Тема 10. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. НАРОД И НАРОДОВЛАСТИЕ




В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия.

Народовластие — это принадлежность всей полноты власти народу. Принцип народовластия нашел отражение в целом ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так, статья 3 Конституции установила, что "единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, оп­ределенных Конституцией".

Власть осуществляется:

• народом в целом;

• частью народа, поживающей на соответствующей территории;

• избранными народом представителями;

• сформированными народом органами и производными от последних органами.

Власть народа в Республике Беларусь - это публичная власть. Целью ее осуществления является общественное бла­го. Она обращена ко всему обществу, каждому его члену и доступна всем.

Власть народа (публичная власть) в Республике Беларусь осуществляется в трех основных формах:

1. Государственная власть, суть которой выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, орга­низационными мероприятиями и принуждением со стороны государства. В отличие от общественной власти государствен­ная власть распространяется на всех граждан. Она осуществ­ляется непосредственно народом или органами государственной власти. Государственную власть в Республике Беларусь осуществляют Президент, Парламент - Национальное собрание. Правительство — Совет Министров, Конституционный Су, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, иные суды.

2. Общественная власть как объединение отдельных групп граждан, общественных организаций и движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов, при проведении совместных акций. Члены и участники общественных формирований, совместных акций добровольно подчиняются коллективно установленным правилам, опираются на методы общественного воздействия.

3. Смешанная общественно-государственная форма в виде власти органов местного самоуправления в областях районах, городах, поселках и других регионах. Местное самоуправление следует рассматривать как форму народовластия, обеспечивающую населению возможность самостоятельно под свою ответственность решать вопросы местного значения, т.е. управлять своими делами на соответствующей территории. Оно реализуется на собраниях, сходах, граждан по месту жительства либо на местных референдумах. Вопросы местного характера могут решаться избранными представительными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

В зависимости от форм волеизъявления народа наука конституционного права и конституционно-правовая практика обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Непосредственная демократия — это совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления на­родом в государстве принадлежащей ему власти; это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основу непосредственной демократии составляет Конституция Республики Беларусь, статья 3 которой гласит, что только народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Кроме того, институтами непосредственной демократии являются также народные обсуждения проектов важнейших государственных и территориальных решений и законов, народные инициати­вы, собрания граждан по месту работы и месту жительства.

В науке конституционного права принято делить институты непосредственной демократии на две группы:

• императивного характера;

• консультативного характера.

Особенность императивных форм непосредственной демократии состоит в том, что принимаемые народом решения являются окончательными и обязательными. Данные решения никакому последующему утверждению государственным органом или органом местного самоуправления не подлежат. Императивными формами непосредственной демократии являются императивный референдум, выборы депутатов и должностных лиц населением.

Особенность консультативных форм непосредственной демократии состоит в том, что выявленная с их помо­щью воля народа отражается в решении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Консультативными формами непосредственной демократии принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициативы (в том числе и правотворческие).

В то же время следует учитывать, что решения собраний (сходов) граждан в одних случаях носят императивный ха­рактер (например, при выборах органов общественного самоуправления, выдвижении кандидатов в депутаты), в других – консультативный характер (например, при выражении свое­го мнения по вопросам строительства нового объекта и т.п.).

Понятие "непосредственная демократия" идентично за­частую употребляющимся понятиям "прямая демократия", "непосредственное народовластие".

Наиболее распространенной формой непосредственной демократии являются выборы. Под выборами в конституци­онном праве обычно понимают участие граждан в осуществ­лении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в госу­дарственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти. С помощью выборов фор­мируются или избираются различные органы государственной власти - парламенты, президенты, губернаторы, судебные органы, а также органы местного самоуправления.

Важнейшей формой прямого народовластия является референдум. Референдум — это голосование всего народа или населе­ния какой-либо территории, всенародный опрос, в котором при­нимают участие все граждане, имеющие избирательные права.

Закрепив положение о том, что носителем суверенитета я единственным источником власти является народ, Конституция Республики Беларусь установила, что для решения важнейших вопросов государственной и общественной жиз­ни могут проводиться республиканские и местные референ­думы (статья 73). Ранее вопросы, связанные с проведением референдумов в Республике Беларусь, регулировал Закон от 13 июня 1991 г. "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь", который утратил силу в связи с при­нятием 11 февраля 2000 г. Избирательного кодекса Республики Беларусь. Согласно статье 111 указанного Кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т. е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права это в форме правления уделяется особое внимание.

Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII — XIX вв. и представляет собой сово­купность следующих принципов:

1) национальное (народное) представительство учреждается Конституцией;

2) нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть;

3) нация (народ) избирает в парламент своих представи­телей - депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев) - для осуществления законодательной власти;

4) депутат (член) парламента является представителем всей нации (а не только тех, кто его избрал).

Современная представительная демократия позволяет осуществлять власть в государстве непрерывно, а представительные органы формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо иных решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и государственным аппаратом.

Основной целью осуществления народовластия в Республике Беларусь является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Формы правления

Форма правления – это порядок формирования высших органов в государстве (Парламента, Президента, Правительства), их компетенция, взаимоотношения между собой и гражданами. Различают в мире две основные формы правления – монархию и республику.

Термин «республика» в переводе с латинского языка означает «общее дело» (respublicum). Республика – это форма правления, характеризующаяся тем, что все высшие органы власти в государстве на ротационной основе избираются народом (гражданами) либо посредством прямых выборов, либо при помощи многоступенчатых или косвенных выборов, а взаимоотношения между ними осуществляются на основе принципа взаимосвязей и разделения ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Существуют три основные республиканские формы правления – парламентская, президентская и смешанная президентско-парламентская.

При всем разнообразии форм правления и различной компетенции каждая из систем власти в том или иной государстве общим признаком является то, что в конституционных, демократических, правовых государствах парламент, избранный на основе демократических принципов, обладает системообразующей, определяющей ветвью власти. Особенность формы правления в том или ином государстве обусловливается ролью и местом исполнительной власти (наличием или отсутствием) в системе обособленных ветвей власти.

Парламентская республика. Парламент формирует правительство, состав его предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий.

Особенность парламентской республики составляет то, что существует единство высших эталонов власти, так как глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет формируются и контролируются парламентом. В то же время при формальном верховенстве парламента фактически вся полнота власти принадлежит правительству. Ключевой фигурой является премьер-министр.

Президент в парламентских республиках обладает лишь представительными полномочиями (в частности, представляет парламенту кандидатуру премьер-министра, принимает его отставку и др.).

Парламент обладает правом выражения вотума недоверия правительству, в результате которого правительство может быть отправлено в отставку. В свою очередь, в большинстве парламентарных стран правительство в ответ на вотум недоверия обладает правом распускать парламент.

Правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются освобождаются президентом.

К парламентарным республикам относятся такие страны, как Венгрия, Италия, ФРГ и др.

Республика Беларусь до принятия Конституции 15 марта 1994 г. по форме правления также относилась к парламентской. В целом парламентарная форма правления стран …

Президентская республика как форма правления характеризуется тем, что избранный глава государства, как правило, одновременно является главой исполнительной власти, главнокомандующим и занимает ключевые позиции в руководстве государством.

Исторически президентская республика впервые была образована в США. Президент в президентской республике избирается непосредственно народом (гражданами) (Мексика, Колумбия, Венесуэла и др.) или посредством косвенных выборов (США).

Президент может быть освобожден от должности в случае измены или свершения иного тяжкого преступления.

Правительства как самостоятельный организационной формы.

Исполнительная власть осуществляется через систему органов (министерств, секретариат и др.), контролируемых самостоятельно президентом.

Правительство не ответственно перед парламентом. Это означает, что парламент не имеет права объявления вотума недоверия правительству или отдельным его членам (министрам). Равным образом президент так же не имеет права роспуска парламента, даже по формальным основаниям.

Вместе с тем в президентских республиках существует система противовесов, что предотвращает узурпацию власти какой-либо ветвью власти. Прежде всего законодательная власть запрашивает отчеты о деятельности исполнительной власти. В США и других странах принятию важных решений предшествует их детальное обсуждение в парламенте, его палатах. Назначение на должность президентом министров и др. осуществляется по согласованию с парламентом (в США с сенатом).

Президент, подписывая законы, является участником законотворческой деятельности. Он обладает правом вето, тем самым затрудняя принятие законов.

Республика Беларусь по Конституции Республики Беларусь (в ред. 15.03.1995 г.) являлась по форме президентской республикой. Президент выступал главой государства и главой исполнительной власти. Некоторые функции исполнительной власти возлагались на Кабинет Министров, который функционировал при Президенте Республики Беларусь. Таким образом, Республика Беларусь согласно Конституции являлась по форме правления президентской при определяющей роли Верховного Совета БССР.

Смешанная форма правления обладает чертами парламентарной и президентской формами правления. Идеально предполагается, что такое сочетание призвано обеспечить эффективное функционирование системы. Идея такого рода формы правления состоит в том, чтобы усилить роль парламента в отношении правительства.

В качестве классической парламентско-президентской формы правления может рассматриваться Франция.

Президент является лишь главой государства. Учреждается правительство. Особенность его состоит в том, что оно существует в форме бицефальной исполнительной власти. Ее олицетворением выступают Президент и Правительство. Правительство, как и при парламентарной форме правления, формируется из сторонников партии (партий), получивших парламентское большинство. Правительство (во Франции) несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием (нижней палатой парламента), что свойственно для парламентарной формы правления.

Республика Беларусь обладает некоторыми признаками смешанной формы правления. Учреждается правительство. Согласно ст. 106 Конституции. Как и при парламентской форме правления правительство подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом.

В частности, Парламент решает некоторые вопросы формирования и деятельности Правительства.

Премьер-министр назначается президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей (ст. 106 Конституции).

Кроме того, Парламент осуществляет некоторые контрольные функции в отношении Правительства, а именно проводит парламентские слушания по актуальным вопросам, депутаты наделены таким правом, как депутатский допрос.

В ведении Президента сосредоточен по существу весь комплекс важных вопросов в сфере исполнительной власти (аналогично президентской форме правления). Президент Республики Беларусь является фактически главой исполнительной власти: он определяет систему и структуру Правительства, формирует его, назначает министров и отправляет в отставку по собственному усмотрению, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты Правительства и др.

Президент Республики Беларусь обладает правомочиями, свойственными парламентской форме правления, а именно отставка Правительства и роспуск Парламента.

В целом Республика Беларусь по форме правления относится к суперпрезидентской форме правления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: