В качестве первого (легитимного) этапа законодательного процесса рассматривается право законодательной инициативы, включающей управомоченного законом субъекта, обладающего таким правом, а также включающего совокупности документов, а именно: проект закона, обоснование необходимости его принятия, а том числе финансово-экономическое обоснование; документов, содержащих информацию о согласовании (визировании) с Президентом Республики Беларусь, исполнительно-распорядительными и другими государственными органами и организациями.
В соответствии со ст. 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм могут вноситься в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия.
Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь имеют право вносить в Палату представителей и Совет Республики предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. В этом случае проект закона подлежит рассмотрению каждой из палат Национального собрания в течение десяти дней со дня внесения проекта закона на их рассмотрение.
Иные заинтересованные государственные органы, другие организации вносят свои предложения о законодательном регулировании общественных отношений субъектам права законодательной инициативы.
Проекты законов, подлежащие первоочередному рассмотрению:
· о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;
· о толковании Конституции Республики Беларусь;
· непосредственно направленные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;
· о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
· подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства.
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено законом или Регламентом Палаты представителей Национального собрания.
Подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.
Председатель Палаты представителей или его заместитель назначают из числа постоянных комиссий Палаты представителей головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.
По предложению Председателя Палаты представителей или его заместителя Совет Палаты представителей может принять решение о создании из числа депутатов Палаты представителей специальной (головной) комиссии для работы над проектом закона.
Проект закона, внесенный субъектом права законодательной инициативы в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, сначала подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей.
Рассмотрение проекта закона Палатой представителей в первом чтении.
Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия.
По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.
Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.