Адвокатура России после 1991 года




 

15 мая 2002 года принимается Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Государство для защиты своих граждан создает правоохранительные органы, но, поскольку сотрудникам данных органов предоставляются широкие полномочия для выполнения поставленных перед ними задач - необходимо наличие своего рода «противовеса» в этой системе, чтобы сдерживать процесс охраны правопорядка в рамках закона. Потому, отношения между государством и адвокатурой должны строиться на принципе равноправия.

Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г.

Порядок осуществления адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми актами, в том числе:

- совместным приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела»,

- постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации».

В России адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В статье третьей рассматриваемого закона под адвокатурой понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Самоуправление адвокатуры регулируется законом о некоммерческих организациях, в частности, в ч.1 ст. 2 сказано: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Если обратиться к конституции РФ - в ней закреплено довольно важное положение в ч.1 ст 48 о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь должна оказываться бесплатно.

В статье 26 Закона об адвокатуре были закреплены два требования, при которых граждане могли претендовать на получение бесплатной юридической помощи - среднедушевой доход должен был быть ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта России, либо, гражданин мог быть отнесен к:

· истцы - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

· ветераны Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

· граждане, пострадавшие от политических репрессий - по вопросам, связанным с реабилитацией;

· граждане, которым требуется составление заявлений о назначении пенсий и пособий.

Закон о бесплатной юридической помощи развивает данные положения, в частности, к лицам, имеющим право претендовать на получение такой помощи относятся инвалиды I и II группы, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью и ряд других категорий граждан, которых должно защищать настоящее государство социальной ориентированности.

Федеральный закон N 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», пункт 1 ч. 1 ст. 26 изложил в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях...».

Вполне закономерной выглядит ситуация, когда адвокаты стремятся избежать оказания бесплатной юридической помощи гражданам, которые за ней обращаются. И можно уверенно утверждать, что качество такой помощи будет гораздо хуже, нежели при обычном обращении.

Помимо адвокатов юридическую помощь по гражданским делам могут осуществлять и другие лица. Согласно ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (доверенность). Таким образом, адвокат - не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства. За последние несколько лет в России получили развитие общественные неправительственные организации по защите прав человека, как правило, специализирующиеся на определенных делах и помогающие малообеспеченным гражданам бесплатно. Государству следовало бы обеспечить благоприятный режим (в том числе налоговый) для работы этих общественных (благотворительных) организаций. Вместе с тем необходимо создать государственные юридические приемные, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи.

Говоря о личности адвоката, можно выделить следующие требования:

Адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии.

Честь и достоинство. В этом плане адвокат приравнивается к военному офицеру, и это только усиливает к нему уважение со стороны общества.

Государство приняло ряд мер для защиты и прав самих адвокатов - например, имеется положение о компенсации расходов защитника в уголовном процессе, назначаемого за счет государства - в частности, компенсируются транспортные расходы.

Регламентированы на законодательном уровне его права при сотрудничестве с правоохранительными органами, например - в приказе МВД от 24 июля 2013 г. проработано право на снятие копий с материалов уголовного дела своего подзащитного.

Заключение

 

Отечественная адвокатура в своем развитии прошла немалый путь, возможно и не такой длинный, как у других стран, но, по крайней мере, не менее яркий.

Несомненно, были и трудные периоды, особенно до реформы 1864 года, когда статус представителя в суде имел крайне неблагоприятную оценку со стороны общества, и стать таковым, по сути, мог любой желающий, даже не обладающий самыми необходимыми знаниями. Со временем, целью деятельности таковых представителей стало не максимальное замедление судебных тяжб, а именно защита интересов лица, обратившегося за помощью, и скорейшее и наиболее эффективное разрешение возникшей спорной ситуации. Формировались критерии отбора кандидатов, требования, предъявляемые к лицам, желающим выступать в качестве представителя в суде и оказывать правовую помощь, совершенствовалось качество их подготовки, ужесточалась ответственность за их неподобающее поведение. Можно с уверенностью сказать, что время смогло очистить зародившийся светлый образ человека, оказывающего юридическую помощь от нежелательных элементов, вызывающих негативную реакцию, и привить в обществе осознанное уважение к этой профессии.

Адвокатура это институт, ключевой целью которого является оказание профессиональной помощи в защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Закон 2002 года освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы ее деятельности в условиях серьезных социальных перемен в жизни общества. Принятие данного закона было логически обосновано как изменившемся государственным строем в нашей стране, так и в целом - отношением общества ко многим социальным явлениям.Закон об адвокатуре содержит в себе положения о таких элементах как самоуправление адвокатских коллегий, что дает стимул для их самостоятельного развития, подчинение коллегии и конкретного адвоката только закону и адвокатской этике, что позволяет эффективнее разрешать стоящие перед ними задачи, отсутствие административно-территориальных преград в деятельности адвоката позволяет беспрепятственно осуществлять свою деятельность на территории всей страны, отсутствие необходимости учета, приписки к конкретному судебному органу облегчает возможность смена места деятельности, благоприятно сказываясь на равномерном распределении специалистов данной области.

В целом, в качестве вывода по данной работе можно отметить следующее:

Из любителя, знающего только, как обращаться с чиновниками и не сильно владеющего грамотой, адвокат вырос до человека, способного без труда ориентироваться в современном законодательстве, искать наиболее разумные и наиболее выгодные варианты разрешения возникающих ситуаций, адвокат стал профессионалом своего дела, человеком, завоевавшим уважение общества.

 

 


 

Список литературы

1. Бахарев П.В. Основы адвокатуры: учебно-методический комплекс: М.: ЕАОИ, 2008, С. 15.

2. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Адвокатура России: учебник. М: Юрист, 2007, С. 8.

3. Грудицына Л.Ю., Адвокатское право: учебник. М.: Деловой двор, 2009, с. 8-9.

4. Демидова Л.А., Сергеев В.И., Адвокатура в России: учебник. М.: Юстицинформ, 2010, С. 19.

5. Демидова Л.А. Адвокатура в России: Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2008, с. 17-22.

6. Кожевников М.В., Советская адвокатура. М.: 1939, С. 12.

7. Кони А.Ф., Арсеньев К.К., Заметки о русской адвокатуре. М.: Автограф, 2001, С. 7.

8. Кучерен А.Г., Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: учебник. М.: Юркомпани, 2011, С. 6.

9. Невская М.А., Шалыгина М.А., Адвокатура и нотариат: конспект лекций. М.: Эксмо, 2007, С. 17.

10. Сергеев В.И. Адвокатура в России: учебник для вузов. М.: Юнистицинформ, 2011, С. 14.

11. Смирнов В.Н., Смыкалин А.С., Адвокатура и адвокатская деятельность: учебник. М.: Юрист, 2010, с. 9-10.

12. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской федерации: учебник. М.: Феникс, 2007, с. 23-24.

13. Комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ / Под ред. Степашина М.С. - М.: Норма, 2008, С. 20.

14. Бекалли, Х. К вопросу формирования института адвокатуры в России (1864-1917 ГГ.) / Х. Бекалли // Российский адвокат.- 2013.- № 5.- С. 17.

15. Богданов, Е. Государственная политика в отношении адвокатуры России XVIII-XIX в. / Е. Богданов // Адвокат. -2012. -№3. -С. 45.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: