Изменения эффективности когнитивного контроля в пожилом возрасте.




Вопросы для экзамена по курсу

«Современные исследования когнитивного контроля»

Величковский Б.Б.

 

1. Понятие о когнитивном контроле. Определение. Когнитивный контроль и произвольная регуляция поведения. Функции когнитивного контроля. Основные понятия теории управления. Когнитивный контроль и адаптация.

2. Классические концепции когнитивного контроля. Лобный синдром. Автоматическая и контролируемая обработка. Модель «Внимание-в-действие» Д.Нормана и Т.Шаллиса. Модель рабочей памяти А.Бэддели. Ранние исследования «воли» (Н.Ах).

3. Произвольное подавление как функция когнитивного контроля. Виды произвольного подавления. Тесты для оценки эффективности подавления (задача Эриксона, задача стоп-сигнал, задача Саймона и др). «Торможение возврата» как автоматическое подавление. Тесты для изучения подавления в детском возрасте. Подавление и старение.

4. Переключение задач как функция когнитивного контроля. Первые исследования переключения (эксперименты Джерсилда, Спектора и Бидермана, Олпорта и коллег). «Стоимость переключения» и возможные причины её возникновения. Эффективность переключения и использование внутренней речи. Возрастные изменения эффективности переключений.

5. Контроль и мониторинг ошибок как функция контроля. Роль мониторинга и исправления ошибок в адаптации к динамическому окружению. Понятие «контрольной петли». Эффект «пост-ошибочного замедления». Связанная с ошибкой негативность. Разрешение ошибок и разрешение конфликтов.

6. Комплексные тесты для оценки эффективности когнитивного контроля и их валидность. Комплексные «лобные» тесты (на примере задачи о Ханойских башнях, Висконсинского теста сортировки карточек, теста на вербальную беглость). Связи с элементарными функциями контроля. Конструктная валидность комплексных тестов.

7. Когнитивный контроль и память. Различия между автоматическими и контролируемыми процессами памяти. Процедура диссоциации процессов. Контроль эффективности произвольного запоминания. Контроль эффективности произвольного забывания. Проблема «ложных воспоминаний».

8. Когнитивный контроль и эмоции. Контроль и обработка эмоциональной информации. Подавление внешних проявлений эмоций. Стратегии когнитивной регуляции эмоций. Эмоции и дилемма гибкости-ригидности.

9. Когнитивный контроль и мотивация. Влияние мотивационных факторов на познавательные процессы. Эмпирические эффекты теории постановки целей (эффект высоты/сложности цели, эффект специфичности цели, эффект наличия обратной связи) и их трактовка в терминах когнитивного контроля. «Имплементационные намерения» и вероятность достижения целей.

10. Становление функций когнитивного контроля в детском и подростковом возрасте. Общая характеристика когнитивного изменений в течение жизни. Особенности развития лобных долей. Развитие отдельных контрольных функций (на примере задач A-not-B, задачи о Ханойских башнях). Отсрочка вознаграждения и социальная адаптация. Роль внешней и внутренней речи. Развитие контроля и возникновение индивидуальной теории психики.

Изменения эффективности когнитивного контроля в пожилом возрасте.

Закономерности нормального когнитивного старения. Старение и эффективность выполнения комплексных «лобных» тестов. Старение и эффективность переключения и подавления. «Фронтальная теория» старения. Методы компенсации возрастных дефицитов когнитивного контроля.

12. Патологии и нарушения когнитивного контроля. Нарушения контроля при травматических повреждениях головного мозга. Нарушения контроля при шизофрении. Нарушения контроля при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Функциональные нарушения контроля при утомлении и стрессе.


 

 

Литература:

Бэддели А.Д. Работает ли все еще рабочая память? // Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. / Под ред. М. Фаликман и В. Спиридонова. М., 2011. С. 312-321

Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология.- 2009.- Т. 2(3).- С. 78-91. (прилагаю)

Величковский Б.М. Сознания и контроль действия // Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т.- 2006. - Т. 1. С. 256 -334. (особенно пункт 4.4.2)

 

Величковский Б.М. Эволюция моделей рабочей памяти // Когнитивная наука. Основы

психологии познания. В 2-х т.- 2006. - Т. 1. С. 382 — 391.

Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.- М: Изд-во МГУ, 1988. Глава 2. Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Раздел 4.б. Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов (прилагаю)

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Внимание как управление действием // Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М., 1995. С. 200-214 (здесь нужно только описание модели Нормана-Шаллиса)

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Ошибки рассеянности // Психология внимания. Приложение 3 / Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.- М., 1995. С. 255-268

Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Питер, 2012. С. 64-77. С. 212-224.

Шнайдер У., Дюмэ С., Шиффрин Р.. Автоматическая и контролируемая переработка информации и внимание // Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. / Под ред. М. Фаликман и В. Спиридонова. М., 2011. С.243-253

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: