Основы правового положения (статуса) человека и гражданина - один из важнейших институтов конституционного права Республики Беларусь. Его нормы являются исходными, основополагающими для всех остальных институтов этой отрасли права. Обеспечение, защита основных прав, свобод и законных интересов человека - главная цель права вообще и конституционного в частности.
Согласно ст.. 2 Конституций "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией".
Конституционно-правовой статус личности как институт конституционного права – это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социального, политического развития конкретного государства.
Правовой статус личности определяется совокупностью прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего законодательства.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы, которые составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.
Можно выделить следующие причины того, почему одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве.
1. Значимость данного права и свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества.
Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и свободы.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно.
3. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойства:
а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;
б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.;
в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;
г) основные права и свободы граждан Республики Беларусь отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Республики Беларусь. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;
д) основные права и свободы гражданина Республики Беларусь не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.
Принято выделять несколько видов правового статуса:
1) общий или конституционный статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т. д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством;
5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.);
6) статус физического лица и т. д.
Общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т. е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.
В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия, входят следующие компоненты:
• гражданство;
• основные права, свободы, законные интересы и обязанности;
• правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;
• правовые принципы;
• гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.
Принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые государством и правом основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение им своих обязанностей.
Принципами правового положения граждан в Республике Беларусь являются:
1. Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В ст. 22 Конституции Республики Беларусь закрепляется: "Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов". Таким образом, принцип равноправия - это основополагающий принцип статуса человека и гражданина, который включает в себя следующие три аспекта:
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод человека и гражданина;
- равноправие мужчины и женщины.
Равенство всех перед законом и судом означает, что закон в равной мере обязателен для всех, а суд в равной мере доступен и справедлив для всех.
Равенство прав и свобод человека и гражданина означает их признание за всеми людьми в равной мере независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (ч.3 ст. 21 Конституции Республики Беларусь). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Республики Беларусь не может быть лишен гражданства (ч. 2 ст. 10 Конституции Республики).
3. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставляются, их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.
Статья 1 Конституции Республики Беларусь объявляет Республику Беларусь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ч. 1 ст. 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что "обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства".
5. Соответствие международно-правовым актам. Часть 1 статьи 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что в Республике Беларусь "признается приоритет общепризнанных принципов международного права".
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина. В общем виде, этот принцип закреплен в ст. 23 Конституции Республики Беларусь, которая устанавливает, что в Республике Беларусь "ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц".
Конституция, как Основной Закон государства, не может закрепить все возможные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них.
Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции Республики Беларусь, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ч,2 ст. 64 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ч.6 ст. 44 - ограничения в части осуществления права собственности и т.д.