оцениваться навыки, кто это будет делать и когда.

Индикаторы

Индикаторы описывают наблюдаемые изменения или события, которые связаны с проектной интервенцией. Они свидетельствуют о том, что нечто имело место быть - будь это произведенный результат, немедленный эффект или наблюдаемое изменение в долгосрочном периоде.

Они не представляют явного доказательства, но достоверно свидетельствуют о том, что заявленное событие или процесс имели место на самом деле (или происходят в настоящий момент). Вполне возможно найти индикаторы, которые напрямую связаны со сделанным заявлением. Чтобы достигнуть этой цели, они должны быть:

· Конкретными - индикаторы должны быть конкретно связаны с теми областями, где от Проекта ожидаются какие-либо изменения, при этом, избегая тех измерений, которые в большей степени являются объектом для внешнего влияния. Например, если Проект нацелен на усиление членства в общине, индикаторы достижения могут включать уровень участия членов в общих собраниях.

· Точно выраженными - индикаторы должны быть так ясно описаны, чтобы их измерение и интерпретация не допускали двойного толкования. Например, если повышение уровня доступности социальных услуг принимается как индикатор, всем должно быть понятно, что подразумевается под словом "доступность". Увеличение рабочих часов в офисе может реально и не повысить уровень доступности, если офис по-прежнему расположен в городе далеко от большинства потенциальных потребителей. Индикаторы могут включать субъективные суждения о достигнутом прогрессе (и люди могут иметь разное восприятие), но источник, на основании которого выносится то или иное сужение, должен быть абсолютно понятен.

· Надежными - должны существовать обоснованные доказательства того, что изменения в отобранных индикаторах обусловлены, напрямую или косвенно, вмешательством Проекта.

· Последовательными – для того, чтобы определить долговременное изменение, важно, чтобы одни и те же индикаторы измерялись на протяжении длительного периода. Однако по мере изменения приоритетов и задач проекта или при наличии особых непредвиденных воздействий следует пересмотреть индикаторы. Вполне возможно, что некоторые из них могут быть заменены на наиболее соответствующие в данной ситуации.

· Легко собираемые - должна существовать реальная возможность сбора информации по отобранным индикаторам в приемлемые сроки и по умеренным ценам.

Индикаторы должны охватывать деятельность Проекта на трех уровнях:

· Результативность Проекта: Общая Цель, Цель и Результаты Проекта,

· Процессов Проекта: Операции/Работы и Технология,

· Ресурсы (человеческие, материальные, финансовые).

При проведении мониторинга и оценки социального развития нужны количественные и качественные Индикаторы. Обе формы Индикаторов вносят вклад в описание ситуации, но если первый концентрируется на количественном описании – количество проведенных собраний, число участников, присутствовавших на собраниях, и т.д., то второй - концентрируется на качестве результатов и самого процесса – какие люди выступали на собрании и что они говорили, что изменилось у людей в результате собрания и пр.

Очень важно описать, кто будет определять Индикаторы и когда надо будет их отбирать? Хотя и существует растущая осведомленность с «языком» Индикаторов, тем не менее, существует преобладание Индикаторов, которые описывают материальные результаты, связанные с проектным документом, задуманные при составлении проекта. Тем не менее, при раскладке Проекта по социальному развитию, результаты не всегда могут быть предсказаны заранее.

Имеются три особых фактора, которые необходимо учесть при подборе индикаторов, показывающих изменение ситуации:

· По мере продвижения от ресурсов, вложенных в проект, к продукту деятельности, результатам и воздействию, влияние внешних факторов вне пределов Проекта становится все более ощутимым. В связи с этим становится все труднее испытывать уверенность в том, что изменения в индикаторе обязательно произошли благодаря Проекту.

· Разные заинтересованные лица могут по-разному понимать воздействие Проекта. Например, если сотрудники организуют посещения демонстрационных ферм фермерами, можно предположить, что самым важным результатом будет усвоение фермерами новых технических приемов. Однако сами фермеры могут считать, что ценным результатом является создание сети местных фермеров, которое произошло благодаря посещениям и встречам. Временами воздействие Проекта может оказаться противоречивым с точки зрения разных заинтересованных лиц: то, что является благом для одних, может вызвать отрицательные последствия для других.

· Воздействие может потребовать больше времени, чем предполагалось, для того, чтобы оно стало ощутимым и видимым, тем самым, затрудняя использование индикаторов для того, чтобы охватить эти перемены.

Принимая во внимание вышеуказанные аспекты, очень важно, чтобы процесс отбора Индикаторов проходил на основе участия. Основные заинтересованные лица, особенно целевые бенефициары, должны внести свой вклад в отбор индикаторов, потому что именно они лучше всего представляют себе, какие перемены они надеются увидеть в результате реализации Проекта. Более того, этот процесс должен быть гибким и иметь возможность пересматривать Индикаторы в свете опыта Проекта.

Очень важный вопрос возникает в связи с количеством Индикаторов, которые будут необходимым Проекту для измерения эффекта и воздействия деятельности проекта. Важно, чтобы численность Индикаторов, входящих в установленный перечень, была ограничена. Многие организации обнаружили, что сотрудники Проекта часто выбирают большое количество Индикаторов для того, чтобы решать вопросы мониторинга и оценки, совершенно упуская из виду те усилия, какие необходимо предпринять для их управления.

При составлении перечня индикаторов необходимо принять во внимание объем ресурсов, необходимых для сбора требуемой информации.

Лучше оценить эффект и воздействие при помощи небольшого числа релевантных и управляемых Индикаторов, которые предполагают понимание происходящих изменений, чем перегружать и усложнять работу с неуправляемыми и амбициозными Индикаторами.

В любом Проекте число используемых Индикаторов должно уменьшаться по мере продвижения проекта от продукта его деятельности к последствиям и воздействию. Если проект имеет хорошо разработанную структуру, и если индикаторы продукта его деятельности являются и конкретными и релевантными (и т.д.), они должны составить основу для получения одного или двух более широких Индикаторов Цели, а затем - общего Индикатора воздействия.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Пример:

Общая Цель:

Дети Района после окончания школ подготовлены к реализации собственных устремлений в окружающей социально-экономической среде.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ИНДИКАТОР СРЕДСТВА ВЕРИФИКАЦИИ
Дети Района получают 10-летнее качественное школьное образование 95% детей школьного возраста охвачено сельскими школами Района   База данных Проекта Данные Районного Отдела Образования
Продолжительность нахождения детей во время учебы увеличено до 100%   База данных Проекта Книги учета школ Книги учета НПО
Доля ранее отчисленных и восстановленных детей достигает 90% База данных Проекта Книги учета школ
РЕЗУЛЬТАТЫПРОЕКТА ИНДИКАТОР СРЕДСТВА ВЕРИФИКАЦИИ
· Установлен гендерный баланс в начальных и средних классах школ · Дети с ограниченными возможностями – находятся в общеобразовательных или специализированных школах · Доля девочек в школах находится в пределах средне-странового уровня · 50% детей старше 12 лет, не охваченных школой, обучаются на внеклассных занятиях · 0 % отчисленных учащихся с ограниченными возможностями Книги учета школ Книги учета НПО Данные наблюдений Проекта  
· Инфраструктура государственных школ улучшена · Каждый класс имеет оборудованную мебелью классную комнату · Каждая школа имеет оборудованный спортзал · Каждая школа оборудована 10 внутренними питьевыми источниками · 10 Школ оборудовано кухнями/столовыми · Все школы оборудованы внутренними туалетами Данные наблюдений Проекта Книги учета оборудования школ Книги учета НПО  
· Улучшено качество обучения в школах · В каждой школе Учителями разработаны силлабусы (по стандарту) · Учащиеся демонстрируют «положительные» оценки при проведении экзаменов/контрольных работ · Более 2/3 Учащихся удовлетворительно применяют знания на практике · Более 50% Учащихся положительно отзываются о полученных знаниях Книга учета школ Данные наблюдений Проекта Классные журналы Данные наблюдений Проекта   Данные наблюдений Проекта Данные практических занятий, Case study   Ежеквартальная встреча школьников, родителей и руководства школ Анкетирование школьников

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: