Ча́рльз Ди́ккенс — английский писатель, романист и очеркист.
Первый период (1833—1837)
· сатирическая направленность
· во-вторых, этическая антитеза «добра и зла», выраженная «в споре между Правдой — эмоциональным восприятием жизни, основанном на воображении, и Кривдой — рациональным, интеллектуальным подходом к действительности, основанном на фактах и цифрах
Второй период (1838—1845)
· стал изображать жизнь детей.
· Тема детства в его романах напрямую связана с темой «больших надежд», которая становится центральной
Гюста́в Флобе́р — французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.
Эми́ль Золя́ — французский писатель, публицист и политический деятель.
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения,
Золя - художник больших, необозримых полотен. Ему тесны были масштабы одной книги, одного романа, и потому он объединял свои произведения в огромные циклы и серии.
Героями своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового учения - социализма (в его утопической форме). В целом же концепция натурализма, предложенная Золя, наполнена разногласиями и крайностями.
Стендаль — французский писатель, один из основоположников психологического романа. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.
Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская“» (1830). В первой из них он трактует романтизм не как конкретно-историческое явление, присущее началу XIX века, а как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля — Шекспир, который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия»[4]. Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица». По мнению писателя, куда продуктивнее в традиции мадам де Лафайет «описывать страсти и различные чувства, волнующие их души»[4]. Как и другие романтики, Стендаль жаждал сильных чувств, но не мог закрывать глаза на торжество мещанства, последовавшее за свержением Наполеона.
Искусство XIX в.: романтизм, реализм, импрессионизм и постимпрессионизм.
Особенности и датировка основных направлений в искусстве.
· Романтизм конец XVIII века — первая половина XIX века
· Реализм 2-й половины XIX века.
· Импрессионизм последней трети XIX — начала XX веков
· Постимпрессионизм со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Характерные черты романтизма.
· Разочарование в идеи просвещения
· На первое место ставили чувства
· Глубокие философские изыскания
· Разрыв между идеалом и действительностью
· Идеал не воплотить в жизнь
· Предпочтительно мир фантастики, мифологии
· Человек во враждебном мире или во враждебном отличие
· Распространяется образ двойника
· Конфликт героя и окружения
· Молодой человек, только вступивший во взрослую жизнь
· Герои путешествуют (обычно это восток)
· Любили в основном средневековую историю
Основные особенности реализма в литературе.
· Интересовала реальная действительность
· Все поступки человека определялись окружающей социальной средой
· Активная критика окружающего общества
· Правдивое изображение жизни
· Большое внимание уделяли психологии
· Не было героизации, фантастических моментов
· Реализм проявлялся в прозе.
Особенности импрессионизма:
· Пейзажи и сцены из городской жизни
· наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления
· Особое внимание уделялось передаче цвета и света.
· эффект живого мерцания красок.
· не поднимал философские проблемы
· сосредотачиваются на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.
· позитивные стороны жизни, не затрагивая острые социальные проблемы
Особенности постимпрессионизма:
· синтез света и цвета, устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, построение картин на яркой цветовой гамме с выразительным рисунком и в свободных композиционных решениях.
· Художники отказались от трехмерности, заменив ее плоскостью, стали уделять внимание идейности картины, деформировали формы.
· повысил интерес к философским и символическим началам искусства.
· абстрактной форме и структуре в применении цветов и воспроизведении формы на поверхности холста.