Система и виды государственных органов.




Государственные органы Республики Беларусь образуют их систему. Система – взаимосвязанная совокупность государственных органов, призванных обеспечивать разработку и реализацию единой государственной политики, цели и задачи во всех сферах жизнедеятельности общества и государства (экономической, политической, социальной и др.) посредством реализации возложенных на них функций и использования присущих каждому из них форм и методов управления.

Все государственные органы находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Эта связь выражается прежде всего в иерархической зависимости подчиненных нижестоящих органов вышестоящим: вышестоящие органы формируют нижестоящие; выдают (издают) предписания, обязательные к исполнению последними, и др.

Государственные органы одного управления координируют, согласуют свою деятельность между собой, разрабатывают оптимальные меры по реализации совместных функций.

21.3. Классификация государственных органов, выделение их определенных групп, различающихся по их назначению, не только теоретическое, но и практическое значение в области разграничения компетенции между ними, оптимизации функций и полномочий.

Можно классифицировать государственные органы в зависимости:

от их места и роли в системе государственных…;

функционального назначения;

территории деятельности.

 

В зависимости от места и назначения государственных органов в соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе государственных органов принадлежит Президенту. Президент как глава государства осуществляет общегосударственные функции: представляет государство, назначает выборы и референдумы, принимает меры по обеспечению национальной безопасности и др., осуществляет нормотворческую деятельность (право законодательной инициативы, подписание законов, издание нормативных правовых актов и др.); принимает действенное участие в реализации функций исполнительной власти; осуществляет кадровую политику, назначая субъектов на … должности; обеспечивает единство, согласованность в деятельности государственных органов и др.

Парламент – законодательный и представительный орган. Обеспечивает решение основополагающих функций: законотворческой, контрольной, кадровой (назначение, избрание должностных лиц и др.).

Правительство – в соответствии со ст. 106 осуществляет функции исполнительной власти, обеспечивает реализацию законов, декретов, указов Президента в форме организационно-правовой и законодательной деятельности. Ключевые вопросы решаются под непосредственной координацией Президента Республики Беларусь.

Судебная система. Правосудие осуществляется исключительно судами. Суды общей юрисдикции (Верховный Суд, областные (Минский городской), районные, городские) рассматривают уголовные, гражданские, трудовые, экономические, административные споры. К специализированному суду относится Конституционный Суд Республики Беларусь, призванный осуществлять конституционный надзор (контроль) за конституционностью законов и других нормативных правовых актов.

В зависимости от функционального назначения выделяют органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции (Совет Министров, исполкомы) призваны решать вопросы, имеющие ключевое значение (подготовка планов социально-экономического развития, бюджета, утверждение целевых программ и др.), решают вопросы, имеющие межотраслевое значение, регулируют, контролируют и координируют деятельность отраслевых и функциональных.

Органы специальной компетенции (отраслевой и функциональной)

Отраслевые органы (министерства, комитеты, управления, отделы исполкомов) управления призваны обеспечивать функционирование предприятий, организаций (учреждений), осуществляющих выпуск товаров, оказание услуг. Это система министерств (и подчиненные им органы, организации): архитектуры и строительства, промышленности, игорного комплекса, образования, здравоохранения, культуры и др.).

Функциональные органы призваны осуществлять специфическую деятельность в определенной сфере. Это властно-распорядительная, надотраслевая деятельность осуществляется Министерством охраны общественного порядка, Государственным комитетом пограничных войск, Государственным таможенным комитетом, Комитетом государственной безопасности (их организациями, учреждениями) в отношении органов и организаций, не находящихся в их подчинении.

В качестве специфического вида государственных органов выделяют контрольно- надзорные органы (прокуратура, Комитет государственного контроля). Контрольно-надзорная деятельность представляет одну из форм управленческой деятельности. Следовательно, органы прокуратуры, Комитета государственного контроля, осуществляющие контрольные функции, не могут не рассматриваться как специфический вид органов государственного управления.

В зависимости от территории деятельности различают общегосударственные и местные органы. Общегосударственные органы – это центральные государственные органы (Президент, Парламент, Совет Министров, республиканские органы управления (министерства, государственные комитеты)). Они распространяют свою деятельность в целом на территорию страны.

Местные государственные органы (местные советы, исполкомы) действуют в пределах соответствующих административных территориальных единиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: