Символический язык канона




Феномен канона вискусстве Древнего Египта. Сложение основных канонических типов изображения. Палетка Фараона Нармера.

Капишникова Софья ФТИИ 1 курс

Содержание

Роль искусства в Египте.

Что такое канон?

Символический язык канонов

Общие каноны

Символика материала

Символика цвета

Символика поз и жестов

Палетка Фараона Нармера – образец символизма и канона.

Роль искусства в Египте

 

СЛАЙД 2

В разные времена люди выражали на языке символов свое мировоззрение, понимание великих истин и тайн бытия. Всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость соединить видимое и невидимое, когда для выражения этого одних слов было недостаточно, - человек прибегал к удивительному языку символов. Для древних египтян символы были частью их жизни.Все, что окружало египтянина, несло для него особое значение, все скрывало в себе живую душу символа.

 

СЛАЙД 3

Например, в распространенном в Египте жуке-скарабее они видели олицетворение солнца. Подобно небесному светилу, скарабей проделывал свой путь с запада на восток. В то же время солнце это золотой диск, путешествующий по небу.

 

СЛАЙД 4

А что такое небо? По представлению египтян, небо - это и река, по которой плывет ладья Миллионов лет, это и крылья коршуна, и тело богини Нут и небесная корова.

Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, больше, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно "оживляло" образ, меняло его, внося нетленность, божественность, скрытый смысл. То есть вот такое изображение безусловно красивое, но в нем больше вопросов, чем изящества.Оно ближе к литературе, к повествовательному искусству, чем к изобразительному.Искусству в древнем Египте должно было стать мостом между преходящим и вечным, местом встречи божественного и земного.

 

СЛАЙД 5

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".

Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

 

Что такое канон?

Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило".
Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выраженияправил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.
Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.

 

Символический язык канона

(СЛАЙД 6)

В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Египтяне избавлялись от всего случайного, преходящего, иллюзорного в том числе от перспективы. Предметы и пространство в перспективе искажаются, а значит не могут быть запечатлены. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.Египетские мастера не просто воспроизводили внешний вид, который воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной. (СЛАЙД 6 «Строительство храма Амона»).

Общие каноны

(слайд 7) − все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны.

(слайд 8) − художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с натуры. Они выполнялись по памяти или со специальных масок, специальных заготовок для скульптуры;

(слайд 9) − на египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций. Все земные переживания должны были остаться на земле. Портретам присуще безучастное выражение лица, обращенное в вечность

(слайд 9) − чем значимей был человек, тем большей по размеру изображалась его фигура. Разница в изображении подчеркивала социальную иерархию, социальную значимость изображенной фигуры.

(слайд 10) − если человека изображали в полный рост, то лицо и ноги нужно было обязательно изобразить в профиль, а грудь развернуть в фас, чтобы сердце было повернуто к зрителю. Профильное изображение подчёркивало, что человек одной частью своего тела принадлежит земле, а второй − вечности.

Символика материала

В Древнем Египте очень важное символическое значение имел материал, из которого создавались произведения искусства. Для мастеров то, из чего делали - камень, фаянс, стекло, дерево, металлы, - было не менее важно, чем то, что делали.
Камни символизировали неизменность, постоянство, незыблемость и вечную жизнь. В работе египтяне использовали различные породы камня. Песчаник и известняк шли на строительные нужды, базальт, диорит, брекчия, шифер, алебастр, кварцит и гранит использовались для изготовления скульптур, сосудов, ламп и саркофагов, а полудрагоценные камни - лазурит, сердолик, бирюза - для изготовления ювелирных изделий и амулетов. Им приписывались различные защитные и магические свойства.


(слайд 11)

Джехнет (египетский фаянс) и полупрозразное стекло являлись заменителями камня. Окрашивали их в разные цвета: бирюзовый, красный, синий, зеленый - при помощи пудры полудрагоценных камней и оксидов металлов. В зависимости от цвета фаянс имитировал тот или иной камень.
(слайд 11)

Многие предметы изготавливали из дерева, умело используя его природные свойства.

Мебель, ритуальные скульптуры, саркофаги, шкатулки делали с учетом породы дерева, вкладывая в это определенный символический смысл. Особенно ценились ливанский кедр,ассоциировавшийся с богом Осирисом, сикомора - дерево богини Хатхор, персея, ива.

(слайд 12)

Еще в глубокой древности египтяне научились выплавлять и использовать золото, серебро, медь, свинец, железо. Египтяне считали, что плоть богов сделана из золота. Оно символизировало нетленную природу всего сущего, вечную жизнь и солнечное сияние. Листовым золотом обычно покрывали вершины обелисков, которые отражали лучи солнца и символизировали их. Серебро (хедж) несло в себе лунный свет и посвящалось богу Тоту. Считалось, что кости богов сделаны из серебра.

(слайд 13)

Метеоритное железо - "металл небес" (биа-эн-пет) имел божественное, небесное происхождение, и поэтому из него изготавливались самые важные амулеты, например лезвия для ритуального ножа.

 

Символика цвета

В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и слово "iwen", которое использовалось для выражения понятия "цвет" в египетском языке, могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность".

В произведениях древнеегипетского искусства мы не заметим, что предпочтение художников отданы тому или иному цвету. Каждый цвет имеет свою функцию, свое предназначение, и поэтому в египетском искусстве выбор цвета очень важен.

Современный художник пытается передать реальность картины за счет изменения цветов, передачи объема, перспективы, тени и цвета. Для египетского художника все это не имело никакого значения. В первую очередь он пытался передать не внешнюю форму предмета, а его суть. И цвет в этом смысле был отражением природы существ и предметов.

В Египте каждый из цветов играл свою особую ноту, но нередко их символика пересекалась, сливаясь в едином звучании.

 

Белый цвет.(слайд 14)

Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождаетвсе остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства египтян. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.

 

Черный цвет. (слайд 14)

Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис как бог подземного мира часто изображался с черной кожей. Черными нередко рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную форму, несущую новую жизнь.

 

Зеленый цвет. (слайд 14)

Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками или прорастающий зелеными всходами. Имя богини-покровительницы Нижнего Египта переводится как "зеленая", поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: