Теория кластеризации региона.




А. Н. Петров в основу своей классификации стратегических альянсов закладывает саму цель их формирования[39]: «…образование альянсов происходит в ответ на два основных побуждения: «оборонительный» - инстинкт выживания и «наступательный» - порыв с целью достижения конкурентоспособного преимущества».

Так же в процессе классификации стратегических альянсов можно использовать конкурентную модель М. Портера, согласно которой различается три основных типа стратегических альянсов, основывающихся на следующем:

· близости и понимании;

· конкурентоспособном преимуществе;

· смешанных мотивах.

Процесс формирования стратегических альянсов начинается с поиска и подбора потенциального партнера (партнеров) с которыми данное предприятие могло бы успешно сотрудничать. Роберт Уоллес указывает на возможную ошибку при поиске потенциального союзника[40]: «В качестве партнеров люди склонны рассматривать только тех, кто не является их непосредственными конкурентами». Подобное высказывание весьма справедливо. Существует множество вариантов успешного кооперирования альянсов горизонтального типа, одной из таких форм можно назвать создание совместных предприятий.

Совместное предприятие – это союз двух (или более) независимых организаций, заключенный с единственной целью – решить конкретную задачу, которая недостижима для каждой компании по отдельности». Уоллес приводит классификацию совместных предприятий, в зависимости от типа их связи выделяя три типа: предприятия со слабой связью, умеренной и тесной.

В соответствии с его классификацией, предприятия со слабой связью могут создаваться для быстрого проникновения на рынок, либо с целью получения крупных контрактов. При этом обе стороны «…могут в течение короткого времени работать сообща только над одним проектом и сохранять при этом полную деловую независимость во всех остальных своих операциях». Данная форма наиболее подходит для «пробного» союзничества, так как позволяет «безболезненно» выйти из него, при этом, не потеряв практически ничего. Более тесную связь имеет следующая форма совместных предприятий – с умеренной связью. Она предполагает некоторое наличие доверия у участников подобного кооперирования. Предприятиям с тесной связью характерна интеграция инфраструктуры, ресурсов, процессов и обслуживания. Выйти из подобного рода союзничества довольно проблематично. Создавая такие совместные предприятия, все же следует заранее разработать стратегию выхода из него, учитывая тот факт, что «чем теснее связь, тем сложнее выйти из альянса» [41].

При поиске потенциального партнера, предприятию так же следует обратить особое внимание не только на свои возможные выгоды, но и заинтересовать союзника, предложить ему именно такие перспективы совместной работы, которые могли бы его склонить к выбору и вступить в стратегический альянс именно с данным предприятием. Существует ряд основных мотивов для вступления в стратегический альянс, к которым можно отнести[42]:

· возможности получения технологии и (или) производственных способностей;

· получение доступа к определенным рынкам;

· сокращение финансового риска;

· сокращение политического риска;

· обеспечение конкурентоспособного паритета.

Стратегические альянсы дают возможность входящим в него предприятиям весьма существенно увеличить свои конкурентные преимущества, а, следовательно, и увеличивается конкурентоспособность региона и национальной экономики в целом. Зарубежный исследователь М. Портер исследовал конкурентные возможности свыше ста отраслей в десяти странах и пришел к следующему выводу относительно их территориальной дислокации: «… наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, порой даже в одном регионе страны» [43].

Объяснение этому может быть следующее – успех на международном рынке, достигнутый указанными транснациональными компаниями отразился на их ближайшем окружении. Парадоксально, но благоприятное воздействие сказалось не только на совокупности поставщиков и потребителей данных компаний (что вполне очевидно), но и конкурентов. В свою очередь положительное развитие окружения транснациональных компаний дает им очередной толчок к повышению их конкурентоспособности.

Подобное взаимовыгодное содействие целой цепочки предприятий и организаций образуют целостную структуру, которую М. Портер называет кластером и дает ей следующее определение: «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [44].

На сегодняшний день накопилось множество разнообразных определений понятия «кластер». Т.В. Цихан в своей статье «Кластерная теория экономического развития» выделяет три основных определения кластеров[45]:

регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик-производитель-сбытовик-клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный комплекс»).

К данным определениям можно так же добавить еще одно, рассматривающее кластер с точки зрения системного подхода. «Кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью» [46].

Что касается возможной структуры кластера, то ее можно представить следующим образом – рисунок 3:

Рисунок 3 - Возможная структура кластера [47]

 

В зависимости от специфики отрасли, к которой будет относиться конкретный кластер, его структура будет несколько различаться и иметь свои характерные черты, а так же на структуру кластера оказывает влияние и степень его развитости. В этом случае, чем более развитым оказывается кластер, тем более сложную и специализированную структуру имеют его составляющие, в большей степени это отражается на связях поставщиков и потребителей.

Определяющую роль в процессе развития кластерных структур играет их собственная конкурентоспособность. Что касается конкурентоспособности, то на ее формирование, как было уже отмечено ранее, оказывает существенное влияние окружение, по сути, и составляющее кластерную структуру. В.М. Николаев в своей статье «Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности» подтверждает значение окружения и более детально конкретизирует его: «Важнейшим фактором конкурентоспособности кластеров является высокий уровень развития системы связанных институтов и отраслей, а для формирования национальной инновационной системы и притока квалифицированных кадров – государственная политика» [48].

 

Рассмотрим более подробно структуры, взаимодействующие с кластером, они представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Структуры, взаимодействующие с кластером [49]

 

Указанные структуры во многом предопределяют успех дальнейшего развития кластера, кроме того каждая компонента кластерной структуры формирует его важнейшие свойства. По сравнению с отраслевой производственной структурой, кластерная имеет целый ряд преимуществ, и с точки зрения повышения национальной конкурентоспособности представляет собой более совершенную форму производства.

Рассмотрим классификацию кластерных структур, которую приводит в своей статье Т.В. Цихан и считает ее основной характеристикой кластеров, на которой могут быть построены кластерные стратегии[50]:

· географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);

· горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мега кластеров в экономике Нидерландов);

· вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;

· латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);

· технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);

· фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – предприятия, НИИ или учебного заведения;

· качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.

В рамках данного пункта рассмотрены принципиальные особенности формирования стратегических альянсов и совместных предприятий, представлены наиболее значимые их понятия, дана их разносторонняя классификация. Так же в данном пункте рассмотрено понятие кластера, приведена структурная схема возможного его образования и группы структур, взаимодействующих с ним.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: