Понятие, структура, состав, порядок формирования.




Парламент (от лат. parlare – «говорить») – общенациональный представительный орган государства.

В соответствии со ст. 90 Конституции Республики Беларусь «Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь».

В современных конституциях парламент характеризуется как носитель верховной законодательной и представительной власти. Представительные учреждения возникли уже в феодальных государствах. Они являлись сословно-представительными совещательными учреждениями при монархе. Парламенты в подлинном их значении как общенациональные представительные учреждения возникли в XVII–XVIII вв. в буржуазном государстве. В этот период объективировалась и получила распространение такая категория, как парламентаризм.

Парламентаризм – система правления, характеризующаяся строгим распределением законодательной, исполнительной и судебной функций при реальном верховенстве парламента по отношению к другим государственным органам (Президент, Правительство).

Парламент, парламентаризм – взаимосвязанные категории, но не тождественные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может формально функционировать без важнейших свойств и элементов парламентаризма.

Парламент Беларуси как представительный орган государства призван выступать в качестве легитимного выразителя интересов и воли народа. Эффективное функционирование такого рода учреждения (органа) дает основание утверждать о наличии парламентской демократии, сущностную основу которой составляет суверенитет народа.

Парламент в качестве законодательного органа призван регулировать важнейшие вопросы общественной и государственной жизни страны. В этом контексте Парламент Беларуси выступает не только как одна из самостоятельных ветвей власти. Его нормативные акты (законы) обладают учредительными свойствами, или определяется правовой статус высших органов государственной власти (Президента, Совета Министров, Конституционного Суда, Прокуратуры и др.). Такого рода полномочия не могут не составлять прерогативу Парламента.

В этом аспекте конкурирующим с ним субъектом может выступать лишь народ в порядке реализации права не только законодательной инициативы, но и принятия законов посредством референдума.

Законодательные полномочия составляют главную часть деятельности Национального собрания. Кроме того, этот орган призван осуществлять ряд контрольных функций, а также решать кадровые вопросы, связанные с назначением (избранием) на высшие государственные должности.

Парламент Беларуси состоит из дух палат: Палаты представителей, Совета Республики (ст. 90 Конституции).

Двухпалатный парламент свойственен федеративным государствам, где одна палата – нижняя – избирается гражданами государства, а другая палата – верхняя – формируется (избирается) из субъектов федерации. Двухпалатные парламенты не свойственны для унитарных государств. Создание двухпалатных парламентов обусловливается необходимостью не только повышения качества законов, а в существенной мере соображениями политического свойства. Совет Республики призван обеспечивать баланс различных инициатив, гарантии стабильности в обществе.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривается как орган, представляющий интересы всего населения Беларуси. Согласно ст. 91 Конституции Палата представителей состоит из 110 депутатов. Их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является платой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Субъекты, составляющие Совет Республики, называются членами Совета Республики, а не депутатами, так как непосредственными представителями народа они не являются.

Критерии градации палат по их функциональному назначению являются относительными. Палата представителей, избранная по мажоритарной системе голосования (на основе императивного мандата), является по существу палатой территориального представительства. Равным образом Совет Республики, призванный осуществлять общегосударственные функции (участие в избрании (назначении) высших должностных лиц, законотворческой деятельности и др.), не может не рассматриваться в качестве органа общегосударственного представительства.

В целом введение двухпалатной структуры Парламента Беларуси оценивается неоднозначно. Функционирование двухпалатного Парламента усложняет законодательный процесс. К тому же влияние Совета Республики на качество принимаемых законов незначительное, так как Палатой представителей в своей основе принимаются научно обоснованные законы. Кроме того, в качестве контрольной (надзорной) инстанции в законодательстве выступает Конституционный Суд, который в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» призван давать заключения в порядке предварительного контроля по предложению Президента Республики Беларусь о конституционности принятых Парламентом законов (законопроектов).

В этом контексте в перспективе, видимо, отпадет необходимость во второй палате – Совете Республики в составе Национального собрания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: