Тема 10. Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.




1. В чем заключается особенность теории «чистого права» Ганса Кельзена по сравнению с классическим позитивизмом?

2. Каковы предпосылки эволюции либеральной идеологии от классической концепции к социальному либерализму?

3. Раскройте понятия «свобода», «социальная справедливость», «функции частной собственности» применительно к концепции социального либерализма.

4. Какое влияние оказали масонское, феминистское, природоохранное движения на утверждение идеологии социального либерализма?

5. Почему экономическая теория ХХ в. стала важнейшим фактором, способствующим развитию социально-политической идеологии либерализма?

6. Охарактеризуйте специфику теории государства в институционалистских концепциях.

7. Расскажите о современных либеральных идеологических концепциях.

8. Какова природа либертарной идеологии?

9. Определите специфику теории государства и властных отношений в неоконсервативной идеологии.

10. На какой доктринальной основе происходил синтез либеральной и консервативной идеологии в условиях ускоренной модернизации?

11. Сравните известные вам этатистские концепции государственной власти.

12. В чем заключаются концепции негритюда и коншиенсизма?

13. Какова историческая природа фашизма? Сравните политическую идеологию фашизма и национал-социализма

14. Сравните трактовку понятий «демократия», «социализм», «революция» взгляды на развитие государства и права в концепциях социал-реформистов, австромарксистов и большевиков.

15. Какие принципы и постулаты стали основополагающими для формирования концепции демократического социализма в послевоенный период?

16. Выявите общее и особенное в идеологической платформе «новых социальных движений» во второй половине ХХ в.

17. Что дает основание утверждать, что политическая идеология, в ее классическом понимании, завершала свою историю к концу ХХ века? Какие факты и тенденции современной жизни противоречат этому тезису?

 

Тест для самоконтроля по курсу:

1. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является:

1. различные теоретические концепции мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов о политических и правовых явлениях;

2. история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий;

3. специфика политико-правовых учений как особой формы реальной действительности и своеобразных объектов научного исследования;

4. теоретические предпосылки развития современного политико-правового знания, совершенствование теоретических разработок проблем государства и права.

2. Основным методом истории политических и правовых учений выступает:

1. материалистическая диалектика;

2. критика консервативных и реакционных концепций;

3. сравнительный анализ различных историко-правовых концепций;

4. контент-анализ исторических и правовых источников.

3. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:

1. релятивизма;

2. гностицизма;

3. рационализма;

4. историзма.

Согласно, какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?

1. древнекитайскому;

2. древнеегипетскому;

3. древнегреческому;

4. древнеримскому.

В какой древней стране боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб?

1. Египет;

2. Вавилон;

3. Индия;

4. все ответы верны.

6. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня:

1. Ламайя;

2. Ма-ат;

3. Сидора;

4. Исида.

В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?

1. «Поучение Птахотепа»;

2. «Книга мертвых»;

3. Поучение гераклеопольского царя своему сыну»;

4. все ответы верны.

8. По древнешумерской мифологии, а также в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог:

1. Шамаш;

2. Заратустра;

3. Хаммурапи;

4. Ипусер.

9. В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем:

1. Дария;

2. Аримана;

3. Заратустры (Зороастры);

4. Данатара;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: