Системы субсидирования инвестиционной деятельности в регионах РФ




 

Регион Компенсация затрат на уплату налогов Возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры Возмещение части затрат на уплату кредитных платежей Возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей Возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения
Владимирская область + + +
Воронежская область + + + +
г. Санкт-Петербург +
Калужская область +
Ленинградская область
Липецкая область
Московская область +
Нижегородская область +
Орловская область +
Республика Татарстан + +
Рязанская область + +
Ивановская область - - + - -
Тверская область + +
Томская область + + +

Источник: составлено по данным официальных сайтов органов государственной власти регионов: Сайт Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (https://mineconom.ryazangov.ru/direction/invest/gospodderjka/), сайт Министерства экономики республики Татарстан (https://mert.tatarstan.ru/rus/info.php?id=432521), инвестиционный портал Орловской области (https://invest-orel.ru/), инвестиционный портал Московской области (https://invest.mymosreg.ru/support/discount/), сайт Департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации Владимирской области (https://dvs.avo.ru/)–

Примечание: плюсами отмечены регионы, в которых оказывается поддержка инвестиционной деятельности.

 

Касаясь бюджетной поддержки, то на данный период времени такая поддержка частного бизнеса в реализации общественно-значимых проектов возможна за счет средств федерального, областного бюджета и Инвестиционного фонда РФ. Так же в некоторых регионах создаются региональные инвестиционные фонды. Ранее невозможность создания таких фондов была связана с тем, что в законодательстве не было закреплено финансирование таких фондов на уровне регионов. Сейчас такое законодательное поле появилось, и с 01.01.2014 в регионе Владимирской области такой Инвестиционный фонд создан [118].

Однако, в модели взаимоотношений Инвестиционного фонда РФ государство является инвестором в необходимую бизнесу для реализации проекта инфраструктуру из расчета окупаемости осуществляемых бюджетных затрат за счет будущих доходов бюджета в виде налоговых и других отчислений от реализации частных проектов. В этом случае не возникает рычага, так как никто из участников проектов не управляет взаимными рисками и, в случае положительного решения государства и негативного изменения экономической конъюнктуры, разнесенных во времени событий, такая дорога пойдет в никуда, государственные средства будут израсходованы неэффективно.

Кроме того бюджетная поддержка инвестиционных проектов может осуществляться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), адресных инвестиционных программ (АИП), областных целевых программ (ОЦП) и государственных программ. Например, во Владимирской области на 2014 г. в рамках областной (АИП) предполагается расходование средств на развитие инфраструктуры в размере 4 619 226,2 тыс. руб., что составляет 10,1% от бюджета Владимирской области, запланированного на 2014 г. в размере 45 594 672,8 тыс. руб. Для планирования расходов бюджета используется программно-целевой метод. Бюджет Владимирской области в настоящий момент запланирован рамках 31 государственной программы. Доля программных расходов в общем объеме бюджетных средств на 2014 г. 93,6% (42 667 399,9 тыс. руб.). Из них на развитие инфраструктуры направлены мероприятия следующих программ:

-Государственная программа Владимирской области «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014–2018 годы»[119];

-Государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»[120] ];

-Государственная программа Владимирской области «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014–2025 годы»[121];

-Государственная программа Владимирской области «Развитие инфраструктуры воздушного транспорта во Владимирской области в 2014–2016 годах»[122].

На обеспечение модернизации коммунальной инфраструктуры запланировано 99 798, 3 тыс. руб., в рамках средств АИП составляет 2,2%, что весьма незначительно ввиду высокого износа этих объектов. Более всего средств запланировано в рамках Государственной программы Владимирской области «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014–2025 годы» 2 136 380, 0 тыс. руб.

Ввиду того, что в процессе разработки и согласования ФЦП и АИП инициаторы в основном руководствуются нормами Бюджетного кодекса РФ, остается мало проработанным экономическое обоснование объемов бюджетных инвестиций. Кроме того, при разработке указанных программ органы государственной власти рассчитывают на то, что, профинансировав тот или иной объект, частный инвестор вложит более половины от общего объема финансирования проектов. Однако непонятны условия, на которых основаны экономические ожидания органов государственной власти. А при таких подходах частные партнеры не торопятся вкладывать свои средства в инфраструктурные проекты.

Поэтому необходимо решение таких задач как совершенствование законодательной базы партнерства, необходима дополнительная законодательная доработка правовых актов, регламентирующих порядок разработки и согласования ФЦП и АИП (например, включение в схему ФЦП или АИП заключения инвестиционного договора, четко регламентирующего права и обязанности государства и частного инвестора), смягчение рисков проектов ГЧП. Высокие риски (они связаны, прежде всего, с тем, что по бюджетному законодательству ФЦП формально не несут за собой обязательств государства действительно выделять предусмотренные программами ассигнования, и кроме того, в любой момент ФЦП могут быть изменены), длительных сроков окупаемости, недостаточной компетентности органов власти.

Итак, анализ основных мер поддержки для привлечения частных инвестиций позволяет сделать вывод о том, что в регионах чаще всего используются такие инструменты поддержки, как налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу на имущество, инвестиционный налоговый кредит), субсидирование инвестиционной деятельности (на возмещение части затрат на уплату кредитных платежей, на компенсацию затрат на уплату налогов в части налоговых платежей, поступающих в региональный бюджет), бюджетное софинансирование в рамках федеральных целевых программ, адресных инвестиционных программ, государственных программ в субъектах РФ, а так же за счет средств Инвестиционного фонда РФ и региональных инвестиционных фондов. Однако недостаточно часто используются такие меры как установление льгот по транспортному и земельному налогу, предоставление гарантий, субсидии, направленные на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, субсидии на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Перечисленные факторы создают общие благоприятные условия для осуществления инвестиционного процесса. Однако специфика концессионных соглашений требует наличия дополнительных параметров, которые будут рассмотрены далее.

Кроме финансовых условий для привлечения частного бизнеса в региональную инфраструктуру, особую роль играют порядок предоставления земли и величина арендной платы за землю.

Практика показывает, что порядок предоставления земли не является прозрачным в ряде субъектов Федерации. Основные проблемы, с которыми сталкиваются частные инвесторы в реализации инфраструктурных проектов, это подготовка территорий, предоставление земельных участков и переустройство коммуникаций. Стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными Ульяновская, Калужская, Свердловская, Липецкая, Кировская и Нижегородская области, Республика Татарстан. Возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Московской, Ярославской, Брянской и Пензенской областях и др.

В отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:

- Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчета величины арендной платы в зависимости от категории земель[123];

- Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов;

- Москва, где практикуется освобождение от аренды на этапе строительства объектов социальной инфраструктуры.

Также в отдельных субъектах основой для привлечения частных инвестиций к участию в проектах с использованием государственно-частного партнерства является создание единого координирующего и регулирующего органа в данной сфере и устойчивой правовой среды, что является гарантией стабильных условий работы частного партнера в регионе. Примеры таких институтов можно отметить в Волгоградской области (Совет по развитию государственно-частного партнерства, состоящий из представителей администрации Волгоградской области, Волгоградской областной думы и представителей институтов развития государственно-частного партнерства)[124]. В Калужской области на базе государственного автономного учреждения Калужской области «Агентство регионального развития Калужской области» создан центр развития государственно-частного партнерства, задачами которого являются:

поиск и структурирование проектов;

подготовка конкурсной документации и юридическое сопровождение проектов;

проведение конкурсов;

сопровождение реализации проектов.

Приоритетными объектами для применения механизмов государственно-частного партнерства, преимущественно концессионных соглашений, являются:

автомобильные дороги;

объекты здравоохранения;

объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, и другие объекты социально-культурного назначения;

объекты коммунальной инфраструктуры.

Поэтому для повышения эффективности реализации инфраструктурных проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства существует необходимость создания в регионах России специальной структуры, отвечающей за сопровождение и развитие инфраструктурных проектов, заключаемых на основе концессионных механизмов и других механизмов государственно-частного партнерства.

Также особую роль в качестве благоприятных условий для привлечения частного бизнеса в реализации инфраструктурных проектов на основе концессионных механизмов играют преференции, которые устанавливаются федеральным законодательством для отдельных сфер деятельности. Такие механизмы предусмотрены в Федеральных законах «О концессионных соглашениях» и «О платных автомобильных дорогах». В частности, устанавливаются некоторые дополнительные гарантии для инвесторов, участвующих в финансировании проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации платных автодорог, и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры.

Например, в 2012 г. ОАО «Владимирские коммунальные системы» («дочка» ОАО РКС) и администрация Владимира заключили концессионное соглашение в области коммунальной инфраструктуры. Соглашение, вступившее в силу 01.06.2012, предусматривает вложение в объекты теплового хозяйства более 8,7 млрд. руб. из различных источников за период до 2035 г. Аналогичное концессионное соглашение сроком до 2035 г. и объемом вложений свыше 4,75 млрд. руб. подписано в отношении электросетевого комплекса между администрацией города и ОАО «Владимирская областная электросетевая компания (20% плюс –1 акция принадлежат ОАО «Владимирские коммунальные системы»). ОАО «Владимирские коммунальные системы» работает в городе с 2003 г. на условиях аренды объектов коммунальной инфраструктуры. Компания успешно реализовала ряд крупных инвестиционных проектов, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Суммарный объем вложений, осуществленных компанией в реконструкцию и обновление фондов, превысил 550 млн. руб. Основной формой такого сотрудничества с 2003 года была аренда. В 2012 г. после внесения поправок в концессионное законодательство у участников государственно-частных партнерств появилась возможность трансформации арендных договоров в концессионные соглашения, без проведения конкурсных процедур.

Отмена внесения концессионной платы, если концессионер выполняет работы и услуги по регулируемым тарифам и возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурсных процедур, если объекты концессионного соглашения находились в аренде добросовестного арендатора до 01.01.2010 послужили своего рода условиями для использования частными инвесторами концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре. Таким образом, преференции, установленные федеральным законодательством, и эффективная работа органов государственной власти субъекта РФ позволили на период более 20 лет обеспечить приток частных инвестиции в коммунальную инфраструктуру.

Поэтому, говоря о привлечении инвестиций на основе концессионных соглашений и других механизмов государственно-частного партнерства в развитии инфраструктурных проектов региона, можно сформулировать следующие рекомендации в части создания соответствующих условий.

В дальнейшей перспективе необходимо предусмотреть:

- расширение региональной линейки налоговых льготза счет введения льгот по транспортному налогу, а также проработке возможности введения льгот по земельному налогу (совместно с органами местного самоуправления);

- использование инвестиционного налогового кредита для реализации стратегических инфраструктурных проектов, в том числе реализуемых на основе концессионных соглашений;

- актуализацию применения механизма гарантий возврата вложенных частным инвестором средств в инфраструктурные проекты;

- субсидии, направленные на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;

- субсидии на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Дополнительные условия:

1) обеспечение юридической чистоты объектов, по которым заключается концессионное соглашение;

2) освобождение от концессионной платы в части платежей, зачисляемых в областной или муниципальный бюджет для реализации приоритетных инфраструктурных проектов;

3) освобождение от концессионной платы при реализации приоритетных или стратегических инфраструктурных проектов, использующих модель «строительство, передача в собственность государству/муниципалитету, эксплуатация» на этапе строительства объекта концессионного соглашения;

4) включение в схему ФЦП или АИП заключения инвестиционного договора, четко регламентирующего права и обязанности государственного и частного партнера;

5) создание в субъектах РФ института, на который возлагаются функции координации и регулирования отношений при реализации инфраструктурных проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений и других соглашений о государственно-частном партнерстве;

6) использование преференций, установленных в рамках федерального законодательства (дополнительные гарантии при реализации проектов транспортной инфраструктуры, освобождение от концессионной платы при реализации проектов по регулируемым тарифам и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: