Урок 26. Тема «Понятие и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль»




Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

1.Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);

2) негосударственный контроль: а) внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.

По времени проведения налогового контроля различают: ^предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;

2) текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;

3) последующий (периодический) контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.

В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;

2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:

* налоговые проверки;

* получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

* проверка данных учета и отчетности;

* осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

* другие формы, предусмотренные НК РФ.

Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: 1) по месту нахождения организации1, месту нахождения ее обособленных подразделений; 2) месту жительства физического лица; 3) по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику (организации или физическому лицу) недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

1 Налоговый кодекс различает понятия «место нахождения организации» и «место осуществления организацией своей деятельности». Первое понятие связано с учетом налогоплательщиков, второе — с выявлением момента возникновения обязательств по уплате местных налогов.

Постановка на учет организации по месту нахождения или индивидуального предпринимателя по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или соответственно реестре индивидуальных предпринимателей в установленном Правительством РФ порядке.

Министерство финансов РФ определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Обязанности по сообщению в налоговые органы сведений, связанных с учетом налогоплательщиков, возлагаются на органы юстиции; советы адвокатских палат субъектов РФ; органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, актов гражданского состояния физических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, транспортных средств; органы опеки и попечительства; на иные органы (ст. 85 Н К РФ).

Свои обязательства перед налоговыми органами в соответствии со ст. 86 НК РФ имеют и банки. Они должны: открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; выдавать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение пяти дней после мотивированного запроса.

Налоговые органы Российской Федерации — Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения. ФНС — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Эта служба является правопреемником Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов государства в процедурах банкротства. В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ.

ФНС и ее территориальные подразделения наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения. Основной задачей, возложенной на налоговые органы, является контроль:

* за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

* правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;

* за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

* за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах своей компетенции.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Система налоговых органов выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования — средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня:

1) федеральный уровень — ФНС;

2) региональный уровень — управления ФНС России по субъектам РФ и межрегиональные инспекции ФНС;

3)местный уровень— инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные инспекции ФНС России.

Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Права налоговых органов. Согласно ст. 31 НК РФ, налоговые органы правомочны:

* требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным формам, служащие основанием для налогового производства;

* проводить налоговые проверки в установленном порядке;

* производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения в оговоренных НК РФ случаях;

* вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы обязанных лиц для дачи пояснений в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;

» приостанавливать операции по счетам обязанных лиц в банках и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном НК РФ;

* обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

* требовать от обязанных лиц устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований;

* взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам и т. д.

Права налоговых органов также отражены в Положениях о ФНС и о территориальных органах ФНС. Общими для федерального, регионального и местного уровней управления налоговой службы являются следующие правомочия:

* запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

» давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

» привлекать для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

* применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Наряду с вышеизложенным ФНС наделена дополнительными правами:

* организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

» осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФНС и подведомственных организаций;

» создавать совещательные и экспертные органы в установленной сфере деятельности;

* разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ, а именно:

* соблюдать налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением;

* вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу;

* бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

* осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов;

» соблюдать налоговую тайну;

«направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Обязанности налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц. Должностные лица налоговых органов, согласно ст. 33 НК РФ, обязаны:

» действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

* реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

* корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Ответственность налоговых органов и их должностных лиц. В соответствии с российским законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета (ст. 35 НК РФ).

Таможенные органы — единая система таможенных органов России, в которую входят: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Деятельность таможенных органов регламентируется Таможенным кодексом РФ (ТК РФ), принятым Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ таможенные органы взимают соответствующие их компетенции налоги, сборы, пошлины; контролируют правильность исчисления, своевременность их уплаты; принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены (п. 1 ст. 318 ТК РФ):

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов выступает декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно.

Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27-33 ТК РФ.

Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в налоговой сфере определены ст. 33 и 34 НК РФ: * таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, а также иными федеральными законами;

» должностные лица таможенных органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется ст. 35 НК РФ. Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплателыцикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

В настоящее время в структуре МВД РФ действует особое подразделение — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП), которую возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ. Она образована на основании Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с передачей ей полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Данная служба не относится к налоговым органам, а является правоохранительным органом со специальными полномочиями в налоговой сфере. Порядок и условия участия ФСЭНП в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 НК РФ, Приказом МВД РФ от 13.08.2003 г. № 634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ», иными нормативными правовыми актами.

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ. Свои полномочия ФСЭНП обеспечивает непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, Министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.

Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств.

Основными задачами ФСЭНП являются:

1) предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности;

3) координация и организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по экономическим и налоговым преступлениям;

4) обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

5) выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Органы внутренних дел в лице Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям полномочны (п. 1 ст. 36 НК РФ) по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В Налоговом кодексе закреплен принцип разграничения компетенции. Так, органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 ст. 36 НК РФ).

В своей деятельности ФСЭНП наделена широкими полномочиями, в частности:

* проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению ФСЭНП, а также обеспечения собственной безопасности;

* пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

* приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

* беспрепятственно входить в любые помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

» проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Ответственность ФСЭНП и их должностных лиц регулируется ст. 37 НК РФ и по существу ничем не отличается от ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

Министерство финансов Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, которому подчиняется ФНС. Его основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности его доходной части. Деятельность этого министерства регламентируется постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Департамент налоговой политики, входящий в состав Министерства финансов России, выполняет следующие функции в налоговой сфере:

* анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России;

* участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

* оценка эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства;

* разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства;

* подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ;

* обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета;

«принятие нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах;

* участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения;

» участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения;

* методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.

На основании положений ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, порядок их заполнения. Письменные разъяснения по вопросам применения регионального законодательства и местных нормативно-правовых актов дают соответственно органы субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Казначейство. В составе Министерства финансов, действует единая централизованная система органов Федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя Главное управление федерального казначейства Минфина РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам.и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Главная задача Федерального казначейства в налоговой сфере — перераспределение сумм поступивших налогов по уровням бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: