Политико - правовая мысль Древней Греции.




Предмет и методология истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений в юридической науке.

Иппу входит в блок истории -теоретических наук, а есть ещё отраслевые и прикладные науки. Прежде всего ИППУ связана с ИГП. ИГП дает возможность увидеть особенности политико-правовых доктрин так как последние возникают и развиваются в органической связи с государственно правовыми институтами соответствующей эпохи соответствующей страны.

ТГП тоже очень значима и близкая по духу область юр-ой науки. Некоторые вообще говорят, что ИППУ - это ТГП в ретроспективе. Современная ТГП базируется на данных ИППУ для более полного и всестороннего анализа многих государственно правовых проблем.

Существует очень важная, но весьма своеобразная связь ИППУ с отраслевыми юридическими науками. ИППУ в своем содержании отражает решения тех отраслевых проблем, решение к/ых на определенном этапе имело или имеет общетеоретическое значение. Пр.: за или против смертной казни сейчас, а раньше эта проблема связана с естественной теорией права.

Предмет ИППУ – есть 2 подхода: 1) это более широко – взгляды на государство и право в истории. Но этот подход неполный. 2)!!! более конкретный и качественный подход - те государственно правовые идеи и теории, к/ые носят целостный характер, отражают политико правовую практику и являются в этой связи благодаря определенной методологической основе теоретически оформлены в доктрину. => т.е. политико правовые доктрины и составляют предмет ИППУ.

Политико правовая доктрина как некое целостное системное представление о гос-ве и праве включает в себя 3 компонента:

ü Программные положения – это оценка мыслителем существующего гос-ва и права, их институтов и определение целей и задач их развития. Значение: Программные положения показывают связь теории с практикой; определяют содержание политико правовой доктрины, благодаря чему придают ей социально значимый характер.

ü Методологическая основа политико правовой доктрины – это совокупность тех методологических средств, способов, приемов, к/ми пользовался мыслитель. В истории политико правовой мысли методологическая основа политико правовых доктрин развивалась от методологического монополизма к методологическому плюрализму, что являлось отражением эпохи.

ü Теоретическое содержание – это центральный компонент, в нем и находит место постановка проблем, сюда включаются понятия и выводы, к к/ым приходит мыслитель.

Политико правовые доктрины в истории политико правовой мысли скадывались в 2х основных противоположных направлениях:

I. Суперэтатизсткое (от этатизм) – это преувеличение роли государства, характеризуется идеей политического отчуждения, гос-во выше общества и человека, «гос-во не правит, а гос-во господствует»(Гегель)

II. Гуманистическое – идея ценности человеческой личности. «Цель гос-ва это защита прав человека и другой цели у гос-ва нет» (Кант)

Появились эти направления одновременно и долгое время господствовала первая идея, но потом преобладать стала вторая идея.

 

14.09.2011

Методология ИППУ включает в себя весь комплекс общенаучных методов, основных принципов. Характерна востребованность3 методов, к/ые в др науках редко встречаются: хронологический метод – встречается ещё в ИГП; страноведческий метод – используется также во всех исторических науках, этот метод позволяет увидеть значение объективных факторов реальной страны для развития политико-правовой мысли + мы можем посмотреть сходства и различия между конкретными странами; портретный метод – присущ только для ИППУ – он выражается в значимости для содержания политико- правовой доктрины личности её автора, этот метод нужно использовать на ряду с другими и не стоит эго превозносить.

 

Политическая мысль древнего мира.

Политико - правовая мысль Древней Греции.

1. Общая характеристика политико-правовой мысли Др. Греции.

2. Политическое учение Платона.

3. Политическое учение Аристотеля.

Общая характеристика.

Начало политико - правовой мысли. На данном этапе политико-пр-ая мысль играет методологическую роль для последующих этапов развития общества.

Характерные черты:

ü

Общее для всего древнего мира
Методологический монополизм, доминирующие основы развития.

ü Политико-пр-ая мысль складывалась одновременно со становлением государства. У мыслителей не было возможности говорить, что, например, раньше было лучше, поэтому политико-правовая мысль была сориентирована на будущее.

ü В содержании политико-пр-ых доктрин не различают понятия гос-ва и общества, используя термин гос-во в широком смысле, распространяя на весь политико-правовой строй.

ü Греция – это родина политико-правовой мысли.

 

Хар-ые черты греческого мировоззрения:

v Убеждение, что политика это проявление соц-ой культуры, это общественно полезное творчество, цель которого достижение общего блага. Категория общего блага явл-ся центральной в политико-правовой мысли Др. Геции. Общее благо в представлении древних греков базировалось на решении вечных вопросов, как сочетать идеальный мир с реальным государственным строем => общее благо работало на гармонизацию этого и приближению этих понятий. Космос- это образ гармоничного строя, к/ый следует достичь на земле, основой этого порядка является закон – логос.

v Во многом зависит от специфики греческой государственности (полис). А полис это по сути гос-во – семья, отсюда и общее благо.

v В большинстве своем мыслители Древней Греции разрабатывают модель космополиса – идеального гос-го порядка.

v Гуманизм. В центре политико-правовой мысли стоит человек.

v Обожествление реальной среды и очеловечивание божественной.

v Античные мыслители положили основы философии права. У них довольно серьезные размышления на соотношение права и закона

v Свобода – одна из центральных категорий, ценностей.

v Особенностью античных мыслителей явл-ся то, что они строят свои работы в форме диалога.

 

Есть несколько подходов к периодизации, но мы остановимся на одном:

3 периода:

1. Ранний. (9-6 вв до н.э.)

2. Средний (5-первая половина 4 вв до н.э.)

3. Классический (вторая половина 4 в- 2 в до н.э.)

Платон.

(427-347гг) основатель академии. И благодаря своей академии он вырастил квалифицированные кадры, к/ые потом развивали его мысли. Центральной категорией в учении платона явл-ся идея - это сущность тел, вещей и явлений, соответственно идеи и населяют космос- мир идей. По егомнению именно сущности явл-ся истиной. Вывод: мир идей представляет собой вечный и неизменный проект изменчивого мира людей. Мир идей включает в себя образ гос-ва. Платон ставит задачу выявления сущности космо-полиса – идеального государства. По его мнению наиболее значимы 2 диалога (работы), диалог «Гос-во» и диалог «Закон» - вот тут у него 2 политических строя, лучший по его мнению тот, к/ыйв «гос-ве», а тот, что в «законе» более приближен к негативным чертам реальности.

«Гос-во»: выявление тождества м/у сущностью человека и сущностью гос-ва. По его мнению сущность ч/ка проявляется в 3х основных началах: разумное начало (разум присущ только человеку), яростное начало (не злость тут) и вожделеющее (это не алчность, это идеал, к/ый живет в человеке и он всегда вожделеет материальные и духовные благ, к/ый явл-ся для ч/ка необходимыми). Во многом тождественны начала человека началам гос-ва: совещательные начала, защитные начала и деловые начала (гос-во как и человек нуждается в определенном уровне благ). => идеальный общественный строй должен иметь сословный хар-р. И должно быть 3 обязательно хотя бы 3 сословия, каждое из которых реализует одно из сущностных начал (сословие правителей – составляют философы и их помощники, они реализуют совещательное начало, сословие воинов – защитные начала, сословие земледельцев и ремесленников – те кто производит материальное благо, осуществляют деловое начало. Также он провозглашает принцип иерархии сословий. Правители – высшее сословие, в силу его функции, правитель тут не принадлежит сам себе, далее идут воины и самое низшее положение у земледельцев и ремесленников. С целью объяснения сословного деления он прибегает к истории и говорит, что это обусловлено исторически сложившимся разделением труда (это имеет больше филосовско-политическое значение в первую очередь.

03.10.2011.

В связи с тем, что он проводит аналогию плотную человека и гос-ва, Платона можно рассматривать как одного из представителей органической теории развития и возникновения гос-ва.

Идеальное государство предполагает также особые внутрисословные отношения, он выделяет принципы внутрисословных взаимоотношениях: жизнь и быт внутри сословия организованы на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.

Общность – гос-во Платона свободно от частной собственности, её нет. Он говорит, что для любого общества причиняет вред и чрезмерное богатство и чрезмерная бедность. В реальной жизни в гос-ве есть 2 враждующих гос-ва- богачей и бедняков. И это препятствует нормальной жизни. Он за умеренное потребление и аскетичное существование. Он видит разрушительное начало в борьбе за собственность – политический аспект. Это принцип общности деятельности и этот принцип общности приводит Платона к отрицанию отдельной семьи, есть только общая семья-сословие. Проблемой воспроизводства решает гос-во, определяет порядок половых связей, гос-во же решает вопрос воспитания- одно из средств сохранения стабильности гос-ва. Гос-ое воспитание направлено на воспитание в духе существующего строя. Платон допускает переход из одного сословия в другое, но только в случае, если это улучшит сословие, это должно решить гос-во.

Равенство – внутри сословия все равны. Мужчина и женщина равны. Но позднее Платон отказывается, что высшим правителем может быть женщина, ученики его вообще этому значения не придавали. Также Платон признавал принцип равенства прав и обязанностей.

Платон характеризует высших правителей философами, лучшими людьми, по его мнению эти люди превосходят остальных тем, что правители обладают истинным знанием - им открывается космос (основным принципом обладания в идеальном гос-ве Платона является принцип интеллектуального аристократизма), превосходят всех остальных в нравственных качеств (но и у нравственности тут политическое значение – правители нравственны по отношению к власти, они не стремятся к власти, не гос-во сущ-ет для правителей, а правители существуют ради гос-ва. При этом те, кто говорит, что знает космос, то это либо мошенник или тиран), истинные философы превосходят остальных в физическом аспекте.

Одной из причин формирования гос-ва явл-ся природно-географическое положение. Если Платон всё таки лишь обозначил влияние природно-географического фактора, то продолжение более пристальное можно найти у Аристотеля, а наиболее плотно этот вопрос разрабатывали представители западно-европейского возрождения (15-16 века).

Тот интеллектуальный аристократизм отражается во взгляде Платона и на законы. З/ны в гос-ве у Платона прежде всего сориентированы на подражание некому правовому идеалу. В законе отражается разум не существующих отношений, он есть идея порядка в мире идей. И эта идея приходит в реальную жизнь через правителя. Т.е. Платон делает правителя полностью свободным от закона. Правитель выше закона. Платон провозглашает первичность разума перед законом не с политической, а с философской позиции. Истинный философ как воплощение разума не может быть тираном. Закон и законность это основа идеального государства, это выполняет стабилизирующую функцию. Закон - основной и единственный регулятор отношений (чем меньше свободы- тем больше порядка, принцип тотальной связанности людей законами). Это требование четко и безусловно следовать закону прежде всего адресует правителям и воинам. Т. к они в первую очередь служат на общее благо, а земледельцы и ремесленники осуществляя работу на общее благо, работают и для себя лично.

Государство Платона является изолированным, гражданам нельзя общаться с представителями другого государства. Потому что следует отказаться от всех новшеств. Только люди старше 40 лет не способны к восприятию новшеств и только они могут побывать в др гос-ах.

Правосудие стоит на страже политического идеала. Всякое гос-во перестает быть гос-ом, если суды не устроены там должным образом. В идеальном гос-ве деят-ть суда д б основаны на принципах гласности, открытости, активность суда в исследовании обстоятельств дела, предполагается право защиты (д.б. защита). Сам Платон считает, что сколы принципов не использовалось, сколько бы усилий не прилагалась идеальный общественный строй не будет вечным, всё равно рано или поздно придет деградации.

=>Платон приходит к проблеме смены государственного строя. Недостаток –то что хотя идея прогрессивная, а решение консервативное. Консерватизм в том, что смена возможна только в определенном порядке, смена строя представляется как процесс деградации. И смена эта происходит в рамках замкнутого цикла, т. е. дойдя до низшей ступени снова получает возможность развиваться.

5.10.2011.

Основная причина смены политических форм – в природе человека, распространение неких худших качеств, происходит смена ценностей, приоритетов. Алчность и корысть приводят к появлению частной собственности, а это приводит к желанию обладать й. И на смену аристократии приходит тимократия (от слова война), война за наживу. Платон отмечает свое отношение к войне, он противник войны, война – это один из источников частных и общественных бед.

Следующим этапом падения политической формы выступает олигархия, тут собственность уже скапливается у отдельных лиц. Олигархия – это власть богатых, она держится на2х принципах – это сила и страх. Богатые, обладая материальной силой и боясь потерять её, свою силу укрепляют военными различными силами. Но в конце сила их гибнет под силой угнетенных бедных.

Далее идет более худшая форма – демократия. Это власть бедных, всё богатство поделили и все стали бедными. При демократии нарушается равенство!!!(в платоновском смысле) Начинает господствовать ложное мнение толпы (кто громче крикнет). Основной недостаток демократии – то, что она может перейти только в тиранию! Чрезмерная свобода переходит в чрезмерное угнетение. А тирания это наихудшая форма политического устройства. Тут худший окруженный толпой негодяев.

Аристотель

Книга «Политика», там он обозначил все основные, актуальные на то время вопросы. Есть ещё трактат «Полития».

В отличии от Платона Аристотель видит в политической жизни некие закономерности, внутреннюю логику и собственный смысл.

У Аристотеля выделяется 2 вида справедливости:

ü Уравнивающая справедливость, критерием выступает простое арифметическое равенство. Например, это проявляется в отношении материальных благ, но не в части их распределения, а там где они выступают объектом, т.е. в области частно-правовых отношений. Также это он относит на сферу уголовного наказания. Аристотель таким образом обосновывает принцип соразмерности преступления и наказания, а также принцип равенства перед законом и судом.

ü Распределяющая справедливость предполагала как равное, так и не равное распределение блага. Прежде всего такая справедливость проявляется во властной/политической сфере. Т.О. у него принцип аристократизма, как и у Платона.

Государство и право центральные темы доктрины Аристотеля, но в отличие от Платона он более пристально уделяет внимание происхождению гос-ва. И разрабатывает новую теорию – основы патриархальной концепции. Гос-во – это продукт естественного развития человечества. Есть идея догосударственном периоде развития. Природа человека – основная причина появления гос-ва. Тут явное проявление гуманистического начала, т.е. высока роль человека в появлении гос-ва. У людей есть природная потребность к общине. А то рождает самый ценный институт общества – семья. А когда вырастают семьи, то появляется новая форма коллективного общения, возникают города, селения. И вот на фоне всего этого взаимодействия появляется гос-во.

Итак, с одной стороны, гос-во появилось благодаря человеку, но с другой стороны, государство ДЛЯ человека, т.к. ч/к по природе существо политическое, и сам того не понимая ч/к на самом то деле общаясь с другими стремится свою политическую природу реализовать. А природа политическая заключается в стремлении управлять. Гос-во высшая форма общения, потому что в гос-ве получает возможность раскрыться политическая природа человека. Гос-во – это форма общения свободных и равных людей. (Но равенство тут распределяющее)

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

Индивид должен обладать комплексом индивидуальных прав. С одной стороны есть природные права ч/ка (от которых Платон отказывался), а Аристотель считает что необходимо хотя бы 2 права: право индивидуальной семьи (но детей должно воспитывать гос-во, как и у Платона) – это залог политической стабильности; право частной собственности хотя Аристотель тоже против всякой наживы, но человек по природе собственности. Кроме того частная собственность это основа любви человека к самому себе. Аристотель считал, что просто необходимо разделить элементы собственности (владение, пользование, распоряжение), так владение должно быть частным, а пользование и распоряжение должно быть общим.

Нет лекции

17.10.2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: