Договором об образовании Союзного государства предусматривается образование двухпалатного парламента: Палаты Союза и Палаты Представителей. Фактически такой парламент не создан, а функционирует парламент Союза Беларуси и России – Парламентское собрание Союза, являющееся представительным органом Союза Беларуси и России.
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.
В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.
Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.
Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета:
· разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
· вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществляет руководство их деятельностью;
· обеспечивает контроль за выполнением положений настоящего Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
· осуществляет управление собственностью Союзного государства;
· обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
· координирует процесс унификации законодательства государств-участников;
· способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
· осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Договором и Высшим Государственным Советом.
Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции.
Председатель Совета Министров:
· осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
· представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союзного государства ежегодные доклады о деятельности Совета Министров;
· подписывает акты Совета Министров;
· по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союзного государства.
Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.
Постоянный Комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.
Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития Союзного государства.
Государственный секретарь и члены Постоянного Комитета назначаются на четырехлетний срок. Порядок их досрочного освобождения определяется Высшим Государственным Советом.
Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Члены Постоянного Комитета назначаются и действуют в личном качестве.
Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.
В состав Суда входит 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.
Судьи назначаются сроком на 6 лет. Допускается их назначение еще на один срок.
Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда.
При первоначальном назначении треть судей назначается сроком на 2 года и треть – на 4 года.
Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства-участника.
Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.
Решения Суда принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.
Для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата.
Счетная палата состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений.
Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров. Члены Счетной палаты назначаются независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являются. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.